Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Не ручей! - Море должно быть ему имя

Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее - он вечный (Р. Шуман).

Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже три века со дня рождения Баха, а интерес к его музыке только возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 г. в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии - маленький Бах должен был стать музыкантом.

Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитанием занялся старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Он определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. В пятнадцать лет Иоганн Себастьян начинает самостоятельную жизнь и переезжает в Люнебург. По окончании гимназии в 1703 г. Бах получил право на поступление в университет. Но воспользоваться этим правом ему не пришлось, так как нужно было добывать средства к существованию.

В течение всей своей жизни Бах несколько раз менял место работы, переезжая из города в город. И почти каждый раз причина оказывалась одна и та же - неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Но как бы, ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения.

Вопреки преклонению общества перед иностранной музыкой, Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство и свои взгляды. Талант Баха не ограничивался только сочинением музыки. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.

С 1708 г. И. Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до-минор. Эти произведения значительны и глубоки по содержанию, грандиозны по своим масштабам.

В 1717 г. Бах с семьей переехал в Кетен. При дворе принца Кетенского, куда он был приглашен, не было органа, поэтому ему пришлось сочинять музыку для клавесина и придворного оркестра. Также в обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах все свободное время отдавал творчеству. В Кетене были написаны двухголосные и трехголосные инвенции (трехголосные инвенции Бах называл «симфониями»). Эти пьесы композитор предназначал для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. Педагогические цели руководили Бахом и при создании «Французских» и «Английских» сюит. В Кетене Бах закончил 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир». В этот же период была написана и знаменитая «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор. В наше время эти произведения стали обязательными в программах детских музыкальных школ, музыкальных училищ и консерваторий. Предназначенные композитором для педагогической цели, эти произведения представляют, интерес и для зрелого музыканта, пьесы Баха для клавира входят в репертуар лучших музыкантов мира.

В 1723 г. из Кетена Бах переезжает в Лейпциг и остается там до конца своей жизни. В Лейпциге он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Святого Фомы. Его обязанностью было обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Наряду с обязанностями преподавателя, воспитателя Баху предписывалось: «Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра». Опять, как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Он должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы пробуждала у слушателя благоговение. Но, как всегда, жертвуя многим, композитор никогда не поступался главным - своими художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.

В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» и Мессу си минор. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган. По своему художественному значению кантаты, «Страсти» и Месса представляют самую высокую вершину творчества композитора.

Наряду с крупными вокально-инструментальными произведениями Бах продолжал писать музыку для клавира. Почти в одно время с Мессой был написан знаменитый «Итальянский концерт». Позже он закончил второй том «Хорошо темперированного клавира».

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. С большим успехом Бах выступал в концертах «Коллегии» как солист и дирижер. Специально для концертов общества Бахом было написано много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера.

Основная работа Баха, как руководителя школы певчих, приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки! Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Единственной отрадой были творчество и семья. Подросшие сыновья - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Специально для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью того времени.

Интерес к его музыке возник почти через сто лет после его смерти, когда в 1829 г. под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха - «Страсти по Матфею».

Преподавателям, методистам детских музыкальных школ, школ искусств, музыкальных училищ и консерваторий отдел нотных изданий предлагает подборку книг:

Одно из самых значительных фундаментальных исследований о Бахе, принадлежит перу выдающегося ученого, философа и просветителя Альберта Швейцера «Иоганн Себастьян Бах» (Москва, 2011). В основу книги положено издание 1964 г. с переводом Я.С. Друскина и под редакцией М.С. Друскина. дополненное «Хронографом», составленном ведущим российским баховедом Т.В.Шабалиной.

В книге Швейцера в широком контексте рассматриваются проблемы эстетики, стиля и жанровой эволюции творчества Баха. Особое внимание уделено духовным сочинениям, смысл которых приоткрывает детальный музыкально-символический анализ, осуществленный в связи с церковными ритуалами того времени.

Книга «Русская книга о Бахе» (Москва, 1985), это сборник статей известных советских музыковедов Т.Н. Ливановой и В.В. Протопопова, посвященных художественному наследию И. С. Баха. «Русская книга» освещает историю освоения баховского творчества в нашей стране, как в дореволюционный, так и советский период. В сборник включены исследования, отражающие новейшие достижения отечественного баховедения. Издание снабжено полным списком печатных работ о Бахе на русском языке. Большинство материалов сборника публикуется впервые.

Монография Сапонова М.А. «Шедевры Баха по-русски» (Москва, 2009) является уникальным сборником либретто и вместе с тем новейшим справочником по вокально-хоровым произведениям И. С. Баха. Книга содержит переводы с немецкого и латыни всех текстов страстей, ораторий, мотетов, месс, а также избранных кантат и музыкальных драм, выполненных М. Сапоновым. В приложениях помещены также переводы других авторов.

Методическое пособие известного специалиста в области камерного вокального пения Делициевой Н.Н. «Исполнительский стиль вокальных произведений И.С. Баха» (Москва, 1980) раскрывает основные проблемы стилистики Баха, а также содержит практические советы профессиональным певцам.

Мало кто задумывается над тем, что без знаний о музыкальной риторике мы вряд ли можем глубоко понимать музыку эпохи барокко. Ведь вся она - человеческая речь. Немецкий музыковед и органист, профессор Высшей музыкальной школы в Мюнхене Хубер Майстер в своей работе «Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И.С. Баха» (Москва, 2009) шаг за шагом посвящает нас в язык баховских произведений, построенный в соответствии с правилами особой, музыкальной грамматики, со своими «лексиконом» и «манерой говорить». В книге мы встретим не просто характеристику музыкально-риторических фигур (указатель которых приводится отдельно в конце книги) - Майстер предлагает настоящее руководство к действию, необходимое в первую очередь исполнителям.

Впервые за многие десятилетия в нашей стране вышло доступное для широкой публики издание, посвященное одному из признанных шедевров музыкального искусства всех времен - клавирных сюит И.С. Баха. Это книга Яворскиого Б. «Сюиты Баха для клавира» и Носиной В. «О символике «Французских сюит» И.С. Баха» (Москва, 2009). В ней публикуются две работы, объединенные единой тематикой. Исследование знаменитого баховеда Яворского представляет собой миниатюрную, но предельно насыщенную историю западноевропейской музыки, в которой сюита рассматривается как один из важных этапов музыкального мышления. Вторая, работа профессора Российской академии музыки им. Гнесиных В. Б. Носиной - первый в отечественной литературе труд, где представлен детальный анализ мотивной символики каждой пьесы «Французских сюит» И. С. Баха.

Монография Берченко Р.Э. «В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире» (Москва, 2008), имеет целью реконструировать одну из самых ярких и вместе с тем до сих пор почти неизвестных глав в истории отечественной музыкальной культуры - систему взглядов крупнейшего музыковеда Болеслава Яворского на «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха. В первой части книги автор излагает и развивает тезисы Яворского, касающиеся аналогий баховского цикла с произведениями живописи, поэзии, прозы, а также излюбленных Бахом мотивов-символов, риторических фигур и хоральных мелодий. Вторая часть представляет собой своеобразный справочник, в котором собраны воедино максимально подробные сведения о трактовке Яворским каждой из 48 прелюдий и фуг.

В книге знаменитого музыковеда и пианиста Мильштейна Я. «Хорошо темперированный клавир И.С. Баха и его особенности» (Москва, 1967) подробно рассматривается история создания произведения, особенности его формы и музыкального языка.

Монография Чугаева А. «Особенности строения клавирных фуг Баха» (Москва, 1975) посвящена анализу композиционного строения фуг «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха. В ней рассматриваются общие закономерности полифонического формообразования, особенности строения полифонической темы, противосложения, интермедии и фуги в целом в творчестве Баха. В работе представлены ценные методические рекомендации, которые смогут помочь студенту-композитору и музыковеду в его аналитической и творческой работе.

Книга Калининой Н. «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе» (Ленинград, 1988) направлена на преодоление сложившихся стереотипов чисто механического, конструктивного освоения произведений Иоганна Себастьяна Баха в рамках школьной учебной программы. Речь идет не только о том, как добиться от юных пианистов по-настоящему музыкального, вдумчивого исполнения полифонических пьес, но и о том как помочь им овладеть особым типом звукоизвлечения, научить слышать и понимать красоту полифонического изложения.

Работа выдающегося отечественного органиста и педагога Браудо А.И. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе» (Ленинград, 1979) посвящена анализу стиля И.С. Баха.

Монография Чугаева А. «Особенности строения клавирных фуг Баха» (Москва, 1975) посвящена опоанализу композиционного строения фуг «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха. В ней рассматриваются общие закономерности полифонического формообразования, особенности строения полифонической темы, противосложения, интермедии и фуги в целом в творчестве Баха. В работе представлены ценные методические рекомендации, которые смогут помочь студенту-композитору и музыковеду в его аналитической и творческой работе.

В книге Протопопова Вл. «Принципы музыкальной формы И.С. Баха» (Музыка, 1981) рассматриваются формы, основанные на принципах da capo в инструментальных и вокальных (кантаты) жанрах, проблема зарождения сонатности у Баха, разнообразие форм, подчиненное закономерностям фуги и исследованию тематизма И.С. Баха. Существенное место уделено анализу авторских вариантов законченных произведений и рукописей композитора.

Издательский дом «Классика XXI век» представляет книжку Бах И.С. «Страсти по Иоанну» из серии «История одного шедевра» (Москва, 2008), она выполнена в «карманном» варианте и представляет собой как бы «шпаргалку» для меломана. Задача предлагаемой читателю брошюры заключается в том, чтобы раскрыть все самые необходимые сведения об авторе, о жанре сочинения, его строении и истории появления на свет.

Книга о сонатах и партитах автора Рабей В.О. «Сонаты и партиты И.С. Баха для скрипки соло» (Москва, 1970) рассчитана на читателей, для которых данная тема непосредственно связана с их практической деятельностью, то есть на скрипачей-исполнителей, педагогов, студентов консерваторий и музыкальных училищ. В книге дается характеристика художественного содержания, особенностей музыкальной формы и стиля. Также приводятся исторические сведения, высказывания выдающихся исследователей и интерпретаторов Баха.

В фонотеке нашего отдела собраны редчайшие аудиозаписи произведений гениального композитора в исполнении лучших музыкантов мира. Записи доступны для прослушивания всем пользователям библиотеки.

Список произведений рекомендованных для прослушивания:

Бах И.С.. Английские сюиты: BWV 806-811 / исполн. Г. Леонхардт, клавесин. - Австрия, 1997. – (Инв. № 9391 – НОТ);

Бах И.С. Альберт Швейцер играет Баха / исполн. А. Швейцер, орган. – Москва,1993. – (Инв. № 10799 – НОТ);

Бах И.С. Бранденбургские концерты NN 1-3: BWV 1046-1048 / исполн. Т. Пиннок, клавесин, оркестр аутентичных инструментов; рук. Т. Пиннок. - Германия, 1989. – (Инв. № 7953 – НОТ);

Бах И.С. Двухголосные и трехголосные инвенции: BWV 772-801 / исполн. Г. Гульд. - Австрия, 1993. - (Инв. « 10077 – НОТ);

Бах И.С. Кофейная кантата: BWV 211. Крестьянская кантата: BWV 212 / И. С. Бах, исполн. Р. Хофманн, Д. Рейнхарт, Г. Де Мей, Линде-консорт; дир. Х. -М. Линде. - Голландия, 1998. – (Инв. 9288 – НОТ);

Бах И.С. Магнификат BWV 243: ре мажор. Кантата: BWV 21 "Ich hatte viel Bekummernis" / исполн. Г. Де Рейгере, К. Прегардиен, Нидерландский камерный хор, Ла Петит Бэнд; дир. С. Куйкен. - EU, 2000. – (Инв. № 10693 – НОТ);

Бах И.С. Месса Си минор: BWV 232 / исполн. Э. Амелинг, И. Минтон, Х. Уоттс, В. Кренн, Т. Краузе, Венский Гос. академ. хор, Штутгартский камерн. орк.; дир. К. Мюнхингер. - Германия, 1994. – (Инв. « 6958 – НОТ);

Бах И.С. Мотеты / исполн. Киевский камерн. хор; худ. рук. Б. Иконник. – Москва, 1985. – (Инв. № 6670 – НОТ);

Бах И.С. Рождественская оратория: BWV 248 / исполн. Э. Амелинг, Б. Фассбендер, Х. Р. ЛаубентальХ., Хор и оркестр Баварского радио; дир. О. Йохум. - Германия, 1989. – (Инв. № 6960 – НОТ);

Бах И.С. Страсти по Иоанну: BWV 245 / исполн. Э. Лир, Х. Теппер, Э. Хефлигер, Х. Прей, К. Энджен, хор и оркестр; дир. К. Рихтер. - Германия, 1964. – ( Инв. № 7983 – НОТ);

Бах И.С. Страсти по Матфею / И. Бостридж, Ф. -Й. Сэлидж, С. Рубенс, А. Шолль, В. Гюра, Д. Хеншель, хор и оркестр; дир. Ф. Херревеге. - Германия, 1999. – (Инв. № 9330 – НОТ);

Бах И.С. Токката и фуга ре минор: BWV 565 / исполн. Т. Декснис. – Германия, 1998. – (Инв. № 8018 – НОТ);

Бах И.С. Французские сюиты NN 1-6: BWV 812-817 / исполн. Г. Леонхардт, клавесин. - Австрия, 1998. – (Инв. № 9829 – НОТ);

Бах И.С. Хорошо темперированный клавир: 48 прелюдий и фуг: BWV 846-893 / исполн. Т. Николаева, фортепиано. – Германия, 1996. - (Инв. № 6857 – НОТ.);

Информацию подготовила ведущий библиотекарь А.И. Иллич.



государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края "Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина"

г.Краснодар, ул. Красная, дом 8

Ждём Вас!

ежедневно, кроме пятницы

с 9.30 до 19.00 часов.

Тел. (861) 268-09-33