Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
О книгах по искусству XXI века
В серии «Художники русской эмиграции» издательства вышла книга В.М. Бялик «Николай Тархов» (М., 2006) – первая в России монография о художнике начала 20 века, создавшем свой собственный, яркий и динамичный живописный стиль, во многих его картинах видны поиски в области света, солнца, вибрации цвета. Заново открыла «его глубоко правдивое, искреннее, прекрасное творчество» (С. Маковский) ретроспективная выставка 2003 года в Третьяковской галерее. Книга богато иллюстрирована, в ней представлены письма и воспоминания сына художника, прижизненные публикации о Н. Тархове. Серию «Художники русской эмиграции» продолжает монография А.А. Русаковой «Зинаида Серебрякова» (М., 2006). К 1924 году – времени её отъезда в Париж, З. Серебрякова была сложившимся, зрелым мастером, ей посвящались восторженные отзывы, и за границей её творчество оставалось органичной частью русской культуры. Автор монографии на современном уровне развития искусствознания определяет стилевые особенности живописной манеры З. Серебряковой, её место и значение в русском искусстве 20 века. Монография содержит репродукции более 300 произведений, многие из которых публикуются впервые. Книга снабжена хроникой персональных выставок З. Серебряковой, основных групповых экспозиций с её участием, библиографией и именным указателем. Усилиями зарубежных учёных творчество Ивана Пуни хорошо изучено, интересно истолковано, включено в контекст русского и европейского искусства 1910 – 1930 годов. Книга академика Д.В. Сарабьянова «Иван Пуни» (М., 2007) – первое в нашей стране исследование, посвящённое живописи мастера, «итальянца по происхождению, француза по паспорту, русского по духу». Наиболее значительное внимание автор уделяет раннему периоду творчества художника, смело включает искания Пуни в контекст русского и европейского авангарда. Истолкованию творчества Пуни способствуют собственные теоретические и критические сочинения художника – книга «Современная живопись» помещена в качестве приложения к изданию. Среди недавно открытых заново художников 20 века выделяется Николай Константинович Калмаков – живописец, скульптор, иллюстратор и художник театра. Калмаков был символистом второго поколения, внеся заметный вклад в его развитие, разнообразя мозаику образов, эстетических концепций и стилистических принципов. В своих произведениях художник запечатлел причудливые и призрачные видения, используя богатый арсенал исторических и мифологических образов. В основательной и прекрасно иллюстрированной монографии, написанной западным специалистом по русскому авангарду Джоном Боултом в сотрудничестве с петербургским искусствоведом и галеристкой Юлией Балыбиной («Николай Калмаков» М., 2008), биография художника реконструирована по крупицам, усилиями авторов имя художника возвращается в историю искусства. М. Ю. Герман «Хаим Сутин» (М., 2009). Книга о выдающемся художнике – шестая в серии «Художники русской эмиграции» и первое в России фундаментальное исследование его творчества. Автор книги – известный петербургский искусствовед, опираясь на огромный массив исследований западноевропейских авторов, создаёт запоминающийся образ художника, творчество которого пронизано библейской вековой печалью, всемирной болью и неизбывным страданием. Сутин не вошёл ни в одну национальную историю искусства, более четверти века он работал яростно, мучительно, безостановочно – отдельно от современного искусства, которое без него не стало бы нынешним. Монография Герберта Рида «Краткая история современного искусства» (М., 2006) вышла в серии «Искусство_VED». Книга крупнейшего английского искусствоведа – одно из базовых исследований истории искусства первой половины 20 века. Она выгодно выделяется целостным видением темы, стройным, логичным построением материала и особой авторской интонацией. Книга Герберта Рида – чтение не только полезное, потому что даёт ориентиры в непростой истории искусства 20 века, но и увлекательное, поскольку написана изящным лёгким языком, изобилует интересными фактами и цитатами из самих художников. Продолжает серию книга В.И. Чайковской «Три лика русского искусства ХХ века: Роберт Фальк, Кузьма Петров-Водкин, Александр Самохвалов» (М., 2006). Каждая из глав подробно рассматривает жизненный и творческий путь художника, привлекаются воспоминания, письма, суждения других исследователей и критиков. Иллюстративный ряд и краткие, но исчерпывающие биографии трёх героев издания наглядно дополняют систему авторских доказательств. Творчество трёх мастеров выступает как живое свидетельство драматического прошлого нашей страны – свидетельство необычайной яркости и эмоциональной силы. Замыкает серию «Искусство_VED» книга А.К. Якимовича «Полёты над бездной. Искусство, культура, картина мира. 1930-1990» (М., 2009). Название издания родилось из идеи Карла Ясперса «превратить падение в полёт» цивилизации, падающей в бездну в середине 20 века. Это означает, что надо отказаться от апологетики новейших течений и от их идеологического отрицания. Перестать сражаться «за» и воевать «против», тогда парадоксы и драматические напряжения 20 века превратятся в предмет научного и философского познания. Такую трактовку ключевых произведений живописи, зодчества, литературы и кино середины 20 века предлагает автор книги.
Материал подготовлен В.П. Гугниной
Ждем Вас с 9.30 до 19.00 часов. Выходной – пятница. Телефон 8 (861) 268-03-06. 360063, Краснодар, ул. Красная, 8, ККУНБ им. А.С. Пушкина
|