name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.JPG

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Юморист, сатирик, моралист М. Зощенко

К 125-летию со дня рождения

 

111.jpgТрудно найти писателя-сатирика, который прожил такую сложную и трагическую жизнь, какая выпала на долю Михаила Зощенко. Он пережил и годы славы и народной любви, и тяжелое время травли и забвения. Но нельзя не признать, что, несмотря на все жизненные трудности, до самого конца писатель остался верен своим принципам.

Михаил Михайлович Зощенко родился 29 июля (9 августа) 1894 г. в Санкт-Петербурге в семье художника. Тяга к творчеству проявилась у него еще в детстве. В одной из своих записных тетрадей Зощенко отметил, что в 1902–1906 гг. уже пробовал писать стихи, а в 1907 г. в 13 лет написал свой первый рассказ «Пальто». После окончания гимназии в ПетербургеМ. Зощенко в 1913 г. поступает на юридический факультет Петербургского университета. Начавшаяся мировая война прервала обучение. В 1915-м, закончив ускоренные военные курсы, Зощенко ушел на фронт.

Вернувшись к мирной жизни, писатель занимается в студии, организованной при издательстве «Всемирная литература». Руководил занятиями К.И. Чуковский, высоко оценивший творчество Зощенко. Вспоминая о его рассказах и пародиях, написанных в период студийных занятий, Чуковский писал: «Странно было видеть, что этой дивной способностью властно заставлять своих ближних смеяться наделен такой печальный человек». В студии Зощенко знакомится с В. Кавериным, В. Ивановым, Л. Лунцем, К. Фединым, Е. Полонской. В 1921 г. они объединились в литературную группу «Серапионовы братья», выступавшую за свободу творчества от политической опеки.

Михаил Зощенко дебютировал в литературе в 1922 году и сразу снискал славу сатирика. Его первая книга «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» и следующие за ней юмористические рассказы принесли автору широкую известность. По словам К. Федина, начинающий писатель «по виду без малейшего усилия, как в сказке, получил признание и в литературной среде, и в совершенно необозримой читательской массе». Для своих рассказов он выбирает краткую форму в 100–150 строк, которая затем надолго становится канонической формой его сатирических произведений.

Главный герой цикла «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» побывал на германской войне и захватил начало революции. Это образ растерявшегося маленького человека в бурлившей России, которому писатель предоставил право голоса.

То, что рассказ велся от лица героя-повествователя, дало основание литературоведам определить творческую манеру Зощенко как «сказовую». Чуковский заметил, что Зощенко ввел в литературу «новую, еще не вполне сформированную, но победительно разлившуюся по стране внелитературную речь и стал свободно пользоваться ею как своей собственной речью». Высокую оценку творчеству Зощенко давали многие его выдающиеся современники – А.Н. Толстой, Ю.К. Олеша, С.Я. Маршак, Ю.Н. Тынянов.

К середине 1920-х годов Зощенко становится одним из самых популярных писателей. Он много ездил по стране, писал рассказы, повести, которые издавались огромными тиражами.

Рассказы «Баня», «Аристократка», «История болезни» и другие, которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества.

Герой рассказа «Баня» идет в баню и сталкивается там с неприятностями и бюрократией. Короткий, но очень емкий рассказ представляет собой сатиру на бытовые трудности и работу коммунального хозяйства, на социальную политику государства, на человеческую невоспитанность и равнодушие.

Писатель создает новый для русской литературы тип героя – советского человека, не получившего образования, не имеющего навыков духовной работы, не обладающего культурным багажом, но стремящегося стать полноправным участником жизни. При этом Зощенко показал те особенности «маленького человека», которые оборачиваются низостью чувств, недостойным поведением, умственной ограниченностью, склонностью к диким куражам, приспособленчеством.

Главный герой рассказа Зощенко «Аристократка», Григорий Иванович, делится своей историей о том, почему он не любит «аристократок». Мужчина приглашает в театр даму, которая в буфете начинает поглощать пирожные в неограниченных количествах. Смешная и нелепая ситуация приводит к такому же смешному и печальному финалу. А мы узнаем в героях рассказов, написанных более полувека назад, своих современников.

М. Зощенко – один из крупнейших русских писателей XX века, творчество которого выходит за пределы сатирического жанра. Произведения «Возвращенная молодость» (1933), «Голубая книга» (1935), «Перед восходом солнца» представляют нам не только Зощенко-юмориста, но и Зощенко-философа, Зощенко – продолжателя классических традиций русской прозы.

Повесть «Возвращенная молодость» – своеобразное психологическое исследование. Она вызвала неожиданную для писателя заинтересованную реакцию в научной среде: книга обсуждалась на многочисленных академических собраниях, рецензировалась в научных изданиях; академик И. Павлов стал приглашать Зощенко на свои знаменитые «среды».

Как продолжение «Возвращенной молодости» был задуман сборник рассказов «Голубая книга». Рассказы о современности перемежались в этом произведении рассказами, действие которых происходит в прошлом – в различные периоды истории. И настоящее, и прошлое давалось в восприятии типичного героя Зощенко, не обремененного культурным багажом и понимающего историю как набор бытовых эпизодов. Публикация этого произведения вызвала разгромные отзывы в партийных изданиях; после чего Зощенко фактически не мог напечатать ничего, кроме фельетонов «об отдельных недостатках» и детских рассказов.

В 30-е годы писатель работает над книгой «Перед восходом солнца», которую считает главной в своей жизни. Работа продолжалась и во время Отечественной войны в Алма-Ате, в эвакуации (на фронт Зощенко пойти не мог из-за тяжелой болезни сердца). В 1943 г. первые главы этого научно-художественного исследования о подсознании были напечатаны в журнале «Октябрь». Сегодня ученые отмечают, что писатель предвосхитил многие открытия науки о бессознательном. Однако тогда публикация вызвала такой скандал, что печатание было прервано. Зощенко обратился с письмом к Сталину, прося его ознакомиться с книгой или дать распоряжение проверить ее. Ответом стал очередной поток ругани в печати.

Хотя Зощенко получил в 1939 г. за писательский труд орден Трудового Красного Знамени, он постоянно оставался объектом особого интереса официозной критики. Кульминацией гонений стало печально известное Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» (14 августа 1946 г.), ошельмовавшее Зощенко и Ахматову, приведшее к их публичной травле и запрету на издание их произведений. В этот период писатель живет переводческой работой.

На писательском собрании Зощенко заявил, что честь офицера и писателя не позволяет ему смириться с тем, что в постановлении его называют трусом и подонком литературы. Он и в дальнейшем отказывался выступать с ожидаемым от него покаянием и признанием «ошибок». В 1954 г. на встрече с английскими студентами Зощенко вновь попытался изложить свое отношение к постановлению 1946 г., после чего травля началась по второму кругу.

Следствием этой идеологической кампании стало обострение душевной болезни, не позволявшее писателю полноценно работать. Восстановление его в Союзе писателей после смерти Сталина принесло лишь временное облегчение. Умер Зощенко в Ленинграде 22 июля 1958 г. Его не разрешили похоронить в Ленинграде, похоронен он в Сестрорецке.

Осип Мандельштам тонко подметил печальный парадокс личности и творчества Зощенко: «Зощенко, моралист по природе, своими рассказами пытался образумить современников, помочь им стать людьми… Зощенко сохранял иллюзии, начисто был лишен цинизма, все время размышлял… и жестоко за это расплатился… Чистый и прекрасный человек, он искал связи с эпохой, верил широковещательным программам, сулившим всеобщее счастье, считал, что когда-нибудь все войдет в норму, так как проявление жестокости и дикости лишь случайность, рябь на воде».

112.jpg

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспоминания Михаила Зощенко : сборник / сост. Ю. В. Томашевский. – Л. : Худож. лит., 1990. – 512 с.: ил.

2. Зощенко, М.М. Аристократка : рассказы, повести / М. М. Зощенко. – Москва : Эксмо, 2013. – 640 с. - (Русская классика).

3. Зощенко, М.М. Возвращенная молодость; Голубая книга; Перед восходом солнца / М. М. Зощенко. – Ленинград : Художественная литература, Ленинградское отделение, 1988. - 720 с.

4. Зощенко, М.Н. Голубая книга : рассказы / М. М. Зощенко. – Москва : Правда, 1989. – 621 с.

5. Зощенко, М.М. Избранное / М. М. Зощенко. – Москва : Советская Россия, 1989. – 432 с., 1 л. портр. : ил.

Зощенко, М. М. Избранное : рассказы / М. М. Зощенко. – М. : Эксмо, 2003. – 800 с. (Русская классика. ХХ век).

Зощенко, М.М. Исповедь / М. М. Зощенко. – Киев : Политиздат Украины, 1989. – 331 с.

Зощенко, М.М. Кругом 16 : рассказы двадцатых годов / М. М. Зощенко. Новосибирск : Книжное изд-во, 1993. – 431 с. : ил.

Зощенко, М.М. Маленькие хитрости / М. М. Зощенко ; [худож. А. Елисеев]. Москва : ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 с. : ил. (Озорные рассказы).

Зощенко, М.М. О любви / М. М. Зощенко. – Москва : Эксмо, 2011. – 320 с.

Зощенко, М. Парусиновый портфель : повести и рассказы / М. Зощенко. М. : Дом, 1994. 429 с.

Зощенко, М.М. Рассказы; повести; пьесы / М. М. Зощенко. - Москва : Астрель, 2012. - 1214, [2] с.

Зощенко, М.М. Удивительные события : повести и рассказы / М.М. Зощенко. – М. : Дом, 1994. – 478 с. : ил.

Михаил Зощенко в воспоминаниях современников : сборник / сост. А. Смолян, Н. Юргенева. – М. : Совет. писатель, 1981. – 263 с. : ил.

 

Информацию подготовила Заика И.В.,

ведущий библиотекарь отдела городского абонемента.

 

График работы библиотеки: ежедневно с 9.30 до 19.00,

кроме пятницы и последнего дня месяца.

Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, дом 8.

 

Дополнительные услуги

- Доступ к диссертациям в электронной форме, хранящимся в Российской государственной библиотеке (г. Москва).

- Доступ к полнотекстовой базе данных Литрес, Библиороссика – художественная и научная литература (в том числе удаленный доступ).

- Поиск информации в базах данных по различной тематике (патенты (ФИПС), право, юриспруденция, социология, психология, маркетинг, реклама и др.).

- Копирование информации на USB-носитель, компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере, ксерокопирование (также в цвете).

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов, внесение поправок в набранные тексты (редактирование).




yandex tounb-logo.gif libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки polpred_banner.png yandex yandex