name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Столетие бессмертия

 

100-летию со дня рождения летчика, трижды Героя

Советского Союза И.Н. Кожедуба)

 

   Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка Глуховского уезда Черниговской губернии. Иван был пятым ребенком в семье заводского рабочего Никиты Ларионовича и домохозяйки Стефаниды Ивановны.

   Иван Кожедуб – прославленный летчик-ас Второй мировой войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 личных победы). Трижды он удостаивался звания Героя Советского Союза и за всё время войны ни разу не был сбит. В мирное время продолжил службу в ВВС, оставаясь действующим пилотом, освоил реактивный истребитель МиГ-15. Окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, в 1985 году летчику было присвоено воинское звание маршала авиации. Если вам интересна судьба этого героического человека, мы предлагаем вам прочесть книги, имеющиеся в нашей библиотеке.

   Свою первую книгу воспоминаний "Служу Родине: рассказы летчика" (М.,1949) Иван Никитович создал по свежим впечатлениям пережитого. Он рассказывает о детстве, о том, как стал летчиком. Описывает свой первый трудный воздушный бой. Получив повреждения от огня истребителей противника, самолёт Кожедуба попал и под огонь советских зениток. С большим трудом лётчик сумел посадить повреждённую машину.

   Свою первую победу будущий ас Великой Отечественной одержал далеко не сразу — 6 июля 1943 года в воздушном бою на Курской дуге, совершив 40-й к тому времени боевой вылет, он сбил немецкий бомбардировщик «Ju-87».

   Ивана Кожедуба в воздушных боях отличал индивидуальный «почерк». В нём органично сочетались мужество, отвага и исключительное хладнокровие. Он умел точно и быстро взвесить обстановку, мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный ход. Все его полёты представляли собой каскад всевозможных манёвров: разворотов и змеек, горок и пикирований. Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром. Всего в боях на Курской дуге Кожедуб одержал не менее пяти воздушных побед.

   4 февраля 1944 года Иван Никитович был впервые удостоен звания Героя Советского Союза за 146 боевых вылетов и 20 сбитых немецких самолетов. Второй медали «Золотая Звезда» удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника. Третьей – 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны.

   Спустя почти двадцать лет И.Н. Кожедуб снова обращается к прошлому, рассказывает о своей жизни в авиации. В книге "Верность Отчизне" (М., 1975) он использовал архивные материалы, в частности, о своих однополчанах и истории полков, в которых он служил. Автор осветил обстановку на участках фронта, где воевал, раскрыл тактику воздушных боёв, привлек большой фактический и исторический материал. Это документальный рассказ о мужестве и мастерстве советских авиаторов, их беспредельной преданности Родине, верности воинскому долгу, о любви к лётной профессии.

   В серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга российского писателя, историка авиации Н.Г. Бодрихина «Кожедуб» (М.,2010). Впервые в ней публикуется ряд новых биографических сведений, засекреченные ранее материалы, связанные с боевыми действиями в Великой Отечественной и корейской войнах. Проводя тактику «выжженной земли», американское командование поставило задачу превратить в руины наиболее крупные города и посёлки Северной Кореи, не щадя при этом мирное население, уничтожая детей, стариков и женщин. Полковник Иван Никитович Кожедуб (псевдоним Крылов) принимал участие в Корейской войне, будучи командиром 324 истребительной авиационной дивизии 64 истребительного авиационного корпуса ПВО СССР. Советские летчики вступили в бой инкогнито, так как официально Советский Союз в войне в Корее не участвовал. Поэтому первые советские летчики носили форму КНД, не имели при себе никаких документов, удостоверявших их личность, кроме того, им было приказано в воздухе не говорить по-русски. За время участия в конфликте с ноября 1950 по июль 1953 года они совершили около 64 000 боевых вылетов, провели 1872 воздушных боя. Корпусом было сбито 1250 самолётов противника. Собственные потери составили 335 самолетов. Кожедуб ни разу не был сбит сам, хотя неоднократно приводил повреждённый истребитель или садился на аэродром, поврежденный бомбами.

   Иван Никитович Кожедуб всю жизнь болел небом и сделал свою мечту призванием. Его отличала истовая преданность лётному искусству, глубинное и доскональное постижение лётного дела, удальская душевная щедрость, горячая любовь к Родине. В нем – сердцевина, сама суть характера русских из самой что ни на есть народной гущи вышедших.

 

Материал подготовила зав. сектором ОПЛ

городского абонемента

Тюренкова З.Н.