name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.JPG

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Графика А.С. Пушкина

9.Рисунки Пушина.JPGВ отделе литературы по искусству хранятся книги по теме «Графика А.С. Пушкина». Рукописи Пушкина с постоянными спутниками черновых набросков стихов – рисунками вызывают в памяти описание альбома Онегина:

В сафьяне, по краям окован,

Замкнут серебряным замком

Он был исписан, изрисован

Рукой Онегина кругом.

Меж непонятного маранья

Мелькали мысли, замечанья,

Портреты…

«Общепризнанными стали несколько положений, определяющих особенности пушкинской графики, – писал А. Эфрос, – и прежде всего то, что она является, «изобразительным дневником» поэта, иллюстрирующим его писания, или отражающим ассоциации его раздумий во время работы, или закрепляющим зрительные образы, попавшие в поле его внимания. Этот дневник делался для себя, а не для других…Пушкин чертил, когда задумывался, а задумываясь, выводил пером очертания людей и вещей, занимавших его мысль». Рисунки Пушкина изучены достаточно пристально, в особенности многочисленные портреты. Кто и когда был нарисован поэтом? Каковы обстоятельства жизни изображённых людей? Это целая область отечественной пушкинистики, привлекшая внимание крупных учёных. Исследователями замечена прямая связь между характером литературного произведения и рисунками на полях его черновиков. Пушкиноведы единодушно утверждают, что рисунки держатся на тройной связи: они либо повторяют текст, либо дополняют его, либо отталкиваются от него.

5.Рисунки Пушина.JPGИз самых интересных являются монографии А.М. Эфроса « Автопортреты Пушкина» (М., 1945) и «Пушкин портретист. Два этюда» (М., 1946). Имя художественного критика, искусствоведа Абрама Эфроса вошло в историю культуры как основоположника изучения графического искусства великого поэта. Абрам Маркович опубликовал около ста рисунков поэта, расшифровал их происхождение, определил, кто изображён на набросках, установил связь каллиграфии рисунка – росчерка (данная проблематика практически не рассматривалась пушкиноведением).

Дальнейшее изучение графики Пушкина ознаменовано выходом книги Т.Г. Цявловской «Рисунки Пушкина» (М., 1987). Автор подразделяет художественное наследие поэта на тематические рубрики: автоиллюстрации, портреты, автопортреты. В списке иллюстраций каждый рисунок атрибутирован и снабжён краткой аннотацией, включающей в себя необходимые сведения: дату и место создания, ссылку на произведение, архивный номер. По мнению Цявловской, «…рисунки являются зрительной фиксацией происходящих в сознании поэта образов, порой ещё не воплощённых в слове…». Любопытна одна подробность: в книгу введены сухие, деловые, схематичные рисунки пистолетов, остававшиеся вне поля зрения исследователей. В заключении Цявловская подводит нас к выводу, что рисунки Пушкина являются богатейшим источником для изучения биографии поэта.

4.Рисунки Пушина.JPGГоворя о графическом творчестве Пушкина, нельзя не остановиться на каталоге атрибуций Р.Г. Жуйковой «Портретные рисунки Пушкина» (СПб., 1996). В нём учтено 929 установлений принадлежности авторства Пушкину, появлявшихся с середины 1855 по 1993 гг. Предваряющая каталог вступительная статья автора захватывает читателя своей безусловной компетентностью в предмете исследования, научным подходом к теме и результатами поиска, которые приводят к открытию. Каталог построен по алфавитному принципу. О каждом рисунке приводятся следующие сведения: имя модели, характеристика и краткое описание рисунка; местонахождение в автографах Пушкина и название соответствующего произведения; дата, шифр листа рукописи по Пушкинскому фонду рукописного отдела Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; автор атрибуции с отсылкой на публикацию; библиография; первое воспроизведение.

3.Рисунки Пушина.JPGПочитателям пушкинской графики, несомненно, известен труд писательницы Л.Ф. Керцелли «Мир Пушкина в его рисунках: 1820 – е годы» (М., 1983). В основе книги – определённые автором пушкинские рисунки – портреты выдающихся современников и друзей: А. Мицкевича, С.Г. Волконского, Н.Н. Раевского, А.И. Одоевского, и др. Интересны размышления и наблюдения создателя книги о «двуединстве» пушкинской графики, о проявлении в ней специфики творческого сознания поэта. Керцелли считает, что изучение уникальных рисунков, отражающих своеобразие его художественного видения, приближает к пониманию «духовной жизни» Пушкина.

Среди экспонируемых книг несколько особняком стоит факсимильное воспроизведение «Альбома Елизаветы Ушаковой» (СПб., 1999). В пушкиноведении он получил название «Ушаковский альбом». Поводом издания стал 200 – летний юбилей со дня рождения Пушкина. Альбом заполнен рисунками, автопортретами, подписями, принадлежащими перу А.С. Пушкина и сестёр Ушаковых. Ценность «Альбома Е. Ушаковой» заключается в том, что он единственный в своём роде памятник литературного быта пушкинской эпохи.

2.Рисунки Пушина.JPGДалее речь пойдёт об исследовании авторитетного пушкиниста С.А. Фомичева в соавторстве с С.В. Денисенко «Пушкин рисует. Графика Пушкина» (СПб., 2001). В задачу авторов книги входила не традиционная расшифровка пушкинских рисунков, а осмысление появления рисунка в рукописи, сделана попытка проследить ассоциативные связи между рисунком и словом. Удивляет оснащённость редким материалом книжной графики, с которой великий поэт делал копии. Анализ композиции листов пушкинских рукописей производился в соотнесении с литературным наследством поэта.

Пушкинская тема – в её связи с изобразительным искусством – стала постоянной в журнале «Русское искусство» (далее РИ). Статья Г. Поспелова «Рисунки Пушкина. Диалог с Абрамом Эфросом» (РИ. – 2006, № I) вписывает творчество А.С. Пушкина – графическое и поэтическое – в контекст искусства его времени. Определяется, каково было место рисунков Пушкина среди работ его современников, как соотносились они со стилевыми течениями в русской графике XIX столетия.

 1.Рисунки Пушкина.JPGПубликация пушкиниста Л. Певзнер под названием «Пушкин путешествует» (РИ. – 2006, № II) знакомит с пейзажными рисунками Пушкина, которые считаются подлинными шедеврами графики; акцентируется внимание на их документальном историческом значении. Главная мысль автора заключается в том, что «пейзажная графика поэта несёт в себе романтический, философский и эстетический смысл: через изображение конкретной местности создаётся поэтический образ свободной природы, прекрасного мира, погружённого в свою собственную жизнь».

Замыкает этот цикл материал Л. Певзнер, Н. Ежерец «А.С. Пушкин – художник книги» (РИ. – 2007, IV). Общеизвестно, что издавая свои сочинения, Пушкин с самого начала уделял большое внимание внешнему виду книги. Краткость, точность, простота – критерии эстетики Пушкина в оформлении его изданий. В заглавных рисунках присутствует индивидуальный стиль графика – оформителя; « в них есть «лицо» поэмы, отражено её содержание и романтическая поэтика». Включён графический комплекс титульных листов: «Стихотворения Александра Пушкина» (1817); «Кавказ» («Кавказский пленник») (1820); «Драматические сцены» («Маленькие трагедии») (1830); «Дон Гуан» (1830); «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830); «Сказка о золотом петушке» (1834).

8.Рисунки Пушина.JPGСправедливости ради следует оговориться, что, несмотря на большое количество работ о графическом творчестве поэта, исследование этой темы далеко не исчерпано.



государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края "Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина"

г.Краснодар, ул. Красная, дом 8

Ждём Вас!

ежедневно, кроме пятницы

с 9.30 до 19.00 часов.

Тел. (861) 268-09-33











tounb-logo.gif arbicon.jpg vladimir.jpg libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Avrora.jpg kkx.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки