name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.JPG

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Кабалевский фото.jpg

Музыка не только доставляет нам удовольствие как книга. Она, как книга делает нас лучше, умнее, добрее.

Д.Б. Кабалевский.


   

Кабалевский Дмитрий Борисович (1904 – 1987) - композитор, выдающийся просветитель, педагог и общественный деятель, народный артист СССР, доктор искусствоведения, действительный член Академии педагогических наук СССР, профессор Московской консерватории, секретарь Союза композиторов СССР, член совета директоров Международного общества музыкального воспитания, Герой социалистического труда. С 1983 года являлся основателем и главным редактором журнала «Музыка в школе», где работал до конца жизни. Многократно представлял искусство и культуру своей страны за рубежом в качестве композитора, дирижера, докладчика на конгрессах, члена жюри различных конкурсов.

Кабалевский родился 30 декабря 1904 г. в Петербурге в семье служащего. В 1918 г. семья переехала в Москву. Его отец был математиком и очень хотел, чтобы мальчик изучал точные науки, но с раннего юношества тот делал успехи в поэзии и живописи, а больше всего любил импровизировать на фортепиано. В 1919 г. Кабалевский поступил в музыкальный техникум имени Скрябина в Москве, где фортепиано преподавал его директор - Селиванов, а сочинение - известный теоретик и композитор Г. Катуар. Ради талантливого ученика в техникуме открывается композиторское отделение, на котором один ученик – Дмитрий Кабалевский.

С шестнадцати лет юноше пришлось зарабатывать себе на жизнь. Он рисует плакаты, служит почтальоном, пишет и исполняет музыку для немого кино, учится в школе живописи и рисования. Уже в эти годы Кабалевский ведет класс фортепиано в детской музыкальной школе, пишет для ребят пьесы, песни. Так было положено начало дружбе композитора с детьми. На протяжении всей жизни композитора детская и юношеская тема в его музыке была одной из главных.

В 1925 году наперекор воле отца он поступает в Московскую консерваторию под руководством Николая Мясковского, где тоже учится по двум специальностям: по классу фортепиано - у выдающегося советского пианиста и педагога А. Б. Гольденвейзера, а композиции - у Н. Я. Мясковского, который дал своему ученику глубокие знания и пробудил большую любовь к русской народной музыке.

В 1927 году Кабалевский оканчивает консерваторию как композитор, через год - как пианист. Его имя занесено на мраморную Доску почета. На выпускном экзамене Кабалевский представил свои произведения - первый фортепианный концерт и первый квартет. Уже в 1932 г. он становится профессором. Много пишет, работает в консерватории, выступает с докладами и в печати.

Образы детства и юности все прочнее входят в его музыкальные сочинения. Кабалевский посещает школы, пионерские лагеря. В Артеке в 1935 г. он впервые проводит музыкальные беседы. Начав эту работу еще до войны, композитор затем ведет их и в московских школах. Впоследствии эти беседы они были записаны на радио, выпущены на пластинках, показывались на Центральном телевидении, а затем воплотились в книги «Про трех китов и про многое другое», «Как рассказывать детям о музыке», «Музыка и музыкальное воспитание», «Ровесники».

Для любимой детской аудитории Кабалевский пишет песни «Первое мая», «Паровоз», «Птичий дом», пять фортепианных пьес «Из пионерской жизни» и второй концерт для фортепиано с оркестром. Особую популярность в те годы завоевала «Песня о пионере Абросимове». Поводом к созданию этой песни послужило сообщение в газетах о смелом поступке пионера.

Много работает Дмитрий Борисович в военные годы, отражая в своем творчестве происходящие события. Он пишет сюиту «Народные мстители», оперу «В огне», кантату «Родина великая», песни «Наказ сыну», «Нас победить нельзя», «В темной роще густой», «Сын героя».

Детская тема остается одной из главных и в эти годы. В содружестве с детским поэтом С. Я. Маршаком была написана очень популярная в те годы песня «Четверка дружная ребят». Стихи Маршака сразу же привлекли внимание композитора. Это песня-марш, которая призывала детей помочь взрослым в их трудной борьбе.

1943 г. были написаны 24 прелюдии для фортепиано и заканчивает концерт для скрипки с оркестром, который вошел в триаду его концертов, предназначенную для учеников музыкальных школ и училищ.

В послевоенные годы написано огромное количество произведений, в том числе и для любимой детской аудитории. В 1949 г. он пишет виолончельный, а в 1952 году - третий фортепианный концерт. Характер произведений веселый и жизнерадостный. В различных частях концертов звучат мелодии его детских песен, элементы русских и украинских народных тем. Рассуждая с ребятами о содержании концерта, композитор сравнил эту музыку с весной в природе и с весной жизни. В это же время появляются «Семь веселых песен» и «Четыре песни шутки» на слова С. Маршака и С. Михалкова, они сразу зазвучали детскими голосами. Одна из песен, написанная по мотивам восточной сказки «Мельник, мальчик и осёл», полюбилась детьми особенно, она высмеивает мельника, который, подчиняясь чужому совету, каждый раз попадает впросак. Песня «Наш край» на слова А. Пришельца была написана по просьбе ребят и в итоге заняла первое место на конкурсе. Он написал эту песню за одну ночь, когда отдыхал в Доме творчества композиторов под Москвой. Через день песню ребята уже разучили и пели.

Наряду с детской темой, Кабалевский работает над произведениями разных жанров, это симфонии, оперы, оперетты, концерты, кантаты, детские песни и фортепианные пьесы, романсы, реквием, музыка к кинофильмам.

Одно из лучших произведений композитора - опера «Кола Брюньон» по одноименной повести французского писателя Ромена Роллана. В старом варианте она называлась «Мастер из Кламси». В этой версии опера была закончена и поставлена в 1938 г. на сцене Ленинградского Малого оперного театра. Тридцать лет спустя, композитор создал новую редакцию оперы уже под названием «Кола Брюньон». Ему удалось передать главную черту героя - оптимизм. Опера стала одним из лучших произведений написанных композитором для сцены.

Композиторское творчество Дмитрий Борисович сочетает с деятельностью педагога-просветителя. Он создает музыкально-педагогическую концепцию массового музыкального воспитания и основанную на ней программу по музыке для общеобразовательной школы. Главная ее цель - увлечь детей музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, расширяющее духовное обогащение человека. В основе его системы «три кита» - песня, танец, марш, благодаря которым можно входить в любую область музыкального искусства. Для проверки своей системы, уже будучи действительным членом Академии педагогических наук, в 1973 г. Кабалевский стал работать учителем музыки в 209-й московской средней школе. Семилетний эксперимент, который он вел одновременно с группой педагогов-единомышленников, работавших в разных городах страны, блестяще оправдался. Программа Кабалевского и сейчас атуальна и востребована.

Последние годы жизни композитор много болел, но продолжал работать, стараясь доделать все задуманное. Хорошо, когда после ухода людей о них остается добрая память и все то хорошее, что они успели сделать при жизни. Вот и после смерти Дмитрия Борисовича Кабалевского осталась его музыка и книги, добрые и талантливые.

Преподавателям, методистам детских музыкальных школ и школ искусств. воспитателям дошкольных и средних учебных заведений наш отдел предлагает подборку книг написанных Д.Б. Кабалевским:

В книге для учителей «Воспитание ума и сердца» Д.Б. Кабалевского (Москва, 1984) поднимаются важнейшие вопросы нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Формирование таких важнейших граней личности, как гражданственность, человечность, выработка высокого эстетического вкуса с помощью искусства, в частности с помощью массового музыкального воспитания

Книга Кабалевскиого Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке» (Москва, 1977) содержит размышления о путях и формах музыкально-эстетического образования и воспитания молодого поколения, беседы о музыке и музыкантах, рекомендации по работе с конкретными темами программы.

В сборник статей Кабалевского Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе:Эстетическое воспитание. Статьи, доклады, выступления» (Москва, 1973) вошли доклады и выступления автора на страницах печати, на различных съездах, конференциях и конгрессах в Советском Союзе и за рубежом в период с 1957 по 1971 г. по вопросам эстетического воспитания в нашей стране

На основе выступлений перед молодежью композитора Кабалевского Д. Б. составлена книга «Дорогие мои друзья» (Москва, 1979). В книге автор пишет о роли музыкального и эстетического воспитания в формировании личности, рассматривает современные явления в советской и зарубежной музыке.

В основу книги Кабалевского Д.Б. «Ровесники»: беседы о музыке для юношества» (Москва, 1987) легли беседы композитора с молодежью в Колонном зале Дома союзов на музыкальных вечерах для юношества «Ровесник». Сюда вошли беседы «Сергей Прокофьев», «Бетховен», «Бах и Щедрин», «Музыка – живопись – жизнь».

Книжка о музыке для детей среднего и старшего школьного возраста Кабалевского Д.Б. «Про трех китов и про многое другое» (Пермь, 1974) рассказывает о трех основных сферах музыкик, это песня, танец, марш. В основу книги положены беседы композитора Д.Б.Кабалевского о музыке, которые он в течение ряда лет вел по радио.

Книжка рассчитана не только на тех ребят, которые занимаются музыкой и знают музыкальную грамоту, но и на тех, которые этой грамоты совсем не знают и читать ноты пока еще не научились. Поэтому в книжке нет ни одного нотного примера, хотя о музыке разговор идет в ней все время.

С аудиозаписями произведений Д. Кабалевского читатели могут познакомиться посетив нашу фонотеку. В фонотеке имеются виниловые грампластинки с записями произведений Д. Кабалевского в исполнении выдающихся музыкантов мирового уровня:

Кабалевский Д.Б. Из сборника «Шесть прелюдий и фуг»: соч. 61: Прелюдия и фуга № 2: До мажор. Прелюдия и фуга N 5: до минор: из цикла «24 прелюдии»: соч.38. Прелюдии № 23, № 2, № 10, № 8, № 6. Рондо № 6: соч. 59: из сб. «Фортепианная музыка для детей и юношества»: соч. 87. Вариации на французскую народную тему. Вариации на японскую народную тему / Исполн. Д. Благой (фортепиано). – Москва, 1982. - (Инв. № 3785 – НОТ);

Кабалевский Д. Б. Концерт № 2: для фортепиано с оркестром: соль минор: соч. 23 (вторая ред.). Концерт № 3 для фортепиано с оркестром: ре мажор: соч. 50 / исполн., фортепиано В. Фельцман; исполн. Гос. академ. симф. орк. СССР; дир. Д. Кабалевский; Академ. симф. орк. Московской гос. филармонии; дир. Ф. Мансуров. – Москва, 1976. – (Инв. № 1377 – НОТ);

Кабалевский Д. Концерт № 4: для фортепиано с оркестром: соч. 99 «Пражский» / исполн. Ю. Попов, фортепиано, Академ. симф. оркестр Московской гос. филармонии; дир. Д. Китаенко. – Москва, 1983. – (Инв. № 3979 – НОТ);

Кабалевский Д. О родной земле: кантата: соч. 82 / исполн. детский хор «Весна», симф. оркестр; худ. рук. А. Пономарев; дир. Д. Китаенко, Д. Кабалевский. – Москва,1985. – (Инв. № 5482 – НОТ);

Кабалевский Д. Песни печального сердца: Восемь романсов на стихи О. Туманяна / авт. слов О. Туманян; исполн. С. Лейферкус, партия ф-но И. Головнева. – Ленинград, 1983. – (Инв. № 3944 – НОТ);

Кабалевский. Д. Песня утра, весны и мира: Кантата: для детского хора и симф. оркестра / авт. слов Ц. Солодарь; исполн. Хор ЦДДЖ, симф. орк. Московской гос. филармонии; худ. рук. С. Дунаевский; дир. Д. Кабалевский. – Москва, 1968. – (Инв. № 7919 – НОТ);

Кабалевский Д. Пионерские песни. Патетическая увертюра «Весна» / Д. Кабалевский. – Москва, 1961. – (Инв. № 224 – НОТ);

Кабалевский Д. Ромео и Джульетта: музыкальные зарисовки к трагедии В. Шекспира / исполн. симф. оркестр Всесоюзного радио; дириж. Кабалевский. – Москва, 1956. – (Инв. № 141 – НОТ);

Кабалевский Д. Сестры: опера в 3-х д. / либр. С. Богомазов; исполн. солисты, хор и оркестр Московского гос. детского театра; дир. В. Яковлев; худ. рук. Н. Сац. – Москва, 1976. – (Инв. № 3788 – НОТ);

Кабалевский Д. Соната N 2: соч. 45 / исполн. Э. Гилельс, фортепиано. – Москва, 1980. – (Инв. № 2718 – НОТ);

Кабалевский Д. Эстафета поколений: по страницам фортепианного творчества Д. Б. Кабалевского / исполн. Д. Благой, фортепиано. – Москва, 1982. – (Инв. № 3784 НОТ).

Информацию подготовила гл. библиотекарь Иллич А.И.



Ждем Вас по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 8 в отделе нотных изданий и звукозаписей.

Отдел работает с 9-30 до 19 часов.

Выходной – пятница.

Телефон 8 (861) 268-03-06.



Дополнительные услуги отдела :

· Тематический поиск по электронным базам данных

· Выдача справок (тематических, аналитических)

· Изготовление копии звукозаписи из фондов отдела

· Изготовление копии тематической подборки звукозаписи

· Выдача литературы и СD из подсобных фондов отдела.











tounb-logo.gif arbicon.jpg vladimir.jpg libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Avrora.jpg kkx.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки