«Здоровье как культурная традиция кубанского казачества»…
Выпуск 2
В прошлый раз отдел краеведения начал аналитический обзор публикаций на тему «Здоровье как культурная традиция кубанского казачества» с монографии А.А. Шахторина «Подготовка казаков Кубанского казачьего войска во второй половине XIX - начале XX веков» (Краснодар, 2008. 213 с.), которая прослеживает историю развития общей и специальной подготовки казачьих офицеров и нижних чинов Кубанского казачьего войска, а также освещает воспитательное воздействие на допризывную казачью молодежь и детей станичного общества и семьи.
Мы рассмотрели методику преподавания в учебных заведениях военной подготовки, формирующей казака духовно и физически – как воина и патриота.
Сегодня наша задача – проследить воспитательное воздействие на допризывную казачью молодежь – детей и подростков – семьи и станичного общества в целом.
Автор, опираясь на архивные документы, указывает: «В Кубанской области в начале XX в. войсковой администрацией ККВ были также разработаны и введены в 1908 г. для повсеместного выполнения "Правила производства состязаний в станицах Кубанского казачьего войска", целью которых было "поддержание... лихости в подрастающем казачьем поколении" (Шахторин А.А. Подготовка казаков Кубанского казачьего войска во второй половине XIX – начале XX веков: монография. Краснодар, 2008. С. 53).
В больших казачьих семьях и станичных обществах прослеживалось стремление к воспитанию у молодежи таких благородных чувств как патриотизм, гордость за принадлежность к казачьему сословию, любовь к родной Кубани, готовность к самопожертвованию.
Автор монографии приводит примеры детских и молодежных игр, способствующих воспитанию этих чувств, а также необходимому физическому совершенствованию казачат: «Допризывная казачья молодежь готовилась к предстоящей службе, активно участвуя в
проводимых в станицах конных скачках, стрельбах по мишеням на меткость, кулачных поединках, состязаниях и других силовых упражнениях.
Как известно, кубанские казаки вели военный образ жизни в условиях пограничной службы и регулярных боевых действий. В силу этого отдельные физические упражнения и народные игры постепенно превратились в средство военно-прикладной подготовки с элементами единоборств. Типичной в этом отношении являлась детская игра середины XIX в. "Черкесы". Освоение приемов борьбы в игре происходило в ходе индивидуальных и групповых взаимодействий конфликтного характера с включением захватов и бросков» (Шахторин А.А. Подготовка казаков… С. 53-54).
Воспитывая мальчиков, будущих воинов, казаки стремились привить им отвагу и презрение к трусости. Как проверка физической подготовки и крепости характера на Кубани были распространены кулачные бои.
«Широкой популярностью на Кубани во второй половине XIX - начале XX вв. пользовались кулачные бои ("кулачки"), поэтому не случайно среди афористических жанров, бытовавших на Кубани, образовался целый пласт пословиц, поговорок и загадок, связанных с кулачным боем. У кулачного бойца высоко ценилась не только сила: "Богатырская рука однажды бьет", но также быстрота и ловкость: "То не козак, шо поборов, а той, шо вывернулся". Определяющая роль отводилась воспитанию мужества и храбрости у бойцов: «Бой отвагу любит».
Интересно были организационно построены кулачные бои. Так, противоборство в "кулачках" было разделено на три этапа: подготовительный ("зачин"), основной и заключительный. В этом виде состязаний участвовало подавляющее большинство мужского населения станиц, начиная с семилетних мальчиков. Дети и подростки участвовали в "зачине" боя, юноши - в основной части. На заключительном - кульминационном этапе - в поединок массово вступали взрослые казаки. Состязание проводилось по единым правилам, которые строго выполнялись. Запрещалось бить лежачего, ударять противника ногами, нападать сзади, использовать в бою какие-либо предметы и оружие. С появлением крови у
одного из соперников индивидуальные схватки прекращались. Старейшие казаки станичных обществ, осуществляя роль судей, контролировали соблюдение правил» (Шахторин А.А. Подготовка казаков… С. 54-55).
Таким образом, мы видим как сам уклад жизни в кубанских хуторах и станицах способствовал развитию у мужского казачьего населения высоких бойцовских качеств, физического и духовно-нравственного здоровья.
В следующий раз мы рассмотрим скачки и джигитовки как формы специфического военного обучения, характерного для казачьего сословия Кубани, а также уникальную подготовку казаков-пластунов.