name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.JPG

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Плацдарм отваги и мужества:

9 октября – 75 лет освобождению Кубани от немецко-фашистских захватчиков и завершения битвы за Кавказ

 

9 октября Кубань отмечает великую для всех нас дату – 75-летие окончательного освобождения от немецко-фашистских захватчиков и завершение битвы за Кавказ.

001.jpgВ приказе командующего Северо-Кавказским фронтом говорилось: «Сегодня, 9 октября 1943 г., войска 56-й армии стремительной атакой сломили последнее сопротивление врага и к 7.00 вышли на берег Керченского пролива. На Кубани и Таманском полуострове не осталось ни одного живого немца, кроме пленных. Последний этап битвы за Кавказ окончен. Ворота на Кавказ наглухо закрылись для врагов нашей Родины».

002.jpgС 10 сентября по 9 октября 1943 г. войска Северо-Кавказского фронта под командованием генерала И.Е. Петрова провели Новороссийско-Таманскую операцию, последнюю, победоносную, решающую в трудной и жестокой битве за Кавказ.

Но прежде было противостояние длиною в долгих 225 дней. Советские солдаты бились на Малой земле, уничтожая фашистов, но близко к Новороссийску подобраться никак не удавалось. Противник в черте города и порта построил более 500 оборонительных сооружений. Упустить Новороссийск означало для врага никогда не добраться до Закавказья и Ближнего Востока.

Сражавшиеся на этом крошечном плацдарме советские бойцы не искали славы – они защищали Отечество. Но на нашей земле с древности сохраняется традиция – закреплять в народной памяти имена тех, кто отдал жизнь за Родину. Вечной памятью их бессмертного подвига стали песни, книги, фотографии, монументы, картины.

Многие художники в первые дни и месяцы войны сменили палитру и кисть на оружие, уходя на фронт. По впечатлениям этих лет они создадут многочисленные произведения: от беглых зарисовок боевых товарищей и плакатов для фронтовых газет до жанровых станковых картин и монументальных росписей.

003.jpgПавел Яковлевич Кирпичев (1904-1999) был направлен на Малую землю в качестве военного художника. Не раз и не два приходилось ему откладывать карандаш и бумагу, брать в руки автомат и отбивать атаку врага. Более трех месяцев был П.Я. Кирпичев на Малой земле, создал множество карандашных портретов десантников и рисунков мест боевых действий. Правдивых, непостановочных и потому бесценных. Благодаря ему сегодня мы можем видеть, какими они были – защитники Малой земли. 46 листов фронтовых рисунков – как 46 страниц дневника, которые правдиво и взволнованно передают атмосферу напряженных боев за плацдарм, отвоеванный у противника под Новороссийском.

Работы художника П.Я. Кирпичева особенно важны для нас именно тем, что сделаны в боевой обстановке на знаменитой Малой земле под Новороссийском. «Место высадки куниковцев у рыбзавода» – так назвал художник свой рисунок, но нет уже этого места. Сначала его разрушили снаряды, а затем неумолимое время сровняло с землей, но долго еще сохранится оно в памяти народной таким, каким запечатлел его очевидец-художник. Подполковник Михаил Видов – последний портрет героя, сделанный за шесть дней до его гибели. Портрет Героя Советского Союза капитан-лейтенанта Николая Сипягина, нарисованный за полтора месяца до того, как он погиб смертью храбрых в Керченском проливе. Политрук Леонид Брежнев – просто один из многих воевавших. (Кирпичев П.Я. Малая земля. Новороссийский десант.1943 год. М. 1980; Кирпичев П.Я. 225 дней мужества. Краснодар.1978).

004.jpgБои в городе продолжались около года. В них участвовали сотни тысяч людей. Работали агитбригады, выпускались фронтовые газеты, трудились художники. По причине несовершенства техники порой было проще нарисовать, чем сделать фотографию.

Леонид Сойфертис, Борис Пророков, Виктор Цигаль, Павел Кирпичев и Константин Дорохов, как и фотограф Евгений Халдей, донесли до нас то, что видели. В том числе и быт Малой земли. Ведь крошечный пятачок к моменту начала штурма превратился в обширный плацдарм площадью 30 квадратных километров, где солдаты сеяли пшеницу, заводили живность, налаживали хозяйство.

Вот девушки моют волосы. Солдат кормит кур. Самодельная мельница для зерна. Смешные ослики – лошадей не было, они пугались артобстрела, а ишачки только прижимали длинные ушки и продолжали подвозить боеприпасы. Боец прикуривает от костра, стоящая рядом барышня недовольно уперла «руки в боки». Бравый моряк старшина Буданов с ППШ. Медсестра Тося Бобкова – милое личико, кургузая шинелька. На многих рисунках имена в траурных рамках – погибли. (Художники на Малой земле. М. 1978).

005.jpgОдним из самых юных участников войны среди художников Кубани был Алексей Николаевич Шинкаренко (1927-2010), в чьем творчестве тема великого народного подвига стала главной. В оккупированной родной Анапе он вместе с друзьями-подростками вел подрывную деятельность. После одной из операций несколько участников группы были пойманы и повешены, а А.Н. Шинкаренко чудом уцелел. И прошел дорогами войны – от юнги боевого тральщика «Земляк» на Малой земле до участника освобождения Европы, встретившего Победу в Будапеште (Венгрия). Память о боях за Малую землю воплотилась во многих картинах художника, в том числе в автобиографической «Юнги 43-го. Огненная Малая земля. Новороссийск». (Шинкаренко А.Н. Графика. Живопись. Краснодар. 2007).

006.jpgСемь месяцев, с февраля 1943 года, длились кровопролитные бои за стратегический порт Новороссийск. Память об этом теперь живет в картинах художников: «Цемесская бухта» А.Ф. Фокина, «Малоземельцы» В.И. Лысенко, «Десант на Малую землю» Г.Г. Аракеляна. (Кубань и великие победы России в творчестве художников Краснодарского края. Краснодар. 2010).

007.jpgОдин из старейших отечественных художников-панорамистов Николай Георгиевич Котов (1889–1968), работая над диорамным триптихом «Освобождение Новороссийска в 1943 году», встречался с десятками участников битвы, по их рассказам делал эскизы, многократно корректировал, причем ветераны не раз вносили свои правки. И только потом художник свел все в общие полотна По сути, получилось не только выдающееся художественное произведение, а еще и некий документальный «снимок» штурма города. Сегодня диорамный триптих «Освобождение Новороссийска в 1943 году», хранящийся в Новороссийском г осударственном музее-заповеднике, имеет большую историческую ценность. (Рубежи великой эпохи. М. 1980).

Участник высадки десанта в Новороссийске Владимир Ефимович Цигаль (1917-2013), совместно с архитекторами Я.Б. Белопольским,          Р.Г. Кананиным и В.И. Хавиным, создал мемориальный комплекс «Малая земля», посвященный героическим защитникам города.

008.jpgНа горной дороге между Черным морем и склоном Маркхотского хребта проходит единственный путь вдоль черноморского побережья на Кавказ. Именно по этой дороге, захватив Новороссийск, немцы хотели двинуться, чтобы завладеть грозненской и бакинской нефтью. Одна из составляющих частей мемориального комплекса находится прямо на этой дороге, где с сентября 1942 по сентябрь 1943 года проходила южная граница фронта. Скульптор стилизованно изобразил руки бойцов, крепко сжимающих автоматы. Выполненные из кованой меди, они смонтированы на огромный «швеллер», который напоминает шлагбаум, преграждающий немцам дорогу на юг. В состав ансамбля «Линия обороны» входит памятник «Остов железнодорожного вагона» – немой свидетель непрерывного огня на передовой. Уже многие годы он служит напоминанием о мужестве, стойкости воинов, не пропустивших врага на Кавказ.

Другая часть мемориального комплекса находится прямо на берегу Цемесской бухты и имитирует нос корабля с фигурами морских десантников. Памятник сооружен на месте высадки в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года десантного отряда Новороссийской военно-морской базы под командованием майора Ц.Л. Куникова. Сломив ожесточенное сопротивление врага, десантники захватили важный плацдарм на южной окраине Новороссийска – этот каменистый клочок суши, прижатый к воде, вошедший в историю под названием «Малая земля». (Владимир Цигаль: Монументальная и станковая скульптура. Рисунки. Л. 1989; Мемориал у Цемесской бухты. М. 1983).

009.jpgШтурм Новороссийска стал одной из самых крупных наступательных операций. Историки называют ее блестящей, дерзкой и безупречной. С 10 по 16 сентября 1943 года в городе шли ожесточенные бои, а когда из Новороссийска выбили фашистов, в Москве дали торжественный салют в честь войск Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота.

Затем наши войска преследовали отступающие части немецких подразделений. И, наконец, 9 октября враг был изгнан с Таманского полуострова. Закончились кровопролитные бои на Кубани и завершилась суровая битва за Кавказ.

В этом году знаменитой битве и освобождению Кубани исполняется 75 лет. Но никогда не будет забыт далекий октябрь 1943 года. Потому что есть события и даты, над которыми не властны ни время, ни повседневная суета. Они навечно остаются в памяти поколений.

  

Подготовила заведующая отделом

литературы по искусству О.Н. Полякова

 

 

График работы библиотеки: ежедневно с 9.30 до 19.00 часов, кроме пятницы и последнего дня месяца.

Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, дом 8

 

Дополнительные услуги

- Доступ к диссертациям в электронной форме, хранящимся в Российской государственной библиотеке (г. Москва).

- Поиск информации в базах данных по различным тематикам (патенты, право, юриспруденция, социология, психология, маркетинг, реклама и др.).

- Копирование информации на флэшку, компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере, ксерокопирование.

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов, внесение поправок в набранные тексты (редактирование).

 



yandex tounb-logo.gif libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки