День начала космической эры человечества

В ноябре 1954 года вышел необычный футурологический номер журнала «Знание — сила», посвящённый предстоящему полёту на Луну. В этом номере ведущие советские популяризаторы науки и писатели-фантасты делились своими представлениями о грядущей космической экспансии. На страницах журнала давался прогноз: первый искусственный спутник будет запущен в 1970 году. Авторы выпуска ошиблись — космическая эра началась гораздо раньше.

Поздним вечером 4 октября 1957 года люди Земли впервые увидели на небосводе быстро движущуюся звёздочку. Это был первый в мире искусственный спутник планеты, созданный нашими конструкторами. Спустя 314 секунд после взлета ПС-1 издал характерный звуковой сигнал, услышать который смогли во всех уголках Земного шара. Это событие известило о начале нового этапа в истории человечества, связанного с покорением космоса.

Книга "История космических полетов: Люди, события, триумфы, катастрофы" Д. Спарроу (Москва, 2010) воссоздаёт все главные события истории космонавтики: запуск первого спутника, первый полёт человека в космос, величайшие достижения в ракетостроении, триумфы и катастрофы космических кораблей и их экипажей, космонавтов на орбите, грандиозные программы будущего. Вы сможете узнать о том, как спутники, исследовательские зонды и космические корабли в корне изменили жизнь на Земле, произвели революцию в технологиях и связи и, конечно, расширили границы наших знаний о Вселенной и месте человека в ней. Содержательный и проникновенный рассказ с уникальными фотографиями поможет воочию представить и как бы заново пройти путь, который проделало человечество в своём устремлении в безбрежность Вселенной.

Продолжает тему освоения космоса и становления отечественной космонавтики книга "Штрихи к портрету отечественной космонавтики" (Москва, 2018). В ней документально представлен путь, пройденный отечественной космонавтикой, от первых залпов «катюш» до перспективы полётов на другие планеты. Открывая книгу, вы погружаетесь в атмосферу громких побед и досадных поражений, тяжёлых космических будней, борьбы идей и мнений – всего, что неотделимо от истории отечественной космонавтики. Документы расскажут, как буквально из обломков собиралась ракета Фау-2, как испытывались первые советские баллистические ракеты, создавался первый искусственный спутник Земли. Документы честно и беспристрастно представят первый пилотируемый полёт, первый выход человека в открытый космос, орбитальные станции, весь трудный и славный путь советской и российской космонавтики.

Есть немало свидетельств, что к идее космических полетов многих пионеров ракетной техники привело ознакомление с произведениями выдающихся фантастов. В разделе "Даты. События. Люди" книги "Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР" (Москва, 1987) академика В.П. Глушко содержится хронологический перечень некоторых событий космонавтики и ракетостроения, в том числе до начала космической эры. Он показывает, как зарождалась идея полёта в космос, проникая из легенд в фантастическую литературу и искусство, как овладевала она умами и порождала научные и технические поиски и свершения.

СССР был пионером в области исследования космоса. Космические достижения в нашей стране долгое время являлись символом прогресса, предметом законной гордости. А.А. Александров, многие годы работавший в ракетной отрасли, в книге "Путь к звёздам. Из истории советской космонавтики" (М., 2006) рассказывает о создателях уникальных космических аппаратов, героях-космонавтах и рядовых тружениках ракетных войск, участвовавших в освоении космоса и создании ракетного щита Родины.

Очень интересно описан эффект, произведённый в мире запуском первого спутника. Вот какие слова из американской газеты приводит автор: "Любые томительные сомнения, скептицизм или умаление научных достижений России внезапно рассеялись. Дальнейший путь к звёздам открыт. Советские ученые заявили, что они могут делать и сделали то, что величайшие гении западного мира все еще не могут сотворить. До этой даты девяносто процентов разговоров об искусственных спутниках Земли приходилось на долю Америки. Как оказалось, сто процентов дела пришлось на долю России". Запуски наших спутников стали победой разума и огромного, непрерывного, более чем двадцатилетнего труда могучего творческого коллектива.

Рэй Бредбери писал: " В ту ночь, когда Спутник впервые прочертил небо, я глядел вверх и думал о предопределённости будущего. Ведь тот маленький огонёк, стремительно двигающийся от края и до края неба, был будущим всего человечества".

Информацию подготовила

И.В. Пономарева,

библиотекарь читального зала

Библиографический список:

Александров, А.А. Путь к звёздам. Из истории космонавтики / А.А. Александров. – Москва : Вече, 2006. – 384 с.

Глушко, В.П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР / В.П. Глушко. – Москва : Машиностроение, 1987. – 304 с.

Спарроу, Дж. История космических полетов. Люди, события, триумфы, катастрофы / Джайлс Спарроу, Вступ. статья Э. Олдрина. – Москва : ЗАО "БММ", 2010. – 320 с.

Штрихи к портрету отечественной космонавтики : Сборник документов / Сост. Т.А. Головкина. – Москва : РГУУ, 2018. – 527 с.