Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
В ВЕЛИКОЙ РАДОСТИ ДРУГ С ДРУГОМ... “Смотри, что дает людям союз любви, мудрый брак. Кто научил мудрости? Кто исследовал таинственное?.. Кто, как не брак, соединил море и сушу влажной дорогой и объединил раздельное друг от друга?” - вдохновенно и благоговейно восклицал Григорий Богослов, епископ-поэт. Испокон веков, начиная с языческой Руси, когда даже еще христианство не пустило глубоких корней, наши пращуры отмечали и чтили День Любви равноапостольных святых Петра и Февронии, проживших многие лета в удивительной любви, благочестии, согласии и умерших в один день, и в один час. Я давно помятую этот прекрасный, всегда теплый, словно согретый любовью летний день. Так хочется, чтобы, наконец, возродилась память об этих святых, чтобы всем нам было у кого поучиться благочестиво жить и любить, а, покидая землю, оставить о себе хорошую память. Еще хочется, чтобы на Руси возродился наш родной исконно русский праздник Любви, который очень трепетно чтили наши далекие языческие пращуры, а мы, почему-то, предали забвению, весело и беззаботно, подражая Европе, отмечаем день святого Валентина. Кто он, этот скорее грешный, чем святой Валентин, а? Да и чужой он ведь нам, совсем не наш, чужой… И почему мы, наша молодежь, должны признаваться в любви по английски, ай лав ю? Полагаю, многие со мной согласятся, мы предаем наш язык, язык великого Пушкина, Лермонтова, многих... Если поинтересоваться и полистать страницы самых известных русских книг, то всё, что касалось личных, интимных чувств, о них говорили и делали признания только по-русски. Наши ученые и интеллигентные предки, знавшие в совершенстве несколько языков, о высоком чувстве любви к человеку, равно, как и к Родине, произносили адресно и по-русски. А мы, как всегда, опять обезьянничаем, не вдаваясь в суть навязываемых нам западных праздников, ( а ведь своих, наших -то, исконно русских праздников, если покопаться предостаточно!) Как историк, со всей ответственностью заявляю, весьма сомнительный день любви по-европейски мы так усиленно начали отмечать, даже в детских садах, приучая нашу детвору к чужим обычаям. Пытаясь разобраться в этом «празднике», а правильнее сказать в этой тюремной истории, полагаю, что в тот день по Валентину, скорее бы надо править траур… Да ладно с ним -то, с этим Валентином!.. Я лучше, вкратце, постараюсь поведать древнейшее предание о нашем русском дне Любви и Семьи, где все ясно, понятно и, главное, достойно, а начало ему положила удивительная семейная пара - Петра и Февронии. Почему же нами, русскими, этот исконно христианский праздник так несправедливо забыт? А история такова. В древние времена жил в Муроме князь Петр, который в яростном поединке с несказанно страшным змеем, повадившим разорять окрестные земли, осквернять честных жен, вносить смуту в сердца людские, одержал победу. Победил – то, победил, но был обрызган в бою смертоносной черной кровью чудовища, отчего покрылся язвами и струпьями. Мучительная болезнь свалила юного князя, и тогда бросились гонцы искать по Русской земле врачевателей, знахарей, ведунов. А князю все хуже и хуже. Прослышав, что Рязанская земля славится лекарями, повелел Петр везти себя туда. В селе Ласково забрел слуга князя в крайний небольшой дом бортника – древолазца, добытчика меда диких пчел. Переступил порог светлой горницы и обомлел: сидит за прялкой девица - красавица, песню веселую напевает, а перед ней заяц молодцевато скачет – пляшет, длинными ушами прихлопывает, стало быть у кого-то свадьба намечается (была такая примета на Руси). Узнав, зачем пришел слуга, девица пообещала вылечить князя, но... если тот возьмет ее в жены. Ничего себе!.. Слуга промолчал, ибо от услышанного дара речи лишился. И вот тут - то, самое время поразмышлять о браке как о духовном лекарстве, которым человек исцеляется не только от телесных недугов, но и от душевных изъянов, при том, что сам брак зачастую заключается не только Божиим повелением, но, и более того, Божиим принуждением. Коль скоро, по библейским понятиям, “жена уготована мужу от века”, то, конечно, не должна вызывать удивления “дерзость” премудрой Февронии, которая угадала в Петре своего суженого и, прежде чем исцелить его, велела передать свой “ультиматум”: “Если он не возьмет меня в жены, не буду лечить его”. Возможно, кто-то и удивится такой, столь не ординарной для целомудренного века смелости, но я держу сторону Февронии, полагая, что первым брачное предложение должен делать, независимо от пола, именно тот, кто оказывается более мудрым и более прозорливым. Мудрейшей и прозорливейшей оказалась дева. Тем лучше для нее /”Радуйся, Февроние, яко в женстей главе святых муж мудрость имела еси”, - восхваляет ее летописный повествователь/. Петру делать нечего, понурил голову, дал согласие. Феврония приготовила снадобье, велела вымыть князя в бане, смазать язвы… кроме одной. /Ай, да молодец, Феврония! Девушки и женщины, вот у кого бы поучиться уму разуму!/ Князь исцелился от болезни, но… отверг дерзостную мысль о “неравном браке”, изрекши: - Како князю сущу древолазца дщи пояти себе жену! Вот он, мужик, он во все века мужик!.. А вот тебе, Петр, и возмездие… Получай, голубчик, сполна получай! И покрылось все тело Петра опять страшными и болезненными струпьями. И уж совсем не ведал молодой князь, что под видом телесного лекарства предлагала ему молодая дева лекарство духовное - тот елей совершенного, нелицемерного смирения, которым помазуется и упраздняется всякий грех. Что делать?.. И тут озарило Петра, он бац... и в ноги девушке, да так, что аж зайца напугал! Добрая Феврония простила, вылечила лукавого князя, а он, взявши ее за белу руку, повел в свой княжеский терем и получил всецелое исцеление от той болезни, которая была для него, как оказалось, “болезнью не к смерти, а к славе Божией”. Так и шли они по жизни: рука в руке, а счастье рядышком. Но без испытаний в жизни, наверное, никто не живет. Теперь испытаниям подвергались оба супруга, их “союз любви и мудрого брака”. Гордые муромские бояре устроили заговор, дескать, позорно нам называть госпожей и княгиней сельскую простолюдинку. Не по нраву было им, что управляла Феврония вместе с мужем по совести и правде. Взбунтовались, мол, отрекись от жены, князь, и все тут! Видит Петр, что сила на их стороне, взял жену под руку и молча ушел из славного города Мурома. А в это время по всему княжеству начались междуусобные распри и достигли такой силы, что бояре, опомнившись кинулись вслед. Покаялись, повинны головы покорно склонили пред князем и княгинею и с почетом вернули святых супругов обратно. И тогда многим открылось и стало понятным, что пуще любви, пуще семьи нет ничего на белом свете. А что еще есть главное в нашей жизни быстротекущей?.. Семья. Если вдуматься, семья, это своеобразное духовное лекарство, исцеляющее не только от физических недугов, но и от душевных изьянов. И еще… Пожалуй, сам брак заключается не только Божьим повелением, но, я бы сказала, и божьим принуждением. Сказано же, что жена уготована мужу от века. И ничего удивительного, что премудрая Феврония угадала умом и сердцем в Петре своего суженого. Отсюда и ее «ультиматум». Он был принят. А к Петру давайте будем снисходительны, не будем ставить ему в вину имевшие место мгновенные колебания. Что ж, мужик, он и через века мужик! Князь ли он, ветеринар или космонавт. Да… Полагаю, что спор о том, кто должен первым делать предложение – девушка или парень, мужчина или женщина - несостоятельный спор. Это спор: наполовину стакан полон или наполовину пуст?! Пусть, все же, брачный союз предлагает мудрейший из двоих. «Радуйся Февроние, яко в женстей главе святых муж мудрость имела еси» - подитоживает и восхищается древний автор, знаток всех церковных строгостей. Что ж, по делам и честь. Наши предки рассуждали так: когда в семье любовь и согласие, при праведной жизни, муж и жена соединяются «в одно существо, в одного человека с одной душой в двух лицах». Ежели смерть отсекает половину, то как же быть другой? Наверное, потому так и дорожат друг дружкой верные супруги, хранят и лелеют свою любовь, как бы незаметно не пролетали быстрокрылые годы. В счастье – то мы время не примечаем, а жаль. Приблизившись к концу своего земного бытия, Петр и Феврония хотели умереть одновременно не только потому, что продолжали любить друг друга, но и не мыслили жизни один без другого. На склоне лет, когда смерть появилась на пороге, помолившись, они и умерли в один день, 25 июня /8 июля по новому стилю/, 1228 года, а церковь, в течение уже свыше 780 лет отмечает общую память преподобным. И напрасно злые люди пытались похоронить их в разных гробах, вознамерясь разлучить: их тела чудесно обретались в общей, заранее приготовленной ими, гробнице, находящейся в приделе соборного храма Троицкого женского монастыря. “ И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости”, - полагал Иоанн Златоуст, утверждая, что “любовь изменяет само существо вещей”, потому что, как говорил апостол, “любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится”. Каждый год, восьмым июльским днем, захожу в церковь, затепляю свечу у иконы преподобных князя Петра и княгини Февронии. Из церковного сумрака проступают в золотистых бликах Он и Она… Они трогательно и целомудренно протягивают друг другу руки… Как в жизни… Я горячо шепчу молитвочку, очень прошу их защитить, поддержать, благословить всех нас, всех влюбленных, послужить им святым оберегом. Святые Петр и Феврония, молите Бога о нас!.. |