name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.JPG

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Прикладное искусство Германии

 

Произведения прикладного искусства прошлого таят неисчерпаемые возможности для понимания особенностей этого вида искусства. Виртуозное владение техникой производства, продуманное использование выразительных средств, создание произведений, созвучных времени, – эти качества мастеров прикладного искусства прошлого сообщают их произведениям непреходящую познавательную и эстетическую ценность.

В Эрмитаже собраны первоклассные произведения западноевропейского прикладного искусства. Поступления первых вещей начались при Петре I, коллекция складывалась постепенно, на протяжении почти трёх столетий, достигнув количества, превышающего 60 тысяч экспонатов. Автор вступительной статьи и общей редакции издания «Эрмитаж. Западноевропейское прикладное искусство XIIXVIII веков» (Л., 1974) Н.Ю. Бирюкова прослеживает историю поступления мебели, шпалер, фарфоровой посуды и пластики, фаянса и стекла, художественной бронзы и серебра, ювелирных изделий. Отдельного упоминания во вступительной статье удостаиваются выдающиеся образцы художественных ремёсел Германии. Помещённые в альбоме воспроизведения экспонатов подробно аннотируются в каталоге.  

11111.jpg   

005 Крест0001.jpgСредневековое прикладное искусство являлось непосредственным атрибутом церковных обрядов, имело преобладающее значение по сравнению с другими средствами художественного воздействия и стояло в одном ряду с живописью и скульптурой. Специфике средневекового прикладного искусства, воплощавшего в земных образах неземную красоту, больше всего соответствовал металл. Блеск золота и серебра, сияние полированных эмалей и цветных камней наиболее полно приближали храм к воображаемому «Небесному Иерусалиму».

006 Книга0001.jpgИзделиям из металла посвящён альбом «Прикладное искусство средних веков в Государственном Эрмитаже» (М., 1971), автором которого является специалист музея   Э.А. Лапковская. Материалы альбома включают как менее известные, но подлинные шедевры, так и публикуемые ранее произведения прикладного искусства. В каталоге список художественных изделий из металла разбит на три группы: медные изделия с эмалью, изделия из бронзы и изделия из серебра. Аннотации позволяют легко вычленить произведения немецких мастеров. Во вступительной статье по каждой группе даются общие краткие сведения и характеристика выдающихся произведений, интересных с художественной, исторической и иконографической точек зрения.

007 Потир0002.jpgКоллекция немецкого художественного серебра в Оружейной палате, насчитывающая более тысячи экспонатов, является крупнейшей в мире. Ценность коллекции – в обширности материала, его широких хронологических рамках и высоком художественном уровне произведений, о чём свидетельствует книга Г.А. Марковой «Немецкое художественное серебро XVIXVIII веков» (М., 1975). Продукция немецких мастеров была ориентирована на высокопоставленных потребителей, поэтому для немецкого серебра характерна особая нарядность, пышность, повышенная декоративность. В системе средств художественной выразительности, используемых серебряных дел мастерами, усложнённая, нередко вычурная форма, до предела насыщенный декор и разнообразие приёмов обработки металла. Эти черты национальной самобытности наглядно и полно воплощены в художественных изделиях из собрания Оружейной палаты.  

22222.jpg                

Один из древних способов получения орнамента на ткани – нанесение на поверхность холста узоров краской. Узор печатался, или «набивался», на полотно при помощи особых деревянных досок с вырезанным на них орнаментом – отсюда наименование «набойка». Старые набойки, выполненные ручным способом, с их живым и ярким узором обладали удивительным свойством – скупыми и лаконичными средствами достичь замечательного декоративного эффекта.      

33333.jpg

016 Книга 40001.jpgПубликацию лучших образцов богатой и достаточно разнообразной коллекции западноевропейских набивных тканей Государственного Эрмитажа, предпринятую Н.Ю. Бирюковой в альбоме «Западноевропейские набивные ткани 16 – 18 века», определила малая доступность «непрочных» сокровищ художественного ткачества. Собрание западноевропейских набоек Эрмитажа (в их числе и набивные ткани Германии) насчитывает 460 образцов, в данном издании впервые публикуются наиболее характерные набойки, позволяющие проследить трёхвековое развитие орнамента и техники этого типа тканей.

017 Книга 90001.jpgПрикладное искусство 17–18 веков имеет в истории западноевропейской культуры особое значение, что и подчёркнуто в специальном исследовании Н.Ю. Бирюковой «Западноевропейское прикладное искусство XVIIXVIII веков» (Л., 1972). В искусстве барокко, которому свойственны пышность, репрезентативность, преувеличенная экстатичность образов, преломилось новое мироощущение человека 17 века; в идейно-образном содержании, повышенной эмоциональности, динамике форм отразился пафос напряжения беспокойной эпохи. Каждой европейской стране в книге посвящена отдельная глава. В главе «Германия» прослеживаются характерные черты немецкого барокко – тяготение к крупным, несколько тяжеловесным объёмам, динамичному, насыщенному орнаментальными мотивами декору. В 18 веке, наряду с дальнейшим развитием форм барокко, в Германии возникает новое стилистическое направление – рококо. С наибольшим блеском и совершенством все особенности немецкого рококо воплотились в изделиях из фарфора. Именно немецким керамистам европейское прикладное искусство обязано расцветом фарфорового производства.

018 Пастушка0001.jpgЭрмитажное собрание мейсенской фарфоровой пластики, отличающееся исключительным богатством и разнообразием, даёт возможность проследить развитие фарфоровой скульптуры в Мейсене, где и зародилась фарфоровая пластика, соединившая в себе элементы скульптуры и собственно прикладного искусства. Исследовательская работа такого рода проведена К.С. Бутлер, составительницей каталога «Мейсенская фарфоровая пластика XVIII века в собрании Эрмитажа» (Л., 1977). Блестящий расцвет в 18 веке фарфоровой пластики на Мейсенской мануфактуре явился результатом коллективного творчества ряда талантливых скульпторов во главе с Кендлером, создавших множество разнообразных групп и фигур ремесленников, музыкантов, горожан, крестьян, масок итальянской комедии, аллегорических персонажей, кавалеров и дам – так называемых кринолиновых групп. Тонко и виртуозно моделированные, поразительно пластичные, полные динамики, они позволяют почувствовать аромат эпохи, все особенности весёлого и грациозного стиля рококо. Материал каталога расположен в хронологическом порядке; в самостоятельный раздел, построенный также хронологически, выделены фигуры животных и птиц. Все включённые в каталог предметы сопровождаются иллюстрациями, аннотациями и литературой о модели, а в конце каталога приводится библиография.

019 Часы0001.jpgКоллекция тюрингского фарфора Эрмитажа, начало которой было положено в 1918 году, позволяет оценить художественно-историческое значение фарфора девяти мануфактур Тюрингии. Тюрингские мануфактуры создавали не предметы роскоши, а сравнительно недорогие изделия, доступные широкому кругу покупателей. В фарфоровых изделиях Тюрингии сильны художественные традиции народного творчества, что придаёт им неповторимую самобытность. Включённые Р.С. Соловейчик в каталог «Фарфор заводов Тюрингии XVIII – начала XX века в Эрмитаже» (Л., 1975) фарфоровые изделия проиллюстрированы, снабжены аннотациями; завершается каталог списком литературы.

021 Книга 70001.jpgМейсенский фарфор, фарфор заводов Тюрингии и изделия других германских мануфактур составляют значительную часть немецкой коллекции Краснодарского художественного музея и отражены в каталоге «Искусство Западной Европы» (М., 2006). В каталоге принята сквозная нумерация, материал в разделе «Декоративно-прикладное искусство» сгруппирован по географическому принципу, внутри – по заводам-изготовителям, далее – по видам изделий.

Знакомство с альбомами, представленными на выставке, произведениями немецкого прикладного искусства, воспроизведёнными в них, дополнит общую картину развития искусства Германии.

 022 Фарфор0001.jpg

                                          Материал подготовлен В.П. Гугниной, главным библиотекарем

                                           отдела литературы по искусству

 

 

График работы библиотеки: ежедневно с 9.30 до 19.00 часов, кроме пятницы и последнего дня месяца.

Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, дом 8


Дополнительные услуги

- Доступ к диссертациям в электронной форме, хранящимся в Российской государственной библиотеке (г. Москва).

- Доступ к полнотекстовой базе данных Литрес, Библиороссика – художественная и научная литература (в том числе удаленный доступ).

- Поиск информации в базах данных по различным тематикам (патенты (ФИПС), право, юриспруденция, социология, психология, маркетинг, реклама и др.).

- Копирование информации на USB-носитель, компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере, ксерокопирование (также в цвете).

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов, внесение поправок в набранные тексты (редактирование).

 



yandex tounb-logo.gif libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки polpred_banner.png yandex yandex