Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Я служил на пользу России

словом и делом

герцен.jpgОгромно и многосторонне литературное творчество Александра Ивановича Герцена. В наследие нам он оставил классические художественные и философские произведения. Его публицистика сыграла громадную роль в политической борьбе эпохи. Навсегда сохраняют свою ценность работы Герцена по истории русской общественной мысли и русской литературы.

Беллетрические произведения А.И. Герцена занимают по своему объему сравнительно скромное место, и тем не менее, значение его художественной прозы трудно переоценить.

Герцен создал художественный мир со своими героями, конфликтами и сюжетами, в основе которого лежит не столько житейская обыденность, сколько глубокая историческая идея навеянная его эпохой.

В пантеон русской литературы Герцен вошел прежде всего как автор художественных мемуаров «Былое и думы» - уникального литературного памятника XIX века. Это произведение заключает в себе огромное богатство и сочетание самых различных жанровых форм. Это и гигантская историческая эпопея, охватывающая собой важнейшие дела и события русской и европейской жизни – от войны 1812 года до кануна Парижской коммуны; и глубоко личная автобиографическая исповедь; и замечательная по своей художественности портретная галерея современников.

Итогом художественных исканий писателя в раннем периоде его творчества можно считать повесть «Записки одного молодого человека» (Рассказы и повести. М., 1988),в которой Герцен рисует образ русского интеллигента 30-х годов XIX века.

Роман Герцена «Кто виноват?» создавался почти шесть лет, печатался в «Отечественных записках», а в 1847 году вышел отдельным изданием в качестве приложения к журналу «Современник». Вопрос поставленный в названии романа – кто виноват? - стал определяющим для целого этапа развития русского реализма. Недаром поиски ответа на герценовский вопрос занимали выдающихся русских мыслителей – от Чернышевского и Некрасова до Толстого и Достоевского.

Тема борьбы с крепостным правом как основным социальным злом русской действительности пронизывает роман Герцена. Все остальные проблемы, затрагиваемые в разной степени писателем - проблема семьи и брака, положение женщины, вопросы воспитания, тема русской интеллигенции – служили лишь частными формами преломления этой основной темы произведения.

Его повести и рассказы, написанные после романа «Кто виноват?», являются своеобразным развитием и дополнением общих и частных идей, высказанных в этой книге.

«Сорока-воровка» - самая известная повесть Герцена. Это маленькое по объему – каких-нибудь двадцать страниц – произведение очень емко и значительно по своей проблематике.

Автор продолжает сложившуюся в русской повести еще с 1820-х годов традицию изображения двусмысленного положения людей из низов, образованных и воспитанных по прихоти хозяев, но не получивших никаких прав. В основу сюжета повести положена рассказанная М.С. Щепкиным история крепостной актрисы театра графа С.М. Каменского.

Созданный писателем образ актрисы говорит о силе и талантливости русского народа, о его непреодолимом стремлении к независимости, о тех неиссякаемых творческих возможностях, которые в нем заложены.

В «Докторе Крупове» особенно наглядно проявилось дарование Герцена-сатирика. Повесть написана от первого лица как исповедь старого доктора-скептика и материалиста. Благодаря необычайному таланту писателя, у которого, по словам Белинского, «весь талант ушел в ум», это произведение - беспощадный, острый памфлет.

Стиль Герцена представляет собой удивительное и своеобразное сочетание лирики и сатиры, пафоса и публицистики, слез и смеха. В этом смысле он был одним из самых оригинальных последователей Гоголя. В его прозе наряду со строгим реализмом социального видения и обобщения есть искреннее, романтическое «стремление к бесконечному», к идеалу, те «добрые мечтания», которые и составляют живую душу писателя.