Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Великие древние города

 

Древние города – средоточие знаний, технических достижений, народной мудрости и бесценного опыта многих поколений. Они словно колыбель Руси: здесь княжили первые русские князья, отсюда идут истоки русской истории. Без этих старинных городов невозможно себе представить и культуру изначальной Руси. Они первые центры грамотности и письменности русской, первые центры художественных ремесел.

img_30082011_1.jpgНо культура древних русских городов не могла возникнуть на пустом месте, сама по себе. Мощный импульс развитию каменного зодчества, живописи, мозаичного искусства, выразившихся в строительстве великолепных храмов, сообщило важное событие мировой истории – крещение Руси. Центром православия была тогда могущественная Византия, а ее столица – Константинополь (древнеславянское название Царьград) – славился как один из самых больших, красивых и богатых городов мира.

Юдин,  Г.Н. Царьград. – М.: Белый город, Б. г. – 399 с., ил.

Царьград – великий город, который на протяжении тысячи лет играл важнейшую роль в культурной и духовной жизни всего мира, был одним из мировых художественных центров. Византия, основанная императором Константином Великим, стала при нем первой христианской страной, постепенно вытеснившей многовековое язычество с территории всей Европы.

С IX века начинается постепенное проникновение древних русичей в Царьград, крещение святой равноапостольной Ольги, бабушки святого равноапостольного князя Владимира. Крещенная Владимиром Русь за небывало короткий срок из небольшого языческого княжества превратилась в мощную, культурную, православную державу.

После крещения Руси стало стремительно развиваться каменное зодчество. Оно не было слепым повторением византийских образцов, хотя первые соборы строились по подобию греческих, а сами русские иконы и фрески мало чем отличались от византийских, ведь учителями русских были греки. Но в то время как великая византийская держава миновала зенит своего могущества, юная Русь уже расправляла крылья и русские мастера, оттолкнувшись от греческих образцов, успешно вели собственные творческие поиски. Русскую культуру ожидало великое будущее.   

img_30082011_2.jpgДревний Псков / текст И.С. Родниковой, фот. В. Гиппенрейтера. – М.: Интербук-бизнес, 2006. – 280 с.

Памятники древнего Пскова (город недавно отметил свое 1100-летие) – архитектура, фрески, иконопись, серебряное дело – давно известны как самобытная и яркая ветвь древнерусского искусства. В книге вы найдете архитектурные шедевры Пскова и близлежащих окрестностей, а также иконы, предметы церковного убранства, произведения лицевого шитья из коллекции Псковского музея. Великолепные фотографии воссоздают атмосферу древнего Пскова и позволяют познакомиться с местной традицией зодчества, оказавшей большое влияние на другие древнерусские центры, с особенностями уникальной псковской «школы иконописи», с творческими приемами псковских мастеров-серебряников.

Гордиенко, Э.А. Великий Новгород / фот. В. Гиппенрейтера. – М.: Интербук-бизнес, 2005. – 246 с.

img_30082011_3.jpgВеликий Новгород, один из самых древних и знаменитых русских городов (впервые упоминается в летописи под 859 годом), недавно отметил свое 1150-летие. В древних грамотах, исходящих от знаменитого новгородского веча, он именуется Господин Государь Великий Новгород. С давних времен Новгород слыл городом мастеров. Местные умельцы-ремесленники работали с металлом и деревом, камнем и кожей, глиной и стеклом. Особенно ценились оружие и военные доспехи, а также изящные новгородские ювелирные изделия. Не удивительно, что торг в Новгороде собирал купцов со всей Руси и из других стран.

Погружаясь в глубины новгородской истории, проходя сквозь ее столетия, авторы дают возможность и читателям ощутить свою причастность к великому прошлому Новгорода, проникнуться чувствами и мыслями людей, создавших уникальную новгородскую культуру. Ставшие достоянием мирового искусства, многочисленные памятники зодчества, монументальной живописи, иконописи и ювелирного дела предстают в замечательных фотографиях.

Ярославль: 1000 лет истории и культуры. 1010 – 2010 / текст и сост. С.Е. Блажевская;  фот. Г.А. Шпикалов, Н.Н. Рахманов. - М.: Интербук-бизнес, 2010. – 328 с.

img_30082011_4.jpgСреди древних русских городов – сокровищниц национальной культуры – Ярославль занимает одно из первых мест. Город с тысячелетней историей хранит около 800 памятников, в том числе мирового значения. Это родина прославленной школы иконописного искусства, и в то же время важный административный, научно-образовательный и промышленный центр. На страницах фотоальбома Ярославль предстает во всей своей многогранности: исторический центр, признанный объектом всемирного наследия, и современные постройки; шедевры изобразительного искусства из коллекций  ярославских музеев и новые транспортные сооружения. Высокохудожественные фотографии дополняются краткими, но очень информативными пояснительными текстами на русском и английском языках, что очень важно для гостей, которые впервые знакомятся с тысячелетним Ярославлем – жемчужиной Золотого кольца России.

Кузнецов, И.Н. Великий Ростов. XVII век: место Утопии / И.Н. Кузнецов, О.В. Новохатко ; худож. А.Г. Стройло. – М.: Памятники исторической мысли, 2010. – 376 с.: ил.

img_30082011_5.jpgВ созвездии городов «Золотого кольца» Ростов Великий является звездой первой величины. Его возраст – более 1100 лет. Ростов сложился как один из крупнейших городов Киевской Руси, впоследствии столица Ростово-Суздальского княжества. Это красивейший город России, важнейший торговый центр, мужественный защитник земли Русской от татарского нашествия.

Древнейшие памятники искусства Ростова XII XV веков свидетельствуют о непрерывном развитии местной культуры, о накоплении художественных ценностей, о передаче из поколения в поколение лучших традиций, знаний, приведших к созданию во второй половине XVII века шедевра монументального искусства – Ростовского кремля. Архитектурный пейзаж завораживает разнообразием силуэтов островерхих башен, округлых больших и малых куполов храмов, белизной стен, благородным серебром поблекших деревянных кровель.

Ростов – город особенный, его памятники не напоминают о былом величии, он и сейчас велик и прекрасен.

img_30082011_6.jpgМосква / текст А. Шпикалов, фот. Н. Рахманов. – М.: Интербук-бизнес, 2004. – 463 с.

Князь Юрий Долгорукий, заложив в 1156 году на берегу живописной равнинной речки Москвы город, не догадывался, что ему выпала честь стать основателем столицы России. Великие и безымянные мастера строили в Москве палаты, храмы и терема, навеки оставшись в названиях московских улиц, переулков, застав.

Сказочный средневековый облик старой части города неизгладимо врезается в память гостей Москвы, а богатство и разнообразие ее облика, оставленные различными эпохами, побуждает к изучению огромного исторического пути, пройденного городом. И как не вспомнить слова М.Ю. Лермонтова, сказанные с любовью к великому городу: «Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке… нет! У нее есть своя душа, своя жизнь… Каждый ее камень хранит надпись, начертанную временем…»

Авторы книги предлагают увлекательное путешествие по Москве по пяти маршрутам, исходящим от Московского Кремля и Красной Площади, в котором вам помогут уникальные фотографии замечательного московского фотохудожника Н. Рахманова.

 

История любого города – это не просто история той или иной территории, а история культуры. Но ценности культуры не знают старения. А это значит, что удивительные открытия будут продолжаться вновь и вновь. Главное, чтобы каждое следующее поколение не забывало о своем долге хранить родную культуру и ее достояние. И продолжится связь времен…

 

                                                                            Подготовила О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству