name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


К 140-летию немецкого философа, культуролога и историка

Освальда Шпенглера.

Пророк европейского заката

 

   Порой философия в круговороте повседневных дел представляется нам недостижимой вершиной. Мы готовы убедить вас в обратном. Что вы скажете по поводу такого высказывания: "Нет никаких вечных истин. Каждая философия есть выражение своего, и только своего, времени". Эти слова принадлежит Освальду Шпенглеру немецкому философу, культурологу и историку, чье 140-летие со дня рождения мы отмечаем 29 мая.

   О. Шпенглер – автор знаменитого философского труда «Закат Европы» (М.,1998). Эта книга, бесспорно, принадлежит к числу значительных произведений мировой философской мысли. О на увидела свет более ста лет назад и произвела эффект разорвавшейся бомбы. Причем издавать книгу никто не хотел, кроме одной маленькой типографии, напечатавшей в итоге небольшой тираж, который был раскуплен моментально, и книгу пришлось переиздавать еще несколькими тиражами. Всего распродали около 100 тысяч экземпляров – колоссальная цифра для того времени! В мгновение ока из безвестного отставного учителя Шпенглер превратился в философа и пророка, имя которого было у всех на устах.

   Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир – Средние века – Новое Время», Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю – как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Автор считает, что у каждой культуры есть исчерпываемый ресурс, «закат» ее начинается с переходом в состояние цивилизации, то есть кризисный исход, завершение любой культуры, после которого следует гибель. Для фазы цивилизации свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм. А также урбанизация, ибо «в мировом городе нет народа, а есть масса». При этом европейская культура свой ресурс уже выработала, а будущее человечества – за азиатскими странами, к которым Шпенглер относил и "пробуждающуюся" русско-сибирскую культуру.

   О. Шпенглер убедительно доказывает свою точку зрения. Наверное, не во всем с ним можно согласиться, но чтобы принять ее или опровергнуть, "Закат Европы" стоит прочесть.

Материал подготовлен и.о. зав. абонементом Баскаковой Л.В.