name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


       Музыка барокко – какой она была? Георг Фридрих Гендель – один из композиторов-титанов барокко, величайший музыкант эпохи Просвещения. Своей музыкой Гендель раскрыл новые возможности в развитии жанра оперы и оратории. Это музыкант, показавший слушателям личность с оригинальной внутренней силой и уверенностью.

    Национальную принадлежность Генделя оспаривают Германия и Англия. В Германии Гендель появился на свет, на немецкой основе сформировалась творческая личность композитора, его образные интересы, мастерство. С Англией же сопряжена значительная доля жизни и работы Генделя, развитие эстетической позиции в музыкальном искусстве.

    Гендель, будущий автор гимна Англии, появился на свет в Галле, в семье придворного лекаря-цирюльника. Рано обнаружившиеся музыкальные способности были отмечены курфюрстом Галле – герцогом Саксонским, под воздействием которого отец (рассчитывавший сделать сына юристом и не придававший серьезного значения музыке) отдал мальчика в ученики лучшему музыканту города Ф. Цахову. Прекрасный композитор, понимающий музыкант, знакомый с наилучшими сочинениями своего времени, Цахов раскрыл Генделю богатство различных музыкальных стилей, воспитал высокохудожественный вкус и научил искусству композиции. Рано сложившийся как личность и как композитор, Гендель уже к 11 годам стал популярен в Германии. Изучая право в университете Галле (куда он поступил в 1702 г., исполняя волю отца), Гендель одновременно служил органистом в церкви, сочинял музыку и преподавал пение.

    В 1703 г. побуждаемый желанием совершенствования, расширения областей деятельности, Гендель переезжает в Гамбург, в котором действовал общественный оперный театр, состязающийся с театрами Франции и Италии. Больше других жанров Генделя привлекала опера. Стремление почувствовать атмосферу музыкального театра, на практике познакомиться с оперной музыкой, вынуждает его согласиться на скромную должность 2-го скрипача и клавесиниста в оркестре.

    Вскоре и Гамбург становится тесен для творчески планов юного композитора, он отправляется в Италию. Там пишет свои оперы, которые с успехом ставятся во многих итальянских городах. Тут нужно понимать: для итальянцев опера – это больше чем опера. Это их детище, их слава, их великая любовь. То, что они признали "чужака", означало, что этот приезжий немец писал музыку, которая вполне соответствовала их требовательному, взыскательному вкусу. Но уже через три года Гендель решает переехать в Англию, принимает подданство и остается там уже до конца своей жизни.

   Он стал исключительно востребован при королевском дворе. Там же, по легенде, родилась его "Музыка на воде", написанная по случаю лодочной прогулки английского короля Георга Первого по Темзе.

    Больше 30 лет своего творчества Гендель посвятил опере. Она постоянно была в центре творческих интересов композитора. По мнению Р.И. Грубера, "музыкант европейского масштаба, Гендель превосходно осознавал силу влияния оперы как драматического музыкально-театрального жанра: 40 опер – таков творческий итог его деятельности в этой области".

    Но судьба несправедлива. Вкусы переменились, и теперь англичане смеялись над итальянской оперой, над Генделем – сочинителем итальянских опер. Для него наступили трудные времена. Старый курфюрст, единственный сильный покровитель – Георг I – умер. Молодой король, Георг II, принц Уэльский, ненавидел Генделя, любимца отца, и строил ему козни, приглашая итальянцев. Публика перестала ходить на оперы Генделя.

    В такой обстановке Гендель не переставал писать и ставить оперы – его упорство напоминало безумие. В 1734–1735 годах в Лондоне был в моде французский балет. Гендель написал оперы-балеты во французском стиле: "Терпсихора", "Альцина", "Ариодант" и пастиччо "Орест". Но в 1736 году, в связи с обострившейся политической обстановкой, французская балетная труппа вынуждена был уехать из Лондона. Это было сокрушительным ударом для композитора. Его оперное предприятие закрылось. Гендель разорился и тяжело заболел.

    Друзья дали ему в долг немного денег и отправили на курорт в Аахен, где произошло чудо – здоровье вернулось к Генделю. В декабре 1737 года он берется за новую оперу "Ксеркс". Следующий 1738 год был удачным для Генделя. Солнце успеха снова одарило его теплом. В это время он пишет необыкновенно хорошо. Сочиняет одну из лучших своих "философических" ораторий на прекрасные юношеские стихи Мильтона, "Оду святой Цецилии" на текст Драйдена и знаменитые двенадцать кончерти-гросси. Именно в это время Гендель расстается с оперой. В январе 1741 года была поставлена последняя – "Деидамия". Закончилась двадцатилетняя борьба Генделя. Он окончательно убедился, что возвышенный род оперы-seria не имел смысла в такой стране, как Англия.

    Новая эпоха началась для Генделя 22 августа 1741 года. Композитор обращается к жанру оратории ("Мессия", "Самсон", "Иуда Маккавей", "Геракл", "Валтазар", "Эсфирь", "Израиль в Египте". Благодаря этому Георг Гендель вновь становится кумиром англичан. По странному, необъяснимому обстоятельству, Англия в истории музыки не является чем-то особенно выдающейся. В эпоху барокко работал здесь Генри Пёрселл, уже в 20 веке - Бенджамен Бриттен. Больше за всю историю композиторов с мировыми именами Англия не знала. Понятно, что немец Гендель, будучи гениальным композитором, стал для английской музыки значительным явлением.

    В 1751 году после неудачной операции на глазах наступает полная слепота. Гендель отвлекает себя концертами, играя на память или импровизируя, изредка пишет музыку надиктовывая ноты специальным переписчикам. В субботу 14 апреля 1759 года его не стало.

    Англия воздала должное гениальному музыканту. Он был с почестями похоронен в Вестминстерском аббатстве – как выдающийся гражданин страны.

    Художник Просвещения, Гендель обобщил свершения музыкального барокко и проложил пути к музыкальному классицизму.

    Гендель славен и величествен. Имя его, известное в Европе еще при жизни композитора, осталось знаменитым до наших дней. Гендель поставлен в ряд величайших гениев человечества.

    В книге для детей и юношества А. Белоненко "Георг Гендель": краткий очерк жизни и творчества (Ленинград: Музыка, 1971) композитор показан как музыкальный поэт и живописец. Современники сравнивали его с Гомером и Микеланджело. Оратория, опера, псалом – "плоть" его творчества. Гендель писал также инструментальную музыку. Известны его концерты для органа или оркестра, знаменитые скрипичные сонаты, пьесы для различных инструментов, переложения из оперных арий и номеров из опер для клавесина и детскую музыку.

    В монографии выдающегося французского писателя, музыковеда и общественного деятеля Ромена Роллана "Гендель" (Москва: Музыка, 1984) собраны работы о великом немецком композиторе. Издание посвящено 300-летию со дня рождения Г. Генделя. В обширной генделиане эта книга занимает особое место. Нас восхищает яркость и четкость "портретной" характеристики личности и монументального, могучего и мужественного искусства Генделя, данной Роменом Ролланом – музыковедом в тесном содружестве с Роменом Ролланом – большим художником слова, вдохновляемым высокими этическими и общественными идеалами.

    Создавая свою монографию, Роллан тщательно проработал все существующие в то время материалы и исследования в рамках генделианы.

    Сюита Гендель Г.Ф. "Музыка на воде": партитура для симфонического оркестра (Ленинград: Музыка, 1986) сопровождала короля Георга Первого во время его прогулки по Темзе. Чтобы музыка была слышна на всем протяжении реки и ровным акустическим фоном по Лондону, Гендель использовал приемы, характерные для "военной музыки". За королевской лодкой шла баржа с 50 играющими музыкантами.

    Оратория Гендель Г.Ф. "Мессия" – клавир, под редакцией А. Шеринга (Лейпциг: Edition Peters, 1961) – одно из самых знаменитых произведений композитора. Мессия в христианской традиции – это Иисус Христос. Текст для оратории взят библейский, в английском переводе. В этой духовной драме нет "видимого" действия, это не опера с актерами-певцами, своим сюжетом и драматургией. Задача композитора – передать все происходящее строго музыкальными средствами. Какой мощью должна обладать музыка, чтобы показать и "звуки войны", и героику, и плач, и скорбь, и созерцание, – все, что заключено в библейском тексте. В "Мессии" три большие части, разделенные на сцены. Там есть и пророчества, и крестные муки, и вознесение, и Судный день, и прославление. Средства, полученные от исполнения "Мессии", Гендель завещал использовать на вспоможение нуждающимся.

    Трехчастная оратория Гендель Г.Ф. "Самсон": (Лейпциг: Edition Peters, 1958) представляет собой образец зрелого ораториального стиля композитора. Написана по трагедии английского поэта XVII века Джона Мильтона "Самсон-борец". В основе ее сюжета лежит библейская история о непобедимом герое израильского народа, которого предала врагам его жена, филистимлянка Далила. Произведение проникнуто духом героики, к которой всегда влекло Генделя. Основная идея оратории – готовность человека к героическому подвигу. Она раскрывается в конфликтном противопоставлении двух враждующих народов. С одной стороны – побежденные, убитые горем израильтяне, их герой Самсон и его близкие. С другой – победившие, торжествующие филистимляне. Три части оратории связывает единая линия последовательного развития.

 

Информацию подготовила вед. библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей А.И. Иллич.