Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Культурная палитра Кубани Смотреть презентацию "Культурная палитра Кубани"
Художественная культура Кубани – явление очень интересное и многогранное. Она существует не сама по себе, является частью великой российской культуры и вписана в контекст мировой художественной культуры. Ни капли не умаляя яркой самобытности кубанской культуры, докажем этот тезис, показывая ее достижения мирового уровня.
История и культура земли кубанской в основном рассматривается с момента заселения Кубани казаками. Но не стоит забывать, что наша древняя земля до сих пор хранит следы древнейших цивилизаций, существовавших здесь 2,5-3 тысячи лет назад. Это древние цивилизации скифов, сарматов, меотов, древних греков.
В книге «Античное наследие Кубани», созданной Российской Академией наук, подробно рассматривается история отдельных этносов, история культуры, религии и искусства Кубани, подробно описаны музейные коллекции. Этот колоссальный труд – только 1-й том издания, задуманного как 3-томник.
Собирателями, исследователями и хранителями историко-культурного и художественного наследия являются музеи Кубани. Краснодарский историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына расположен в здании – памятнике архитектуры XIX века (Дом князей Богарсуковых).
В книге «Мировое наследие Кубани» раскрываются богатейшие коллекции нашего историко-археологического музея-заповедника. Музей располагает прекрасной коллекцией древнего декоративно-прикладного искусства, богатой коллекцией оружия, многие историко-археологические находки, сделанные на Кубани, украшают экспозиции Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственного исторического музея (Москва) и других.
Особенно близок нашей теме Краснодарский художественный музей им. Ф.А. Коваленко. Он располагается в красивейшем здании нашего города – Доме князя Б. Шарданова, являющемся памятником архитектуры XIX века.
Открытие в 1904 г. в Екатеринодаре Екатеринодарской картинной галереи было потрясающим событием в жизни провинциального города. Теперь каждый желающий мог прикоснуться к вершинам мирового искусства.
Это была коллекция картин скромного служащего Федора Акимовича Коваленко, человека небогатого и не получившего высокого образования, но преданного своему делу всей душой. На последние деньги покупал он картины, благоговел перед мудрой красотой творчества и безвозмездно преподнес городу свой бесценный дар.
Деятельность Коваленко была чрезвычайно важна для просвещения кубанцев. Он вел активную переписку с Академией художеств, со многими известными мастерами изобразительного искусства. Характерно, что после одной из выставок в журнале отзывов группа экскурсантов, преподавателей учебных заведений Кавказского учебного округа, оставила такой отзыв: «Было чрезвычайно приятно увидеть в провинциальном городе учреждение истинно просветительское, подобные которому не так часто встречаются и за границей. Музей и картинная галерея производят чрезвычайно хорошее впечатление».
Старейшая картинная галерея Северного Кавказа (юга России). По качеству фондов входит в десятку лучших художественных коллекций России. В фондах музея хранятся произведения таких столпов русской живописи как Левицкий, Боровиковский, Венецианов, Тропинин, Айвазовский, Репин, Шишкин, Крамской. Музей называют «кубанской Третьяковкой».
Художественный музей постоянно участвует в совместных проектах с Третьяковской галереей, Эрмитажем, Русским музеем.
В изданных полных каталогах музея «Искусство России 16-19 вв.» и «Искусство Западной Европы» раскрыты фонды музея, все желающие могут ознакомиться с ними. Так поступают все выдающиеся музеи мира, в том числе и наша картинная галерея, которой мы гордимся.
По-настоящему редкими являются коллекция русского авангарда 1910-1930-х гг. и коллекция японской гравюры. С этими коллекциями музей объездил полмира. Есть у нас и подлинный Кандинский, и подлинный Малевич и другие видные художники-авангардисты.
У нас в библиотеке много книг о художественном музее. Мы давно и плодотворно сотрудничаем. Музей дарит библиотеке каталоги своих международных и зарубежных выставок, и наши читатели всегда могут с ними ознакомиться.
Важное место в экспозициях Краснодарского художественного музея занимает творчество современных кубанских художников.
Среди художников старшего поколения особое место в искусстве Кубани принадлежит творчеству Григория Александровича Булгакова. Григорий Александрович ушел из жизни в 2011 году, в очень почтенном возрасте, отметив 95-летний юбилей.
Г. Булгаков, фронтовик, прошедший войну, освобождавший Европу, приехал в Краснодар в 1945 году, будучи еще не уволенным в запас, по долгу службы, работал здесь сапером, занимался разминированием города. Затем, выйдя в запас, остается здесь навсегда. Он уже сложился как профессиональный художник, в годы ВОВ работал в газете художником и гравером. На Кубани он начинает очень активно работать, в 1947 г. становится членом Краснодарской организации Союза советских художников.
Написанная в 1956-1957 гг. картина Булгакова «Колумб Российский. Г. Шелихов на Дальнем Востоке» до сих пор считается лучшим и непревзойденным произведением, вершиной в изобразительном искусстве Кубани. Это историческое полотно, посвященное событиям 1783-1786 гг., когда русский купец, просветитель и мореплаватель Григорий Шелихов положил начало заселению русскими Аляски.
Замечательная работа зрелого Булгакова «Март пятьдесят третьего» (закончил в 1993 г.) рассказывает о событии (смерть Сталина), которое по-своему пережил каждый советский человек. На заднем плане картины – здание Краснодарского художественного музея, возле которого в те годы располагался газетный киоск, так что в картину включен документальный компонент.
Г.А. Булгаков – замечательный график, его графические работы очень своеобразны и замечательны. Поражает географическое разнообразие картин : Григорий Александрович много путешествовал, у него есть циклы работ по Енисею и Таймыру, Прибалтике, Крыму, Курской области и, конечно, Кубани. 1-я работа – «На реке Кубани», 2-я – «Морозное утро» - предположительно, родина художника Курская область, 3-я – «Дом-музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне».
Традицию художников старшего поколения, которых отличала высокая культура мастерства, продолжают современные художники Кубани. Наши художники Валерий и Лариса Блохины, Сергей Воржев, Алексей Паршков, Валентин Папко принимают участие в выставках и конкурсах самого высокого уровня, их картины покупают известнейшие музеи России. В 2012 г. Алексей Паршков был удостоен Золотой медали Российской академии художеств.
Продолжая тему изобразительного искусства Кубани, необходимо упомянуть имена двух великих мастеров, чье творчество соприкоснулось с культурной жизнью Кубани.
Памятник Екатерине II работы М.О. Микешина – шедевр мирового значения. У него очень интересная история и непростая судьба. Тема этого памятника достойна отдельной лекции. Мы лишь с восторгом признаем: последняя работа великого мастера, его лебединая песня невыразимо прекрасна, таким памятником могут похвастать не все столицы мира, а мы можем любоваться им каждый день.
Фигуры памятника выполнены из бронзы, отлиты целиком и водружены на гранитный постамент, Жалованная грамота – лист никелированной стали. Высота памятника – 16 м, фигура императрицы – 4 м, остальные фигуры – 3 м.
Памятник сделан в традиционной для Микешина форме колокола, обходя который по кругу мы видим 3 группы фигур: 1) Фигура императрицы, князя Г. Потемкина-Таврического и текст Жалованной грамоты; 2) Фигуры казаков – основателей земли кубанской (А. Головатый, З. Чепега, С. Белый); 3) Фигуры слепого бандуриста и мальчика-поводыря. Можно смело сказать, что в памятнике Микешина, в этих 7 фигурах, заключена вся богатая история Кубани.
Тяжелый труд восстановления утраченного в 1920 г. шедевра взял на себя наш известнейший скульптор А.А. Аполлонов. Это был напряженный труд, занявший несколько лет, и вот в сентябре 2006 г. памятник был открыт вновь. Так наш кубанский скульптор принял эстафету от самого М.О. Микешина.
Специалисты говорят, что вершиной творчества скульптора является создание конной статуи, и берутся за этот труд только мастера, уже достигшие определенного уровня профессионализма. А. Аполлонов – автор скульптуры «Казакам – основателям земли кубанской», называемой в народе просто «Казак на коне». Сегодня каждый проходящий мимо здания краевой администрации, видит: этот труд нашему мастеру удался.
Как удались и работы наших других замечательных кубанских скульпторов – Владимира Жданова (памятник А.С. Пушкину) и Алана Корнаева (памятник А.В. Суворову).
Продолжая галерею великих мастеров изобразительного искусства, причастных к истории и культуре Кубани, нельзя не упомянуть И.Е. Репина. Недаром памятник ему стоит в маленьком скверике возле Художественного музея. Дело в том, что свою знаменитую картину «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» Репин написал на кубанском материале, а рисовать казаков приезжал в станицу Пашковскую. И.Е. Репин также способствовал открытию в 1911 г. Екатеринодарской школы живописи и рисования (ныне Художественное училище, отметившее в ноябре 2011 г. 100 лет).
Наш краснодарский скульптор Валерий Пчелин, взяв за основу картину Репина «Запорожцы», создал барельеф, который замечательно вписался в городской ландшафт на пересечении улиц Горького и Красной.
А еще В. Пчелин – это автор наших любимых и всем известных собачек на углу улиц Мира и Красной. Скульптор создал их в память о визите В. Маяковского в Краснодар. Известно, что великий русский поэт посетил Краснодар в 1926 году и назвал наш город «Собачкиной столицей». Маяковский очень любил собак и обратил внимание, что на улицах столицы Кубани бродит великое множество самых разных шавок и мосек, и это показалось ему забавным. Выступление Маяковского состоялось в театре «Мон Плезир».
Кубанская публика всегда с особым уважением относилась к искусству Мельпомены. В 1908 г. в Армавире открылся старейший в крае театр драмы и комедии, вскоре открылся драматический театр в Майкопе, а затем в 1920 году открыл свои двери для зрителей Краснодарский театр драмы.
Краснодарский театр драмы гордится, что в нем много лет творил такой выдающийся человек, как Михаил Алексеевич Куликовский – главный режиссер, при котором театр получил звание академического. Блистательный актер, талантливый режиссер, драматург, Михаил Куликовский был истинным учителем добра. Потрясающе позитивный человек, истинный интеллигент, он однажды сказал замечательную фразу: «Можно стоять в луже, а видеть звезды…»
Эстафету продолжили замечательные актеры театра драмы: Идея Макаревич, Алина Кузнецова, Анатолий Горгуль, Александр Катков, Станислав Гронский. Неповторимая Идея Григорьевна Макаревич в 2012 году отмечает свое 85-летие, но она по-прежнему занята в спектаклях и всегда неизменно радует зрителя.
В самом начале 90-х годов на Кубани произошло потрясающее событие: появилось творческое объединение «Премьера» под руководством Л.Г. Гатова. Человек высокого художественного таланта и гениальный организатор, Леонард Григорьевич объединил десятки творческих коллективов. С этих пор Кубань прочно стала одним из крупнейших культурных центров России.
Гатов пригласил таких всемирно признанных мастеров как Григорович, Понькин, Гаранян. На первых порах далеко не все верили в успех Краснодарского театра балета, симфонического оркестра и джазового оркестра. Но все это стало реальностью.
Сейчас трудно себе представить Краснодар без театра балета Ю. Григоровича. В 1996 г. в Краснодар впервые приехал великий балетмейстер современности, служивший с 1964 г. главным балетмейстером Большого театра, приехал, чтобы работать с Краснодарским театром балета. Планка коллективу была поставлена очень высокая – в плане техники, артистизма, организации и ответственности. И задача была выполнена. Теперь все в России знают Краснодарский театр балета Юрия Григоровича, он отвечает самым высоким требованиям.
Однажды Юрий Григорович сказал: «Искусство, как любовь, также необъяснимо и также важно для нас. Невозможно представить, что в жизни нет искусства, нет балета, как невозможно вообразить этот мир без любви».
На сцене Краснодарского муниципального концертного зала органной и камерной музыки проводятся уже традиционные ежегодные международные фестивали органной музыки. На этой же сцене традиционно выступает Кубанский симфонический оркестр под управлением главного дирижера Владимира Понькина. Владимир Понькин, выпускник Краснодарского музыкального училища, вернулся в Краснодар через 30 лет, став всемирно известным дирижером, победителем самых престижных международных конкурсов. «Я пришел, чтобы вернуть долги», - сказал Владимир Александрович.
В 2011 году Кубанский симфонический оркестр отметил свое 200-летие.
В Краснодаре есть настоящий джазовый оркестр. Благодаря сотрудничеству с выдающимся мастером отечественного джаза Георгием Гараняном, который, к сожалению, преждевременно ушел из жизни в 2010 году, Краснодар стал городом, где есть джаз, где проводятся джазовые фестивали («Под звездой Леонарда»). Краснодарский биг-бэнд постоянно гастролирует по России и за рубежом.
У Кубани есть еще одно чудо, есть праздник, который всегда с нами. Это наш знаменитый на весь мир Кубанский казачий хор под руководством Виктора Гавриловича Захарченко. Коллектив ведет свою родословную от Черноморского войскового певческого хора, в 2011 году отметил свое 200-летие. Хор продолжает и развивает богатую песенную традицию кубанского казачества, яркие выступления коллектива запоминаются надолго.
Сам Виктор Гаврилович – личность уникальная: талантливый композитор, умелый организатор, хороший воспитатель и щедрой, широкой души человек.
Кубанский казачий хор объездил весь мир, продолжает постоянно гастролировать, создается впечатление, что хору удается быть в нескольких местах одновременно, если этого требует ситуация. А когда наш хор выступает на родной сцене на ул. Красной, 5, у него тоже неизменные аншлаги, потому что его хочется слушать вновь и вновь, и никогда не наслушаться.
Культура Кубани будет и впредь развиваться, ее палитра сверкать яркими красками, потому что на нашей земле с любовью замечательные мастера творят свои удивительные произведения. Во славу родной Кубани, на благо России!
Подготовила О.Н. Полякова, заведующая
отделом литературы по искусству
ККУНБ им. А.С. Пушкина |