Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
История русской музыки
Иду сказать людям, что они сильны и могучи!
А.Н. Скрябин
Скрябин – русская музыка не знала имени, которое бы возбуждало к себе такой острый интерес. Александр Николаевич Скрябин (1872-1915) – один из гениальных русских композиторов. Пианист. Педагог. Новатор. Он первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввёл в обиход понятие "светомузыка". Скрябин обладал "цветным слухом", видел музыку в красках. Его замыслы намного опередили своё время: оригинальное мировоззрение композитора послужило основой для зарождения у него идеи всеобщего синтеза искусства ("Мистерии"). "Я представляю себе какую-то музыку, совсем не такую, какую сочиняют теперь. В ней будут как будто те же элементы, что и теперь, то есть мелодия, гармония, но всё это будет совершенно иное" (А.Н. Скрябин). Современники относились к его творчеству неоднозначно. Неподдельный восторг и грубая критика были попутчиками творчества композитора на протяжении всей его жизни. "Мелодии его произведений вступают так, как тотчас же начинают течь у вас слёзы, от уголков глаз по щекам, к уголкам рта. Мелодии, смешиваясь со слезами, текут прямо по вашему нерву к сердцу, и вы плачете не оттого, что вам печально, а оттого, что путь к вам вовнутрь угадан так верно и проницательно" (Борис Пастернак). "Русская музыкальная газета" того времени писала: "Всё это – вконец болезненно, извращённо. Это – гениальность, граничащая с безумием. Это – само безумие, mania grandiose, игра в сверхчеловечество". А музыкальный рецензент из газеты "Русское слово" не постеснялся печатно назвать Скрябина композитором, идущим по "узкой дорожке певца сладострастия". Само содержание его музыки было непонятно слушателям. Евгений Гунст в своей книге "А.Н. Скрябин и его творчество" (1915) пишет: "Характерной чертой Скрябинского творчества, отмеченного неуклонным стремлением вперед по пути эволюции, была необычайная глубина, острота и тонкость творческих переживаний. Мятущийся дух его ни на миг не давал покоя" (одна из первых книг о Скрябине, вышедшая в год его смерти). Уже в первые годы творчества композитора начали исполняться его произведения, а со второй половины 1890-х годов они завоёвывают постоянное место в программах концертов Москвы и Петербурга. Имели успех и первые авторские выступления самого Скрябина на родине и за границей. А вот в печати они вызывали страстные споры: "Как пианист он не представляет собой первоклассной величины"; "…недоумение вызвали пять пьес. Каждая из них короче комариного носа, продолжается меньше минуты и заставляет даже предположить, не смеётся ли автор над публикой, так высоко ценя свои музыкальные "моменты". Пять лет композитор служил профессором Московской консерватории по классу фортепиано (1898-1903). Тяготился педагогической работой, но зарекомендовал себя интересным педагогом. Причиной отказа Скрябина от педагогической деятельности было желание целиком отдаться творчеству. В то время были созданы экспромты, ноктюрны, вальсы, мазурки, сонаты и десятки прелюдий. Творческий расцвет композитора – начало XX века. Самые крупные и важные произведения – сонаты и симфонии – создавались именно в это время. Отношение к музыке Скрябина по-прежнему не было единодушным. "…По окончании симфонии половина публики подошла к эстраде с сильными аплодисментами. Остальная часть оставалась на своих местах. Поднялся страшный шум, шиканье, свистки,…Чем больше шикали одни, тем сильнее аплодировали другие" (Л.А. Скрябина). Но слава и популярность росли с каждым новым произведением. Творчество Скрябина завоёвывало мировое признание. Известный московский дирижёр Сергей Кусевицкий проявил серьёзный интерес к произведениям Скрябина и надолго стал пропагандистом его симфонической музыки и издателем его сочинений. Он учредил в Москве "Российское музыкальное издательство", публиковавшее произведения композитора в течение 1910-1913 годов. Продолжались многочисленные концертные поездки Скрябина-пианиста за рубежом, а также по городам России. В 1911-1912 годах состоялось его турне по российскому югу с целью не только поправить материальные затруднения, но и получить небольшой отдых от мучительных творческих поисков. 5 января Скрябин выехал из дома. Первым в маршруте был Новочеркасск, затем Ростов ‒ по одному концерту в каждом городе. 10 января 1911 года Скрябин впервые посетил Екатеринодар. За час до выступления написал письмо жене (Татьяна Федоровна ждала ребёнка и была нездорова). По этому поводу Александр Николаевич прибывал в угнетённом состоянии и даже просил устроителей концерта отложить его. Но мысль об огромной неустойке сдержала чувства, и Скрябин стал готовиться к концерту. В воспоминаниях людей, хорошо знавших Александра Николаевича, отмечается, что был он дисциплинированным, заботливым и простым человеком. "Чрезвычайно подвижный, нервный в моменты подъёма и увлечения, весь точно сотканный из электричества", ‒ так отзывалась о нём одна из его консерваторских учениц М. Неменова-Лунц. Современники композитора помнят его как человека, много внимания уделявшего внешнему виду и манерам. "Скрябин очень заботился о своей внешности, был большим франтом. Всегда в очень хорошо сшитом и отглаженном сюртуке, в очень высоком бело-накрахмаленном воротничке, в лайковых тёмных перчатках, очень церемонным и светским" (М. Морозова). Особенно это проявлялось перед выступлениями и концертами. Перед выходом на сцену Скрябин всегда ощущал внутренний трепет, озабоченность, растерянность и обычно говорил: "Что-то у меня болит рука…Я сегодня, наверное, оскандалюсь…" и, чтобы успокоить нервы, выпивал несколько глотков шампанского. Екатеринодарский концерт прошел менее успешно, чем в других городах. Рецензент упрекал местных меломанов. По его мнению, они "не выдерживают экзамен на музыкальную зрелость", "лишились редко выпадающего на долю провинции эстетического наслаждения" – послушать "апостола звукового искусства". На концерте действительно присутствовало мало публики. Тем не менее Скрябин трижды играл на бис и концертом остался доволен. В этот вечер Скрябин повторяет программу своего концерта от 6 января в Новочеркасске. Программа состоит из двух отделений. В первом он играет прелюдии ор. ор. 11 и 17, этюды ор. ор. 2 и 8, ноктюрн для левой руки ор. 9, две поэмы ор. 32. Во II-м отделении звучит Третья соната. Второй концерт композитора в Екатеринодаре состоялся 15 января 1912 года. Ему предшествовала лекция директора Екатеринодарского музыкального училища Дроздова "А.Н. Скрябин и новейшие музыкальные течения". А.Н. Дроздов – рьяный пропагандист новой музыки – дал обстоятельный анализ творчества Скрябина, его исполнительского мастерства. Композитор, узнавший о лекции, с радостью составил специально для Екатеринодара сложную, интересную концертную программу. Она состояла из прелюдий, двух этюдов, Второй и Четвёртой сонат, нескольких поэм и других пьес. Газетный критик, посетивший этот концерт, написал: "Зал уже замер, и внимание властно приковал бурлящий гневный рокот. И – длинный угасающий звон одного клавиша, точно дрожащий крик души, вырвавшийся к небу, потерявшийся в нём…", Музыка Скрябина все-таки казалась "странной", но критик не мог не признаться, что она "как вихрь, ошеломляет душу, как будто в самую глубину её глянули безумные в своём напряжении, полные муки и огня, полные неудержимого стремления – прекрасные человеческие глаза". Скрябин пробыл в городе три дня. На Кубани было тепло (15 градусов) и солнечно. Набухали и лопались почки на деревьях. Скрябин наслаждался погодой, гулял с женой и гостеприимным Анатолием Николаевичем Дроздовым, делился планами о музыке, о задуманной им "Мистерии". "Моё искусство предполагает необходимость революции", – говорил композитор. Были и увлекательные беседы об искусстве за чашкой чая и игра композитора в узком кругу слушателей. Дроздов писал позже: "Три дня, проведённые Скрябиным в Екатеринодаре, были для меня и ближайших товарищей по работе источником глубоких музыкальных впечатлений…" Александр Николаевич Скрябин остался в истории музыки тончайшим интерпретатором своих музыкальных замыслов, образов и одухотворенным исполнителем, умевшим придать им живые, неповторимые черты. Отдел нотных изданий и звукозаписей предлагает своим читателям более подробно ознакомиться с жизнью и творчеством композитора. Включенные в книгу "Летопись жизни и творчества А.Н. Скрябина" (Москва : Музыка, 1985. – 295 с.) высказывания самого композитора, воспоминания современников, отклики критики на исполнение его произведений – все это заинтересует не только музыкантов-профессионалов, но и любителей музыки. В издании "Письма А.Н. Скрябина в фондах Государственного мемориального музея А.Н. Скрябина" (Санкт-Петербург : Композитор, 2010. – 120 с.) представлены документы, дополняющие полное собрание писем А.Н. Скрябина. Большая часть публикуемых писем ранее не печаталась. Книга доктора искусствоведения, профессора Нижегородской консерватории Т.Н. Левой "Скрябин и художественные искания XX века" (Санкт-Петербург : Композитор, 2007. – 184 с.) представляет собой серию очерков, посвященных художественным открытиям А.Н. Скрябина и его связям с искусством XX столетия.
Библиографический список
Книжные издания
1. Александр Николаевич Скрябин, 1872-1915 : альбом / Гос. центр. музей муз. культуры им. М.И. Глинки; / сост. Е.Н. Рудакова; вступ. ст. и коммент. А.И. Кандинского. ‒ 2-е изд. ‒ Москва : Музыка, 1980. ‒ 216 с. 78С(092); С 459; Б - 1555527 – НОТ; Б - 1555529 ‒ НОТ 2. Александр Николаевич Скрябин, 1915-1940 : сборник к 25-летию со дня смерти / сост. С. Маркус. ‒ Москва; Ленинград : Гос. муз. изд-во, 1940. ‒ 246 с. 78С(092); С 459; 707133 ‒ НОТ 3. Бэлза, И.Ф. Александр Николаевич Скрябин / И.Ф. Бэлза. ‒ Москва : Музыка, 1982. ‒176 с. 85.313(2Р=Р)5-8; С 459; М - 1556208 – НОТ; М - 2024427 – НОТ 4. Дельсон, В.Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества / В.Ю. Дельсон. ‒ Москва : Музыка, 1971. ‒ 430 с. 78С(092); С 459; 2096487 – НОТ; 971936 – НОТ; 971937 – НОТ; 971939 – НОТ 5. Левая, Т.Н. Скрябин и художественные искания ХХ века / Т.Н. Левая. ‒ Санкт-Петербург : Композитор ‒ Санкт-Петербург, 2007. ‒ 184 с. 85.313(2)-8; Л 346; 2167173 – НОТ; 2167174 – НОТ; 2192899 – НОТ; 2192900 – НОТ 6. Летопись жизни и творчества А.Н. Скрябина / сост. М.П. Пряшникова, О.М. Томпакова ; Гос. музей муз. культуры им. М.И. Глинки. ‒ Москва : Музыка, 1985. ‒ 295 с. 85.313(2)5; Л 524; 1710275 – НОТ; 1710345 ‒ НОТ 7. Месхишвили, Э.П. Фортепианные сонаты Скрябина / Э.П. Месхишвили. ‒ Москва : Совет. композитор, 1981. ‒ 272 с. 78С(092); С 459; М - 1555689 – НОТ; М - 1555690 – НОТ 8. Михайлов, М.К. Александр Николаевич Скрябин, 1872-1915 : Краткий очерк жизни и творчества / М.К. Михайлов. ‒ 2-е изд. ‒ Ленинград : Музыка, 1971. ‒ 152 с. 78С(092); С 459; 971912 – НОТ; 971906 – НОТ; 971907 – НОТ 9. Письма А.Н. Скрябину : в фондах Государственного мемориального музея А.Н. Скрябина / сост. и коммент. О.М. Томпаковой; пер. с иностр. яз. А.Н. Скрябиной. ‒ Санкт-Петербург : Композитор, 2010. ‒ 119 с. 85.313(2)-8; П 35; 2192933 ‒ НОТ 10. Скрябин, А.Н. Письма / А.Н. Скрябин; сост. и ред. А.В. Кашперова. ‒ Москва : Музыка, 2003. ‒ 720 с. 85.313(2)-8; С 459; 2145559 – НОТ; 2145560 – НОТ
Нотные издания
1. Скрябин, А.Н. Концерт : Для фортепиано с оркестром: оp. 20: перел. для 2-х фортепиано / А.Н. Скрябин. ‒ Москва : ГМИ, 1947. ‒ 64 С. 85.954.2-042(28); С 459;1172 – НОТ 2. Скрябин, А.Н. Прометей : Поэма огня: для большого симфонического оркестра и фортепиано с органом, хором и световой клавиатурой / А.Н. Скрябин. ‒ Партитура. ‒ Москва : Музгиз, 1963. ‒83 С. 85.951.1-051(28); С 459; 8201 ‒ НОТ 3. Скрябин, А.Н. 24 прелюдии для фортепиано : соч. 11 / А.Н. Скрябин; ред. К. Игумнов, Я. Мильштейн. ‒ Москва : Музыка. Тетр.1. ‒ 1965. ‒ 44 С. 85.954.2-058(28); Р 273; 62499 – НОТ 4. Скрябин, А.Н. Сатаническая поэма : соч. 36 : для фортепиано / А.Н. Скрябин ; ред. К. Игумнов, Я. Мильштейн. ‒ Москва : Музыка, 1969. ‒ 15 с. 85.954.2-058.1(28); С 459;15950 – НОТ;15952 ‒ НОТ 5. Скрябин, А.Н. Концертное аллегро : для фортепиано / А.Н. Скрябин. ‒ Москва : Музыка, 1975. ‒ 11 с. 85.954-042(28);С 454;61373 – НОТ 6. Скрябин, А.Н. Мазурки : для фортепиано / А.Н. Скрябин ; пед. редактор Л. Рощина. ‒ Москва : Музыка, 1975. ‒ 95 с. 85.954.2-058.2(28); С 459; 26166 – НОТ; 35907 – НОТ 7. Скрябин, А.Н. Поэма экстаза : соч. 54 : для большого симфонического оркестра : партитура / А.Н. Скрябин. ‒ Москва : Музыка, 1975. ‒ 144 с. 85.951.01-051(28); С 459;27494 ‒ НОТ 8. Скрябин, А.Н. Этюды : для фортепиано / А.Н. Скрябин ; ред. К. Игумнов, Я. Мильштейн. ‒ Москва : Музыка, 1978. ‒ 90 С. 85.954.294-058(28);С 459;50171 ‒ НОТ 9. Скрябин, А.Н. Вальс : соч. 38 : для фортепиано / А.Н. Скрябин. ‒ Москва : Музыка, 1981. ‒ 11 с. 85.954.2-058(28);С 459;40424 – НОТ; 40427 – НОТ; 40428 ‒ НОТ 10. Скрябин, А.Н. Полонез : соч. 21 (1897) : для фортепиано / А.Н. Скрябин. ‒ Москва : Музыка, 1981. ‒ 11 с. 85.954.2-058(28);С 459;40598 – НОТ; 40600 – НОТ; 43835 – НОТ 11. Скрябин, А.Н. Два танца : для фортепиано : соч. 73 / А.Н. Скрябин. ‒ Москва : Музыка, 1982. ‒ 11 с. 85.954.2-058.5(28); С 459;43233 – НОТ; 48316 – НОТ; 43234 – НОТ 12. Скрябин, А.Н. Листки из альбома : для фортепиано / А.Н. Скрябин. ‒ Москва : Музыка, 1982. ‒ 8 с. 85.954.2-058.0(28)я44; С 459; 43321 ‒ НОТ 13. Скрябин, А.Н. Поэмы. Мазурки : для фортепиано / А.Н. Скрябин. ‒ Москва : Музыка, 1982. ‒ 158 с. 85.954.2(28)я44; С 459; 43029 – НОТ; 43030 ‒ НОТ 14. Скрябин, А.Н. Две поэмы для фортепиано : соч. 32 (1903) / А.Н. Скрябин. ‒ Москва : Музыка, 1987. ‒ 7 с. 85.954.2-058.1(28); С 459; 50536 – НОТ; 50537 ‒ НОТ 15. Скрябин, А.Н. Неизвестный Скрябин : для фортепиано / А.Н. Скрябин. ‒ СПб. : Нота, 2004. ‒ 50 С. 85.954.2-058(28)я43; С 459; 63512 – НОТ; 63513 ‒ НОТ 16. Скрябин, А.Н. Соната № 1 : для фортепиано : соч. 6 / А.Н. Скрябин. ‒ Санкт-Петербург : Композитор, 2013. ‒ 28 с. 85.954.2-012.5; С 459; 68901 – НОТ; 68902-НОТ
Информацию подготовила Л.В. Вострикова, библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей
|