Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости
Великий музыкант из Рорау



гайдн.jpgИскусство свободно и неподвластно никаким… жестким правилам. Судить о нем дано лишь знатоку, и я думаю, что имею такое же право устанавливать в нем законы, как и любой другой.

Й. Гайдн

Австрийский композитор, один из величайших классиков музыкального искусства. Родился 31 марта 1732 в крестьянской семье в Рорау (в восточной части Нижней Австрии). Его отец, Матиас Гайдн, был каретным мастером, мать, Мария Коллер, служила кухаркой в семье графа Харраха, владельца поместья в Рорау. Йозеф был вторым ребенком у своих родителей.

Отец будущего композитора был горячим любителем музыки и играл на арфе, совершенно не зная нот. vМузыкальные способности Гайдна обнаружились уже в начальной школе, и он был послан в Вену для участия в хоре мальчиков при соборе св. Стефана. В связи с мутацией голоса юноша вынужден был покинуть хор, но к тому времени он получил почти полное музыкальное образование и сделал первые шаги на композиторском поприще. Благодаря своим знакомствам с выдающимися композиторами-современниками в 1759 году Гайдн получает приглашение на должность дирижера оркестра в имении графа Морцина в Лукавце (Чехия).

Для капеллы Морцина композитор написал свою Первую симфонию (ремажор) и несколько дивертисментов для духовых.

Судьбу Гайдна изменило полученное им в 1762 году приглашение на должность второго капельмейстера при дворе известного мецената князя Эстергази в Эйзенштадте. В 1766 году он становится первым капельмейстером.

В 1790 году умер старый князь Эстергази, а его сын распустил оркестр, сохранив за Гайдном жалование и звание. Имя композитора уже было известно во многих странах Европы. Он дважды побывал в Лондоне, где исполнялись его новые симфонии, а Университет присвоил ему звание профессора. В 1795 году Гайдн возглавил восстановленный оркестр Эстергази. В этот период на свет появились шесть последних гайдновских месс, в том числе Нельсоновская.

Большую часть своей жизни Гайдн провел в Вене, где создал свои самые выдающиеся произведения. К последнему периоду гайдновского творчества относятся и две большие оратории - «Сотворение мира» и «Времена года». Во время пребывания в Англии Гайдн познакомился с творчеством

Г.Ф. Генделя, и, по-видимому, «Мессия» и «Израиль в Египте» вдохновили Гайдна на создание собственных эпических хоровых произведений. Оратория «Сотворение мира» была впервые исполнена в Вене в апреле 1798 г., «Времена года» - тремя годами позже. Работа над второй ораторией, кажется, истощила силы мастера. В 1809 году, когда французы заняли Вену, Гайдн - автор австрийского императорского гимна - лежал на смертном одре. По приказу Наполеона у его дома был выставлен почетный караул. Гайдн умер 31 мая 1809.

Стиль Гайдна органически связан с почвой, на которой он вырос, - с Веной, великой  музыкальной столицей,

Венский композитор середины 18 в. имел в своем распоряжении несколько разных стилей: один - "строгий", предназначавшийся для месс и прочей церковной музыки, в нем по-прежнему главная роль принадлежала полифоническому письму; второй - оперный, в нем итальянская манера преобладала вплоть до времен Моцарта; третий - для "уличной музыки", представленной жанром кассаций, часто для двух валторн и струнных или для духового ансамбля. Попав в этот пестрый мир, Гайдн быстро создал собственный стиль, притом единый для всех жанров, будь то месса или кантата, уличная серенада или клавирная соната, квартет или симфония.      Что же касается гайдновских симфоний, то они прочно связаны с австрийской традицией: их прообразами послужили произведения Г.К. Вагензейля, Ф.Л. Гассмана, д'Ордонье.

Среди 14 месс, написанных Й. Гайдном, наиболее совершенной и драматичной является Missa in Angustiis (Месса во времена страха, или Нельсоновская месса, сочиненная в дни исторической победы английского флота над французами в сражении  у Абукира, 1798).

Гайдн сочинил 52 клавирные сонаты. Особенно следует выделить поздние сонаты (NN50-52, посвященные Терезе Дженсен в Лондоне), поздние клавирные трио (почти все созданные во время пребывания композитора в Лондоне).

В жанре инструментального концерта наиболее интересными являются: концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор (1796), виолончельный концерт ре мажор (1784) и цикл изящных концертов, написанных для неаполитанского короля Фердинанда IV.

Историческая заслуга Гайдна  не только в создании жанра симфонии, а и в совершенствовании того, что было сделано его предшественниками. Кроме того, Гайдна можно назвать отцом струнного квартета и жанра дивертисмента.

Великий мастер, Гайдн неустанно обновлял свой язык, вместе с Моцартом и Бетховеном.

Пятьдесят лет творческой жизни Гайдна заполнили глубочайшую стилистическую пропасть - между Бахом и Бетховеном. В 19 в. все внимание было сосредоточено на Бахе и Бетховене, и при этом забывали того гиганта, который сумел перекинуть мост между этими двумя мирами.

Данная библиографическая справка подготовлена на основе следующих изданий:
Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю.В. Келдыш. -  М. Совет. энцикл., 1973. – 1070 с. : ил. - Т. 1 А - Гонг  «Музыкальная энциклопедия» в 6-ти томах;

Н. Баттерворт. Гайдн : пер. с англ. / Н. Баттерворт. - Челябинск : Урал, 1999. - 157 с. : ил., ноты. - (Иллюстрированные биографии великих музыкантов).

Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, 24 оперы.


Список сочинений великого композитора:


Камерная музыка:

•    12 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе соната ми минор, соната Ре мажор),

•    83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели,

•    6 дуэтов для скрипки и альта,

•    40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели,

•    трио для 2 скрипок и виолончели,

•    126 трио для  альта (скрипки) и виолончели,

•    11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов.


Концерты:

35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:

•    четыре концерта для скрипки с оркестром,

•    два концерта для виолончели с оркестром,

•    два концерта для валторны с оркестром,

•    11 концертов для фортепиано с оркестром,

•    6 органных концертов,

•    5 концертов для двухколёсных лир,

•    4 концерта для баритона с оркестром,

•    концерт для контрабаса с оркестром,

•    концерт для флейты с оркестром,

•    концерт для трубы с оркестром,

•    13 дивертисментов с клавиром.


Оперы:

Всего 24 оперы, в том числе:

•    «Хромой бес» (1751 г.),

•    «Истинное постоянство»,

•    «Орфей и Эвридика (1791 г.),

•    «Асмодей или Новый Хромой бес»,

•    «Аптекарь»,

•    «Ацис и Галатея» (1972 г.),

•    «Необитаемый остров»,

•    «Армида» (1783 г),

•    «Рыбачки» (1769 г),

•    «Обманутая неверность»,

•    «Непредвиденная встреча» (1775 г),

•    «Лунный мир» (1777 г.),

•    «Истинное постоянство» (1776 г.),

•    «Вознагражденная верность»,

•    «Роланд-паладин» (1782 г.).


Оратории:

•    «Сотворение мира» (1798),

•    «Времена года» (1801 г.),

•    «Семь слов спасителя на кресте» (1794 г.),

•    «Возвращение Товия»,

•    Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»,

•    «Stabat Mater» (ораториальный гимн).

14 месс, среди которых:

•    Малая  месса (F-dur, около 1750 г.),

•    Большая  органная месса Es-dur (1766 г.),

•    Месса  в честь св. Николая G-dur, (1772 г.),

•    Месса   св. Цецилии  c-moll (между 1769 и 1773 гг.),

•    Малая  органная месса В-dur, (1778 г.),

•    Мариацельская месса  C-dur (1782 г.),

•    Месса  с литаврами, или Месса времён войны C-dur (1796 г.),

•    Месса  Heiligmesse B-dur (1796 г.),

•    Нельсон-месса d-moll (1798 г.),

•    Месса  Тереза B-du  (1799 г.),

•    Месса с темой из оратории «Сотворение мира» B-dur (1801 г.),

•    Месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur (1802 г.).

Симфоническая музыка:

Всего написано 104 симфонии, в том числе:

•    «Прощальная симфония»,

•    «Оксфордская симфония»,

•    «Траурная симфония»,

•    6 Парижских симфоний (1785—1786 гг.),

•    12 Лондонских симфоний (1791—1792 гг., 1794—1795 гг.), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»,

•    66 дивертисментов и кассаций.

Произведения для фортепиано:

•    Фантазии, вариации,

•    52 сонаты для фортепиано.

В нашем отделе собрано свыше 100 грампластинок и компакт-дисков с записями опер, месс, ораторий, хоровых произведений, симфоний, концертов, песен, камерных и др. произведений Йозефа Гайдна в исполнении выдающихся музыкантов России и зарубежных стран. Отдел располагает также богатой  нотной коллекцией музыкальных произведений  композитора.

Отдел нотных изданий и звукозаписей приглашает ценителей музыки на прослушивание записей музыкальных произведений Й. Гайдна в течение всего апреля.

Подробнее о жизни и творчестве Й. Гайдна вы можете узнать из следующих изданий:

Василинина 003.jpg


Анисимова, Н.А. Беседы о маэстро Гайдне / Н.А. Анисимова. – М. Музыка.  : 2005. -  72 с. : ил. – (О музыке детям).

(85.313(3)-8; 21515448-НОТ  2145449-НОТ  2145450 - НОТ  2145639-НОТ).




Василинина 001.jpgБаттерворт, Н. Гайдн : пер. с англ. / Н. Баттерворт. - Челябинск : Урал, 1999. - 157 с. : ил., ноты. - (Иллюстрированные биографии великих музыкантов).

(85.313(3)-8; Б-2081674-ОИ Б-2081675-НОТ Б 2081676-НОТ Б-2081677-НОТ 2081678-НОТ 2091695-НОТ 2111084-ОИ).



Дилакторская, Н. Повесть о Гайдне / Н. Дилакторская. -  Л. Дет. лит. : 1974. – 158 с. : ил.

(78И(092);  1238620-ОИ  1239211-НОТ  1239210-КХ).




Василинина.jpgЗильберквит, М.А. Великий музыкант из Рорау: повесть о Й. Гайдне /  М.А. Зильберквит. -  М. Музыка. : – 1977. -  72 с. : (Рассказы о музыке для школьников).  

(78И;  1376291-НОТ 146187-НОТ).




История жизни Йозефа Гайдна записанные с его слов Альбертом Кристофом Дисом / А.К. Дис. ; пер. с нем. С. Грохотова. – М. : Классика XXI, 2007. – 185 с. : ил.

(78И(092); (2156700-НОТ 2156701-НОТ).




Василинина 002.jpgКак исполнять Гайдна / [сост. и вступит. статья А.М. Меркулова]. М. Классика XXI, : 2009. – 204 с. – (Мастер-класс).

(78И(092) 2172962-НОТ  2172963-НОТ).



Кремлев, Ю.А. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества / Ю.А. Кремлев. – М. : Музыка. 1972 . -  318 с. : ил. библиограф. : с. 309 – 311. – Указ. имен : с. 312 – 317.

(78И(092) 1172586-ОИ 972301-НОТ 972302-НОТ 972300-НОТ  1836541 -НОТ).




Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю.В. Келдыш. -  М. Совет. энцикл., 1973. – 1070 с. : ил. - Т. 1 :  А - Гонг.  

(78И(03) Б-1219778 - ОИ  Б-1219779 - НОТ  Б-1219780-НОТ  Б-1219777- НОТ  Б-1210352-НОТ).



Информацию подготовила А.И. Иллич, ведущий библиотекарь.