Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Художественные сокровища Московского Кремля
Кремль – один из крупнейших центров мировой культуры, очаг летописания, станковой и настенной живописи, средоточие художественных ремёсел, хранилище неисчислимых ценностей. Собрание шедевров английских серебряных дел мастеров в Кремле превосходит коллекции Великобритании. Кремлёвская коллекция предметов парадного конского убранства по полноте и художественным достоинствам не имеет равных среди аналогичных собраний мира. Нигде на планете нет такого собрания старинных тканей, памятников оружейного искусства, как в Кремле. Древние сокровища Кремля как часть историко-художественного достояния человечества взяты на учёт и под особую охрану ЮНЕСКО. Выставку открывают альбомы, в которых воспроизводятся лишь наиболее примечательные художественные сокровища..
Важнейшей составной частью музеев Московского Кремля является Оружейная палата – старейший музей России, собирательница и хранительница национального достояния страны, её «славных достопамятностей». Экспозиционный зрительный ряд палаты, насыщенный драгоценными, яркими, удивительно красивыми произведениями, вместил шедевры ювелирного, оружейного, декоративно-прикладного искусства, созданные лучшими мастерами России, Европы и Востока.
Исключительное место в собрании Оружейной палаты занимает коллекция древних государственных регалий и предметов придворного церемониала – самая значительная в Европе. Среди наиболее ценных реликвий – знаменитая Шапка Мономаха – венец русских царей, символ преемственности императорской власти. Древняя часть венца напоминает восточный головной убор. Она выполнена из восьми золотых пластин, покрытых изысканным сканым узором из спиралевидных завитков, шестиконечных розеток-звёзд и цветка лотоса. Полусферическое резное навершие с крестом, драгоценные камни, крупный жемчуг и опушка из меха – позднейшие дополнения. В названии венца отразилась легенда о том, что царские регалии переданы на Русь византийским императором Константином Мономахом. Особенности декорирования других царских венцов, скипетров, держав, корон, отличающихся необычайной роскошью и великолепием, описаны в размещённых на выставке изданиях, отражающих коллекции Оружейной палаты.
Произведениями русских мастеров золотого и серебряного дела Оружейная палата располагает в таком количестве, разнообразии форм, роскоши декора, виртуозности исполнения, как ни один музей мира. Серебряные изделия, воспроизведённые в альбоме «Русское серебро XIV–начала ХХ века из фондов Государственных музеев Московского Кремля» (Москва, 1984), дают яркое представление о высоком мастерстве русских серебряников, позволяют проследить развитие художественных стилей в одной из прекрасных областей национального искусства. Редкостной красоты изделия создавали искусные чеканщики фирмы Ивана Хлебникова, которые мастерски воспроизводили в серебре разнообразные ткани и другие материалы. Они преображали металл в полотняные салфетки и льняные полотенца с ажурными краями, как будто случайно наброшенные на чайники, солонки и сахарницы. Одна из работ – сахарница с небрежно брошенной на неё узорчатой салфеткой, на которой в высоком рельефе эффектно изображён Кремль с куполами храмов, шатрами башен, зданиями Оружейной палаты и Большого Кремлёвского дворца. Альбом «Русское золото XIV – начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля» (Москва, 1987) – первая публикация фотографий уникальных художественных изделий. Виртуозная ювелирная техника, удивительное чувство материала и оригинальный художественный замысел отличают изделия фирмы Карла Фаберже. Пасхальные яйца – символ вечной жизни – самые знаменитые произведения Фаберже. В Оружейной палате хранится десять императорских пасхальных яиц из пятидесяти, созданных фирмой. Пасхальный шедевр «Московский Кремль» по праву считается символом кремлёвской коллекции произведений Фаберже. Мастера стремились создать величественный и сказочно нарядный образ древнего Московского Кремля. Декор золотого, покрытого белой эмалью яйца с куполом и тройными окнами, навеян архитектурой Успенского собора. Подставка, выполненная из цветного золота и серебра, имеет вид стилизованных кремлёвских стен и башен. Яйцо-собор высоко вознесено над подставкой, его купол парит над эмалевыми кровлями башен. Возможность подробного знакомства с блистательным Фаберже предоставляют несколько изданий, в том числе каталог кремлёвской выставки «Мир Фаберже» (Москва,1992) и книга «Фаберже. Великие ювелиры России» (Москва, 2000). С коллекцией немецкого художественного серебра, находящейся в Оружейной палате, могут сравниться лишь совокупные собрания европейских музеев. Для художественного металла Германии, по мнению Г.А. Марковой, автора исследования «Немецкое художественное серебро XVI–XVIII веков в собрании Государственной Оружейной палаты» (Москва, 1975), характерны особая нарядность, пышность, повышенная декоративность. В системе средств художественной выразительности, используемых немецким мастером, усложнённая, нередко вычурная форма, до предела насыщенный декор и разнообразие технических приёмов обработки металла. Заметным своеобразием отличается растительная орнаментика гамбургских изделий. Цветочный декор блюда Ганса Ламбрехта III со сплошным заполнением всей поверхности непроизвольно размещёнными стеблями, листьями и цветами не имеет аналогий среди немецких изделий из серебра. Блюдо выделяется гармоничностью композиции, сочностью чеканного узора, пластичным рельефом. Древние соборы Кремля – замечательные памятники русской архитектуры, хранители ценнейших произведений древнерусского изобразительного искусства. Стенопись, иконы, декоративное убранство соборов созвучны и гармоничны. Каждый собор – музей со своей неповторимой коллекцией, формировавшейся в течение столетий. Помещения соборов, палат, звонницы используются для устройства сменных выставок древнерусского изобразительного и прикладного искусства из фондов музеев Кремля. Издания, посвящённые художественным сокровищам Московского Кремля, с разной степенью полноты освещают и кремлёвские соборы. К 500-летию уникальных памятников русской культуры – Успенского и Благовещенского соборов – были изданы монографические исследования, отличающиеся широтой охвата материала и многообразием сведений. Авторы монографий воссоздают историю памятников, характеризуют особенности архитектуры, впитавшей традиции русского и итальянского зодчества; анализируют приёмы и сюжеты настенной живописи, выполненной знаменитыми русскими мастерами; описывают наиболее интересные произведения искусства, хранящиеся в соборах. |