Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Ландшафтная архитектура между традицией и новаторством
Сад – самое чистое из всех человеческих наслаждений. Оно более всего освежает дух человека, без него здания и дворцы – всего лишь грубые творения его рук.
Фрэнсис Бэкон, английский философ
Термин "ландшафтная архитектура" впервые появился немногим более ста лет тому назад в США, в связи с организацией там первых национальных парков. В Европу он пришел гораздо позднее. Тем не менее, это не означает, что ландшафтная архитектура имеет короткую историю. Напротив, человеческая деятельность, объединяемая этим понятием, уходит далеко вглубь веков. Стремление облагородить место своего обитания появилось у человека, как только он начал строить первое жилье. Вероятно, начало садового дизайна связано с представлением о рае на Земле. Так человек ощущал гармонию своего бытия с окружающей природой, и стремился возродить хотя бы ее уголок у своего дома. О.Б. Сокольская в пособии "История садово-паркового искусства" (М., 2004) и С.С. Ожегов в очерке "История ландшафтной архитектуры" (М., 1993) пишут, что история зарождения и создания объектов ландшафтного зодчества насчитывает тысячелетия. В трактатах древних философов, историков, произведениях писателей просматривается целый ряд описаний парков и садов. Авторы отмечают, что сады и парки как форма синтеза природы и различных видов искусства были связаны с историческими стилями, развивались во взаимосвязи с философией, литературой, музыкой, живописью, градостроительством, архитектурой и народными традициями. Они выражали изменяющиеся в каждую эпоху отношения человека к природе. Книга Н. Николаевой "Японские сады" (М., 1975) посвящена одному из своеобразных творений человеческого художественного гения. Автор дает глубокий анализ японских садов как особого вида изобразительного искусства, рассматривает зарождение и становление японского сада со времени средневековья до наших дней. Автор пишет: "Японские сады хочется уподобить стихам – так точны они в своем метафорическом языке, так разнообразны по эмоциональному строю, так философски глубоки по смыслу". "Искусство исламского сада" Э. Кларк (М., 2008) познакомит вас с дизайном, символикой и растительным миром традиционного исламского сада и практическими советами для тех, кто хотел бы создать такой для себя. Это не история исламских садов и не их полный географический обзор. Однако несомненно, что приступающему к этой работе, будет весьма полезно иметь представление о культуре, которая породила такую ландшафтную архитектуру. Эта книга содержит не только схемы дизайна, но и богатые идеи, вытекающие из фундаментальной темы исламского сада, а также рекомендации по посадкам растений. Все меняется с течением времени – и мы, и мир вокруг нас. Ландшафтный дизайн тоже не стоит на месте. Ушли в прошлое грандиозные дворцовые парки, обозревать которые полагалось из окна кареты или сидя верхом. Английские сады "для дома" и немецкий Natur garden – на очереди, чтобы войти в историю. "Что оставит в садовом искусстве наш беспокойный век?", – задается вопросом Ю. Попова автор книги "Сад для всей семьи, или Функциональные зоны сада" (М., 2006). Уже не оставляет никакого сомнения, считает автор, что новый век – самая демократичная эпоха паркостроения. Сегодня при создании сада становится все менее важным, какими материальными ресурсами вы располагаете, и все более значимым – кто вы, какие идеи и мысли хотите донести при помощи садового искусства. Современные сады создаются прежде своего для людей. Здесь порой причудливо переплетаются элементы различных исторических традиций, а стилем все чаще называется индивидуальный почерк того или иного мастера. Основная цель иллюстрированной энциклопедии "Современный ландшафтный дизайн" (М., 2008) – дать читателю практические рекомендации по обустройству приусадебного участка в соответствии с требованиями современного ландшафтного дизайна. Рациональная планировка – это одна из самых важных задач, которая стоит перед владельцем участка, и к ее решению следует подходить с большим вниманием. Но при этом помнить, что нет и не может быть идеального сада. Книга написана в понятной, доходчивой форме и максимально приближена к конкретным условиям сегодняшнего дня. Завершить обзор виртуальной выставки хочется книгой "Поэзия садов" (М., 1998), написанной патриархом отечественной филологии академиком Д.С. Лихачевым. Издание посвящено проблеме соотношения творчества поэта с садовым искусством, исследует вопрос, каким общим стилям, стилистическим формациям они подчиняются, какие общие идеи выражают, а кроме того, какую роль играет садово-парковое искусство в творчестве поэта. "Моя задача, – пишет Д.С. Лихачев, – состоит в том, чтобы продемонстрировать принадлежность садов и парков определенным стилям в искусстве в целом, через которые и осуществляется связь садово-паркового искусства с поэзией". Виртуальная экспозиция ориентирована на архитекторов, специалистов в области градостроительства и ландшафтной архитектуры, искусствоведов, а также может быть интересна широкому кругу читателей. Издания, представленные на выставке, можно взять на дом в отделе городского абонемента. Материал подготовлен и. о. зав. отделом городского абонемента Л.В. Баскаковой
|