name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Консультации по вопросам оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Анкета для опроса получателей услуг

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Краснодар литературный

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Джорджо Вазари и его таланты

К 510-летию со дня рождения архитектора, художника, искусствоведа (30 июля)

 

Джорджо Вазари (1511–1574), известный флорентийский живописец и архитектор, вошел в историю прежде всего как писатель, автор монументального сочинения "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих", вышедшего в свет первым изданием в 1550 году и вторым, расширенным и дополненным, с портретами художников, – в 1568 году.

Энциклопедический свод сведений Вазари содержит 178 биографий итальянских художников эпохи Возрождения с описанием некоторых их произведений и охватывает три столетия жизни Италии. Сочинения в полной мере отражают путь самого Ренессанса, а истории жизни и творчества каждого художника складываются в полную картину развития искусства.

На протяжении веков пятитомный труд Вазари был основным, а иногда единственным источником информации для изучающих живопись, ваяние и зодчество. Он стал отправной точкой развития истории искусств, образцом для первых специалистов по искусствоведению.

Вазари был талантливым и известным художником и архитектором. Он родился в 1511 году в итальянской провинции Тоскана в семье гончара. Юный Джорджо помогал отцу в мастерской, был любознательным, подолгу рассматривал фрески, украшавшие местный храм.

С 11 лет он работал подмастерьем у художника-витражиста. Одаренного мальчика заметил кардинал Пассерини и отправил его во Флоренцию, в мастерскую знаменитого художника Андреа дель Сарто, друзьями которого были Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи.

За несколько лет обучения у гениальных мастеров Вазари получил достойное гуманитарное образование. Дель Сарто дал своему ученику прекрасную школу живописи. Впоследствии, будучи придворным мастером семьи Медичи, Вазари сформировался как типичный представитель итальянской школы XVI века. Его живопись представляет собой яркий образец тосканского маньеризма. Маньеризм отличается особой вычурностью и постановочностью сюжета, порой неестественными и артистичными положениями действующих лиц. Большей частью картины Вазари посвящены библейским и античным сюжетам.

Первая дошедшая до нас работа Вазари – "Погребение Иисуса" (1532). Одной из лучших по сюжету и исполнению считается картина "Трапеза святого Григория" (1540), над которой он работал в Болонье. Все лица этой картины – портреты современников Вазари, их имена указаны в его книге. В собственном жизнеописании он описывал все свои работы в самых мелких подробностях.

"Портрет Лоренцо Великолепного" (около 1533-1534) написан Вазари с глубоким уважением к монарху Флорентийской республики. Лоренцо Медичи покровительствовал художникам и поэтам и сам писал стихи, время его правления было временем расцвета флорентийского искусства. Художник выразил в картине сожаление о том, что времена, когда литература и искусство находили отклик в душах правителей, давно прошли.

Путешествия по Европе и обучение у лучших мастеров придали таланту молодого Вазари разностороннюю огранку. Особенно важную роль сыграло ученичество и работа у Микеланджело, который в мастерской Андреа дель Сарто давал уроки архитектуры и скульптуры. Впоследствии, в 1570 году, по рисункам Вазари была возведена гробница Микеланджело. Согласно замыслу Вазари, на памятнике изваяли бюст Микеланджело и три женские фигуры – аллегорические изображения Скульптуры, Архитектуры и Живописи, оплакивающие смерть великого мастера.

С 1532 г. Вазари начал изучать строительное искусство в Риме, где "измерил и перерисовал все здания и статуи". С 1553 г. Вазари на службе у Козимо Медичи работал во Флоренции и в других городах Тосканы. Здесь он создал свои главные архитектурные произведения, достиг высокого общественного положения и получил дворянское звание.

Первой крупной работой Вазари во Флоренции была перестройка палаццо Веккьо, начатая в 1555 г. Как и недостроенный дворец Питти, его нужно было превратить в герцогскую резиденцию. Потолочная роспись Вазари в палаццо Веккьо принадлежит к лучшим произведениям этого рода в Италии.

Здание Уффици во Флоренции – главное и лучшее произведение Вазари-зодчего. Мастер спроектировал большой дворец с двумя крыльями, о чем позже с гордостью писал: "Никогда мне не приходилось работать над сооружением здания, строительство которого было таким сложным и опасным, поскольку оно закладывалось на берегу реки, и почти что в воздухе".

Весьма характерной постройкой для Флоренции XVI века является изолированный крытый переход от Палаццо Веккьо к Палаццо Питти – резиденции Медичи ("коридор Вазари"). Он был создан Вазари в невероятно короткий срок (5 месяцев). Собственная улица для герцога, высоко над головами подданных, должна была обезопасить передвижение правителя по городу.

Вазари глубоко почитал авторитет великих мастеров "золотого века", в особенности Микеланджело и Брунеллески. Он был идеологом строгого, академического направления в архитектуре, стремился сохранить классические традиции итальянского искусства.

Вазари стал крупным деятелем в области художественного образования, основал флорентийскую Академию художеств (1563 г.), создал Академию рисунка.

Несмотря на огромное наследие Вазари, в России его работ очень мало. "Собственным Вазари" могут похвастаться лишь два русских музея. В Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева находится картина "Триумф Вакха", относящаяся к 1560-м годам. Она была отобрана по разрешению Александра III из запасников Эрмитажа основателем Саратовского музея А.П. Боголюбовым. Другая картина Вазари осталась в Эрмитаже – "Обручение святой Екатерины".

Личность Джорджо Вазари удивительно многогранна. Он был талантливым живописцем, архитектором, скульптором и оставил о себе память как первый искусствовед в истории. В его времена писались и другие  биографии художников. Но именно "Жизнеописания" стали популярными в течение многих столетий. И в наше время ни одно исследование тех далеких эпох не обходится без ссылки на Вазари.

Список использованной литературы:

Базен, Ж. История истории искусства : от Вазари до наших дней / Ж. Базен, перевод с французского К. А. Чекалова ; общая редакция и послесловие Ц. Г. Арзаканяна. – Москва : Прогресс–Культура, 1995. – 528 с.

Биетти, М. Флоренция / М. Биетти, Ф. Ф. Малеши, под редакцией А. Паолуччи. – Москва : Слово/Slovo, 2004. – 324 с. : ил.

Вазари, Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих : в 5 т. / Д. Вазари, перевод А. И. Венедиктова, А. Г. Габричевского. – Москва : Терра, 1994.

Галерея Уффици : альбом / главный редактор  А. Барагамян, автор  текста И. Кравченко. – Москва : Директ–Медиа : Комсомольская правда, 2011. – 95, [1] с. : ил.

Грегори, М. Уффици и Питти : живопись галерей Флоренции : альбом / М. Грегори, автор предисловия А. Паолуччи, М. Кьярини. – Москва : Слово/Slovo, 1999. – 688 с. : ил.

Искусство итальянского Ренессанса. Архитектура, скульптура, живопись, рисунок / под редакцией Р. Томана. – Кельн : Konemann, 2000. – 464 с. : ил.

Флоренция / С. Бьетолетти, Э. Капретти, М. Кьярини ; перевод И.В. Макарова. – Москва : Слово/Slovo, [б. г.] – 528 с. : ил.

Чамина, Н. Ю. Музеи Флоренции / Н. Ю. Чамина. – Москва : Слово/Slovo, 2018. – 455 с. : ил. – (Великие музеи мира).

Шастель, А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного : очерки об искусстве Ренессанса и неоплатоническом гуманизме / А. Шастель, перевод Н. Н. Зубкова. – Москва, 2001. – 720 с.

 

Подготовила О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству










tounb-logo.gif

tounb-logo.gif libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки polpred_banner.png yandex yandex

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика