Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Виктору Николаевичу Логинову – 95!

 


         Современники называли его патриархом кубанской литературы. Хотя Виктор Николаевич родился во Владимирской области, почти всю жизнь он прожил на Кубани, в Краснодаре, и посвятил Краснодарскому краю и любимому городу несколько произведений.

        По масштабу художественного дарования и по тому, как он реализовал и воплотил его в своём творчестве, Виктор Николаевич Логинов был и остаётся мастером слова, классиком советской литературы.

          На страницах Пушкинской библиотеки в социальных сетях в рубрике "Книга моего сердца" был опубликован фрагмент рассказа Л.Д. Бирюк о книге В.Н. Логинова "Испания, Испания!..." (https://www.instagram.com/p/CBkKv37l-Rh/?igshid=vhfbuhjvoa4q). К юбилею В.Н. Логинова предлагаем вашему вниманию публикацию без сокращений.

Благодарим Людмилу Дмитриевну за предоставленный материал и напоминаем нашим читателям: Л.Д. Бирюк – член Союза писателей России, автор историко-приключенческих повестей и романов, а также очерков, критических и литературоведческих статей.

В начале 1980-х я работала инженером в проектном институте. Несмотря на сугубо технический род работ, у нас, как и везде в стране, царил настоящий культ книг, которые были тогда в большом дефиците. Мы доставали их из-под полы, переплачивая спекулянтам, обменивали друг у друга и героически сдавали макулатуру, чтобы получить заветный талон на покупку бестселлера. В ту пору известный советский лозунг:  «Книга – лучший подарок!» стоял, как говорится, на повестке дня.

И вот однажды… (читатели уже почуяли интригу) после обеденного перерыва в наш электротехнический отдел прибежал молодой проектировщик Боря, весь взъерошенный, с книжкой в руке. Мы насторожились:

         – Что это?

– Виктор Логинов! «Испания, Испания!...»

Кто-то вспомнил, что Логинов – автор известной книги «Дороги товарищей», нашумевшей после войны. 

– С рук купил?

– В нашем книжном, в свободной продаже!

Мы недоверчиво высунули головы из-за кульманов.

– Только одну взял? А нам?!

В книжных магазинах книги стоили дёшево, но дело в том, что их там почти никогда не было, по крайней мере, художественных. Видя, что в отделе назревает бунт, начальник велел собрать деньги и, вручив их Борису, послал его обратно в магазин. Вернулся инженер удручённым: ему удалось взять только последние три книжки. Мы их тут же разыграли в лотерею, и одна из них досталась… как вы думаете, кому? Правильно, мне.

Став счастливой обладательницей неожиданно свалившегося богатства, я и представить не могла, что ровно через 20 лет воочию увижу автора этой увлекательной книги, буду говорить с ним и даже ходить в гости. Но это будет потом… А тогда, вернувшись домой, к семье, я лишь поздним вечером устроилась в кресле с книгой, собираясь почитать полчаса перед сном. И не могла оторваться до утра! Романтикой юности вдруг повеяло со страниц чудом доставшейся мне новой книги, ещё пахнувшей свежей типографской краской.

1939 год… Где-то в глубине Советской России, на берегу реки Клязьмы испанские республиканцы сражаются с мятежниками…  Что-то не так? Не удивляйтесь, все правильно. Одновременно с жестокой, кровопролитной войной в Испании идёт никому неведомая, упорная и ожесточённая схватка мальчишек в маленьком неприметном русском поселке.

Испания, Испания!.. Эту героическую страну юные герои Логинова знают так хорошо, что могут нарисовать по памяти её карту. Рано утром они бегут к газетному киоску, чтобы узнать последние сводки с испанских фронтов. Сердцем они там, рядом с мужественными камарадос. Ведь они – дети революции, и каждый борец за свободу им брат!

 «О чем ты чаще всего думаешь?» – спрашивает одноклассник Володю Комарова, главного героя романа, и слышит мгновенный ответ: «Об Испании».

Мужественная борьба республиканцев становится для Володи и его друзей примером в их нелегком противостоянии банде хулиганов, стремящихся установить в поселке свою диктатуру. «Тут такие дела… – говорит Володя. – Все равно, что в Испании!»

Это, конечно, преувеличение. Но в круговерти приключений юных героев невольно отражаются испанские события. В роли «фашистских мятежников» выступают томящиеся без дела подростки под предводительством уголовника Жорки Глыбы и Кольки Косого, сына белогвардейца. Косой и Глыба терроризируют мальчишек Первой и Второй Партизанской улиц, натравливая их друг на друга и провоцируя постоянные драки.

Им противостоят ребята, гордо называющие себя «испанцами» – Серёжа Наумов, Миша Якимов и подружившийся с ними Володя Комаров. Серёжа – бесспорный командир этого маленького отряда. Не только потому, что он самый старший из них, а потому, что в нем задатки настоящего лидера. Он смел, умен, обладает несокрушимой логикой и умением убеждать. Потасовки для него не аргумент, кулаки – оружие таких, как Косой. Наумов верит в могучую «силу слова». Кроме того, он, единственный из ребят догадывается, что беспорядки в поселке кому-то выгодны. Шумные мальчишеские ссоры и драки отвлекают внимание жителей от готовящегося преступления, которое бандиты предполагают потом списать на счет  «враждующих кланов».

С волнением и сочувствием следила я за драматическими событиями романа и подвигами «испанцев». Но особенно мне нравился Володя Комаров, в котором я интуитивно узнала самого автора – Виктора Логинова.  

Свое беспокойное, не всегда сытое детство Володя искренне считает счастливым. Да, у него нет хорошей одежды, часто кусок хлеба с солью заменяет обед, и в то же время он безмерно богат! Он свободный человек, ему принадлежит весь окружающий мир. Любовь к своей стране для него не отвлеченное понятие. Это любовь к чистым рекам и озерам, к земле, «ласковой, удобной для всех – для муравьёв, для птиц и для мальчишек».

У него есть настоящие друзья – благородный Серёжа Наумов, талантливый шахматист Юзик Шухман, рассудительный Миша Якимов. У него есть Испания… И ещё у него есть тайна: он сочиняет шпионский роман «Чёрный камень». Об этом увлечении своего героя Логинов рассказывает с мягкой иронией: ведь он пишет о себе, о своем первом детском сочинении, «простецком, безыскусном». Но какая радость творчества охватывает юного автора! Он пишет в упоении, не замечая мчащихся дней, исписывая тетрадь за тетрадью. Вот он отдает свои «манускрипты» на суд однокласснику Юзику – признанному умнику, лучшему школьному шахматисту. И тот, серьёзно изучив сочинения Володи, подвергает их самой жестокой критике, заставляя своего друга испытывать настоящие страдания. 

Эта ситуация хорошо знакома тому, кто хоть раз в жизни пробовал сочинять, а пробовали почти все. У каждого из нас был свой Юзик. Мы просили у него «непредвзятой критики», а в тайне ждали морального поощрения. И, не получив его, страдали, злились, рвали рукописи, не сознавая, что наши жестокие переживания – тоже часть того счастливого, волшебного состояния души, которое называется Творчеством…

В юных героях романа Логинов нарисовал себя и друзей своего предвоенного детства. Вот лихой Абрек – Муса Тухватуллин, мечтающий сбежать в Испанию. Поначалу он предстает перед нами как атаман шайки лесных хулиганов. Но он по-своему честен, и в нём живо чувство справедливости. Осознав, что ему не по пути с отщепенцами вроде Косого и Пьявки, он принимает  решение, требующее немалого мужества: распускает свой отряд и переходит на сторону «испанцев».

А вот маленький Венька Бесштанный, трусливый и битый всеми, кому не лень, изворотливый проныра, лживый, плаксивый… и всё-таки, вопреки всему – обаятельный! Венька – дитя улицы: свободно может напиться из лужи, съесть брошенное кем-то яблоко, искупаться под холодным дождём. Он самозабвенно рассказывает о кикиморе и вурдалаках, о волшебном цветке папоротника – легенды, услышанные от бабушки. Может быть, поэтому она так привязана к своему непутёвому внуку? Или просто жалеет его, не любимого никем? Но в свой звёздный час, когда приходит пора сделать окончательный, серьёзный выбор и определиться, с кем он, Венька не побоится ответить при всех: «С испанцами я, с испанцами!» 

         На стороне Серёжи Наумова и его друзей постепенно оказываются все ребята с Первой и Второй Партизанских улиц, даже самые преданные вассалы Косого. Логикой и убеждением Наумов помогает им понять простые истины: мир лучше драк, а дружба лучше вражды. Но победа не бывает без жертв. Непомерно дорогую цену пришлось заплатить Серёже. Бандиты зверски убивают его отца, старого будённовца, Василия Наумова, настоящего друга ребят…

В трудное время жили герои Логинова, и писатель ни в чём его не приукрашивает. Разыскивая преступника Иконникова, местные власти по ошибке арестовывают невиновного человека, отца замечательной девочки Валерии, в которую влюблён Володя. Бесценные старинные книги, найденные ребятами, кажутся заведующей библиотекой политически вредными, и большая их часть приговаривается ею к сожжению…

Но с какой любовью описывает Логинов тех, кого за неимением более точного слова мы называем «простыми» людьми! Как часто в современной публицистике льётся грязь на тридцатые годы, будто весь народ – сплошь доносчики и подлые трусы… Пусть почитают эти «правдолюбцы» эпизод романа, где школьники встречают поезд с детьми, вывезенными из сражающейся Испании. Сколько искреннего, неподдельного восторга, какое огромное желание помочь маленьким сиротам из далёкой, но ставшей такой близкой страны! А ведь многие из ребят, жаждущих помочь испанским детям, сами очень бедны, как, например, Володя Комаров, у которого даже не нашлось обуви, чтобы пойти на торжественную встречу. Если бы Серёжа не выручил, его не пустили бы на вокзал.

Заканчивается роман печально: Володя навсегда уезжает из поселка. Расставаясь с друзьями, он расстаётся со своим детством, но светлый отблеск той чудесной поры будет освещать всю его дальнейшую жизнь.

Пройдет всего три года, и начнётся Великая Отечественная война. На полях кровавых сражений останутся лучшие из героев этой невыдуманной истории. Погибнут будущий гроссмейстер Иосиф Шухман, великий дипломат Сергей Наумов, философ Михаил Якимов, полководец Муса Тухматуллин…  так и не став теми, кем могли бы стать…

Книга, которую я когда-то счастливо выиграла в лотерею, была зачитана до дыр мною, мужем, детьми, их одноклассниками, родственниками, друзьями, сослуживцами, и в конце концов… потерялась. Много лет спустя, когда меня уже приняли в семью Союза писателей России, беседуя с Виктором Николаевичем, я спросила, будут ли переиздавать его роман «Испания, Испания!...». Он безнадёжно махнул рукой.

– Что вы, Людмила! Ни «Дороги товарищей», ни другие мои старые книжки никому не интересны. Мне бы новые рукописи издать…

Как же забилось мое сердце, когда в 2013 году, спустя год после кончины писателя, мне позвонила его жена, Лариса Андреевна, и сообщила, что в краснодарском издательстве «Традиция», в серии «Библиотека кубанского школьника» вышла книга Виктора Логинова «Испания, Испания!...».

Вот она, передо мной. Я осторожно листаю её страницы и вновь волнуюсь за отважных «испанцев» – Серёжу, Володю, Мишу, Юзика. Из их славного отряда в живых остался только Володя Комаров… Остальные погибли на войне, сражаясь за Родину, за маленький посёлок на берегу русской реки, за свой родной дом, где осталась мама… и за неведомую Испанию, страну мальчишеских грёз. «Поставишь ли ты им когда-нибудь памятники? Испания, Испания!...» – этими словами заканчивается роман. Нет, Испания не поставила им памятники. Это сделал Виктор Логинов, обессмертив своих друзей в захватывающей романтической книге

Помню, однажды Виктор Николаевич спросил, какое из его произведений мне особенно нравится. Надо сказать, что ещё при жизни писателя я прочла практически всё, вышедшее из-под его пера. И не только прочла, но и написала о нём и его произведениях столько статей, что из них можно было бы составить толстую книгу. Но в ту минуту я молчала в смущении, боясь попасть впросак. Логинова высоко ценили советские мастера слова, близким его другом был известный писатель-бунтарь Владимир Максимов, кинорежиссёр Иван Пырьев снял по его повести фильм «Наш общий друг», всесоюзный журнал «Огонек» шесть раз присуждал ему премию за лучший рассказ года, а в литературных кругах его называли певцом Кубани… Кто я такая, чтобы вот так, сходу, назвать выдающемуся писателю его лучшее творение? 

Застигнутая врасплох, я уже собиралась привычно назвать самый известный его роман «Дороги товарищей», но что-то остановило меня. И с губ само сорвалось: 

         – «Испания, Испания!...» 

Виктор Николаевич был удивлен.

– Вот как? А почему? Что особенного вы нашли в этой книге?

  Не могу объяснить…  Потому что я её люблю!

 

Людмила Бирюк,

член Союза писателей России

 

Краснодар, 2020 г.