name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


ЦЕРКОВНАЯ УТВАРЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ

   Православный храм не просто архитектурное сооружение, его основное предназначение состоит в том, чтобы возвышать человеческий ум к постижению тайны Бога. Храм изначально был местом, посвященным Богу и предназначенным для богослужений.

   Церковная утварь – это предметы внутри храма, имеющие особое символическое значение с древних времен и используемые при совершении церковной службы. Расскажем о некоторых из них.

  Алтарь – главное место храма, его святая святых. Это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного.

   В центре алтаря находится престол – стол из дерева или камня высотой около метра, который служит для совершения на нем Евхаристии – таинства Причащения, соединения верующих с Богом. Во время Евхаристии происходит пресуществление (превращение) хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Престол – место таинственного присутствия Иисуса Христа. Становиться перед престолом и прикасаться к нему разрешается исключительно священнослужителям.

   На престоле находится антиминс шелковый плат с изображением "Положения Христа во гроб" и вшитой частицей святых мощей, на котором совершают Евхаристию. Антиминс в переводе с греческого означает "вместо престола". На нем в исключительных случаях, например, в военном походе, можно совершать таинство Причащения, когда нет престола.

   На престоле располагается и дарохранительница, обычно сделанная в виде храма (часовни). Внутри нее находится "гробница" – ящичек, в котором хранятся Святые Дары – частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Они употребляются для причащения на дому больных и умирающих. Священники носят Святые Дары в дароносице, – которая также стоит на престоле.

   Неотъемлемой принадлежностью святого престола являются напрестольные Евангелие и крест. Евангелия – книги Нового Завета, в которых присутствует описание жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса Христа. Евангелие – слово Божие, оно полагается в середине престола поверх антиминса для того, чтобы символизировать постоянное присутствие Иисуса Христа в самой главной и священной части храма. Рядом с Евангелием непременно полагается крест – образ Распятия, символ вершины подвига Сына Божия во имя спасения человеческого рода. Крест – орудие нашего спасения. Напрестольные Евангелие и кресты используются при совершении таинств Крещения, Елеосвящения, Венчания, Исповеди.

   В северной части алтаря, слева от престола, – жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Святые Дары для совершения Евхаристии – самой важной части Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы. Один из этих предметов – Чаша (или потир). 

   Церковный потир берет свое начало от Тайной вечери, это образ Чаши, которую Иисус Христос преподал ученикам со словами "Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Евангелие от Матфея, 26:27-28). Причащаясь Тела и Крови Христовых, верующие соединяются с Господом и благодаря этому становятся наследниками Царства Небесного.

   Еще один алтарный предмет – кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило вместе с углем кладется ладан, или фимиам. Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. Изначально ладан готовился из смолы редкого дерева, ливанского кедра. Затвердевшую смолу измельчают, перемешивают с водой и ароматными маслами. Сейчас ладан изготавливают из разных пород восточных деревьев. При сгорании он символически выражает благоговение человека перед Богом.

   Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Каждение – это священнодействие, которое ведет свое начало с апостольских времен и совершается во время молитвы. Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает хвалу Богу. Каждение людей символизирует благословение и схождение Святого Духа. Видимый дым кадила означает незримое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.

   Храмы иначе называют церквями, потому что верующие, собирающиеся в них на молитву, составляют церковь (собрание, общество). Истинная церковь – та, что строится не из камня, а состоит из душ человеческих, ибо это есть образ самого Бога, дающего очищение, утешение, духовное укрепление.

Источники:

Анашкевич, М.А. Храмы России / М.А. Анашкевич. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2007. – 488 с. : ил.

Гнутова, С.В. Крест в России / С. В. Гнутова. – М. : Даниловский благовестник, 2006. – 284 с. : ил.

Государственный Исторический музей : фотоальбом. – М. : Интербук–бизнес, 2006. – 606 с. : ил.

Павлов, А. П. Храмы Санкт-Петербурга : худож.-ист. очерк / А. П. Павлов. – СПб. : Лениздат, 1999. – 333 с. : ил.

Ненарокомова, И.С. Государственные музеи Московского Кремля / И. С. Ненарокомова. – 3-е изд., перераб. – М. : Искусство, 1992. – 206 с. : ил.

Родимцева, И.А. Кремль : Исторические, архитектурные и художественные памятники Московского Кремля : альбом / И. А. Родимцева – М. : Искусство, 1983. – 252 с. : ил. – (Государственные музеи Московского Кремля).

Слава Богу за все : фотоальбом / сост. архимандрит Трифон (Плотников). – М. : СК–Россия, 2007. – 296 с. : ил.

Соколова, В.И. Наше наследие : храмы, монастыри и иконопись России / В. И. Соколова. – М. : Гранд: ФАИР-пресс, 2003. – 343 с. : ил.

Энциклопедия православной святости : в 2 т. / сост. Рогов А.И., Парменов А. Г. – М. : Ниола – Пресс, 2003. – 400 с. : ил.

 

Подготовила О.Н. Полякова, заведующая

отделом литературы по искусству