name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Консультации по вопросам оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Краснодар литературный

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Все о «Пушкинской карте»:

Афиша

Оформление

Возможности

QR

facebook.com youtube.com vkontakte.com

Итальянская скульптура  Пушкинского музея.

К 110-летию основания ГМИИ им. А.С. Пушкина.


Скульптура является одним из древнейших видов изобразительного искусства. Скульптура, как живопись, может обретать движение в тысячах дробящихся линий, оживать в столкновениях света и тени, чудесным образом озаряться теплыми или холодными тонами, даже если материал ее монохромен. Художник должен создавать изображения людей в соотношении со всем, что их окружает, и вдохнуть в них жизнь.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина располагает одним из крупнейших в мире по количеству и полноте подбора собранием слепков со всемирно известных памятников скульптуры.

Музей открылся 31 мая (13 июня) 1912 года. Его основателем и первым директором был Иван Владимирович Цветаев, профессор кафедры теории и истории искусства Императорского Московского университета, а на торжественной церемонии присутствовали император Николай II и вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. В 1932 году музей переименовали, и он получил название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году музею присвоено имя А.С. Пушкина.

В 1924 году в зале слепков со скульптур Микеланджело музей организовал небольшую выставку подлинной западноевропейской скульптуры из своих фондов. За исключением нескольких экземпляров все ее экспонаты были собраны в течение первых лет революции.

Особенно интересны музейные коллекции немецкой и итальянской пластики XV-XVI веков, как в бронзе и мраморе, так и деревянной; в их составе − «Мадонна с младенцем» мастера круга Бенедетто да Майано, работы Брусти, Рустиччи, Сансовино, статуэтка «Адам» немецкого мастера начала XVI века.

Итальянский дворик является точной копией одного из ярусов флорентийского дворца Барджелло, он привлекает внимание конными статуями – копией монумента Гаттамелату работы Донателло и скульптурой кондотьера Коллеони работы Верроккьо. Здесь же можно увидеть точный слепок Фрейбергского портала, копию раки святого Зебальда, бронзовые статуи средневековых рыцарей.

Две небольшие женские статуи «плакальщиц» из терракоты были переданы музею из собрания И.С. Остроухова в 1929 г. Происхождение их неизвестно. Небольшая терракотовая статуя женщины с поднятыми руками вверх – одна из двух парных, почти одинаковых фигур, хранящихся в собрании музея. Высказано предположение, что обе статуи были исполнены в III веке до н.э. и входили в группу подобных им памятников, найденных в гробницах на юге Италии в Канозе. Несмотря на то, что сегодня в разных музеях мира находится уже несколько таких фигур, они продолжают оставаться весьма загадочными произведениями. Можно предположить, что статуи имели ритуальное назначение и помещались в гробницы. Они исполнялись в красноватой глине и сверху покрывались белой обмазкой. Вероятно, затем фигуры раскрашивались. На спине и внизу на одежде имеется несколько отверстий, с помощью которых статуи, возможно, крепились к гробнице или к стене. Происхождение этих памятников неизвестно.

Интересен хранящийся в музее мраморный портрет юноши I века. Портрет изображает юношу восемнадцати лет. Голова, несомненно, была частью статуи, на это указывает срез шеи внизу в виде ровного полукруга. В лице юноши нет ни страсти, обычно присущей эллинистическим портретам, ни суровой неприветливости римского республиканского портрета. Напротив, выражение глубокого покоя, задумчивости и ясный взгляд. В нем есть та безупречная чистота, которая свойственна лучшим произведениям «августовского классицизма». О том, что портрет выполнен именно в это время, на рубеже новой эры, свидетельствует и прическа юноши с расходящимися над правым глазом локонами, которая хорошо известна по портретам самого Августа.

Даже тем, кому не довелось побывать в итальянской Флоренции, известна гигантская статуя Давида работы Микеланджело – по гипсовой копии исполина из Пушкинского музея Москвы, которая в музее воспроизведена в натуральную величину. С одной стороны, Давид – одна из самых известных статуй мира. С другой – визитная карточка Пушкинского музея, набитого оригинальными шедеврами как шкатулка. Давид изображен стоящим во весь рост с пращой на плече: взгляд его сосредоточен и грозен, мускулы напряжены, движение рук медленно и продумано. Профессор Цветаев поместил Давида в зале музея со стеклянным потолком для максимального освещения дневным светом сверху. Именно мягкий свет наиболее выигрышный для передачи объема скульптур. Давид Микеланджело находится в одном из центральных залов Пушкинского музея – в Итальянском дворике, расположенном на 1 этаже так, что посетитель буквально не сможет пройти мимо и не увидеть исполина Давида.

Высота статуи Давида – 5,17 метра. И из-за высоты гиганта зритель не знает, что Микеланджело сконструировал зрачок Давида в форме «сердца». Ведь на зрачке человека всегда есть блик, а если сделать выемку круглой, то зрачок будет полностью темным. Взгляд на высокую скульптуру Давида подразумевается снизу вверх. Именно потому мы не видим форму углубления, но видим нормальный человеческий глаз, на который естественно падает свет. Давид не покидал музея из-за своих колоссальных размеров. По этой причине его не перемещали даже в тяжелые дни Великой Отечественной войны. Стеклянный потолок был сильно поврежден в октябре 1941 года от взрывной волны бомбы, разорвавшейся вблизи музея. Для сохранности скульптуры сотрудники музея сделали вокруг него защитный короб из фанеры и деревянных досок.

История другого экспоната – Стенки саркофага II века из Италии – прослеживается с XVI века, когда он находился в Риме, в доме Поркаро. В середине XVIII века он был куплен графом М.С. Воронцовым, привезен в Россию, попал в Алупкинский дворец, откуда позднее был передан в собрание ГМИИ. Сложенный из пяти фрагментов, сильно поврежденный саркофаг сохранил следы реставрации, вероятно, XVI века.

Портрет римлянина I века до нашей эры был выполнен в то время, когда искусство римского республиканского портрета уже сложилась в самостоятельное художественное явление. Это очень индивидуальный образ римлянина эпохи поздней республики, мужчины средних лет, сурового и неприветливого.

В 1991 году ГМИИ им. А.С. Пушкина был внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Музей по-прежнему поражает своим масштабом и полнотой своих коллекций. В настоящее время Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет собой большой музейный комплекс, это настоящий «музейский городок», о котором когда-то мечтал И.В. Цветаев. Учебный музей слепков превратился в коллекцию шедевров мирового искусства.


Список литературы:

ГМИИ : Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина : альбом / автор-составитель И. А. Антонова, и др. – Москва : Советский художник, 1989. – 350 с. : ил.

Горяинов, В. В. Современное искусство Италии / В. В. Горяинов. – Москва : Искусство, 1967. − 176 с. : ил.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина : альбом / автор вступительной статьи  И. А. Антонова. – Москва : Изобразительное искусство, 1981. − 242 с. : ил.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина / автор текста Ю. Корсакова. − Москва : Директ-Медиа : Комсомольская правда, 2011. − 95 с. : ил.

Искусство Италии. Живопись. Скульптура. Архитектура Х – ХХ веков / под редакцией  Г. Фосси, автор текста М. Рейке, Г. Фосси, М. Буссальи ; перевод с английского В. Д. Дажиной. – Москва : Белый город,  2001. − 430 с. : ил.

Капретти, Э. Великие мастера итальянского искусства / Э. Капретти, перевод И. В. Макаров. – Москва : Слово, 2001. − 399 с. : ил.

Молева, М. Н. Скульптура : очерки зарубежной скульптуры / М. Н. Молева. – Москва : Искусство, 1975. – 152 с. : ил.

Под знаком Рембрандта : художественное собрание семьи Мосоловых / Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. – Москва : Красная площадь, 2012. – 464 с. : ил.


Информацию подготовила

А. С. Высоцкая,

библиотекарь отдела литературы по искусству












новаябиблиотека.рф

tounb-logo.gif libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки polpred_banner.png yandex yandex

Яндекс.Метрика