name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


«Его величество – Джаз!»

 

   Джаз вид музыкального искусства, возникший в конце XIX – начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получивший впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

   Колыбелью джазовой музыки принято считать Новый Орлеан. Основоположниками новоорлеанского джаза были Джелли Ролл Мортон, Бадди Болден и Кид Ори.

   1917 год ознаменовался началом нового этапа развития джаза, но уже в Чикаго. Там стали деятельно создаваться джазовые оркестры, которые исполняли композиции, отличающиеся не только усложнёнными аранжировками, но и особыми исполнительскими приёмами. Яркими представителями «чикагского джаза» являются Джо Кинг Оливер, Кэррол Диккерсон и несравненный Луи Армстронг.

   Процесс развития и видоизменения джазовой музыки с каждым годом проходил всё интенсивнее. В Нью-Йорке джазовый скрипач Пол Уайтмен в 1920 году явился зачинателем нового стиля симфоджаза. Следующий этап развития джаза связан с появлением джаз-оркестров – биг-бэндов, которые могли исполнять различные танцевальные мелодии. Они практиковали совершенно новый стиль, в котором явно чувствовались отклонения от ритмического рисунка, а яркая сольная импровизация накладывалась на замысловатый аккомпанемент. Такая разновидность оркестровой джазовой музыки получила название свинг.

    Наибольшей популярностью в середине 20-х, а также в 30-х годах пользовались джаз-оркестры под управлением Дюка Эллингтона, Флетчера Хендерсона, Глена Миллера, Бенни Гудмена, Каунта Бэйси. В 1940 годы возникает новый стиль бибоп, которому присущи невероятно быстрые мелодии, долгая импровизация, сложнейшие ритмические рисунки. Среди исполнителей этого стиля выделяются фигуры Чарли Паркера и Диззи Гиллепси.

    Начиная с 1950 года джаз стал развиваться по двум разным направлениям. С одной стороны, приверженцы классического джаза решили вернуться к традиционной музыке и создали кул-джаз, который отличался эмоциональной сдержанностью. С другой стороны, продолжали развивать бибоп. На этой основе возник хард-боп, возвращающий традиционные фольклорные интонации, чёткий ритмический рисунок и импровизацию. Этот стиль развивался совместно с такими направлениями, как соул-джаз и модальный джаз. Они сильнее всего приблизили музыку к блюзу.

   С 1960 года проводятся различные эксперименты и поиски новых форм. В результате появляется джаз-рок и джаз-поп, а также фри-джаз, в котором исполнители отказываются от регуляции ритмического рисунка и тона. Среди музыкантов этого времени прославились Орнетт Коулман, Уэйн Шортер, Пат Метэни.

   В последующие годы джаз продолжал своё интенсивное развитие. Возникли новые стили, среди которых эйсид-джаз, джаз-фанк, ню-джаз, дарк-джаз. В результате на сегодняшний день в джазе насчитывается более 40 самых разнообразных стилевых направлений.

   Книги о джазе и других направлениях развития музыки вы можете найти в фонде отдела нотных изданий и звукозаписей, как только библиотека будет открыта для читателей.

 

 

 

 

Информацию подготовила

заведующая отделом

нотных изданий и звукозаписей

Луцык Я.И.