Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

КРАСНОДАРСКАЯ КРАЕВАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА им. А. С. ПУШКИНА

ПУБЛИЧНЫЙ ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотированный библиографический список

Краснодар

2015

УДК

016:342+342.8(01)

ББК

91.9:67+67.400.5Я1

П

42

Повышение правовой культуры участников избирательного процесса : аннотированный библиографический список / Краснодарская краевая универсал. науч. б-ка им. А.С. Пушкина ; Публичный центр правовой информации ; [сост. И. В. Щеголева]. – Краснодар, 2015. – 48 с.

Настоящий библиографический список включает в себя информацию о проблемах избирательного процесса и права из фондов Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина.

Издание рассчитано на широкий круг читателей, в том числе студентов, магистрантов и аспирантов, научных работников, преподавателей юридических вузов, а также на сотрудников библиотек.

УДК

016:342+342.8(01)

ББК

91.9:67+67.400.5Я1

© Краснодарская краевая универсальная научная
библиотека им. А.С. Пушкина,
2015



Содержание

От составителей..........................................................

4

Обзор интернет-ресурсов..........................................

6

Права и обязанности избирателей. Консультация..

8

Повышение правовой культуры участников избирательного процесса.

Библиографический список......................................

11

I

Законодательство о выборах.....................................

11

II

Становление и реформирование избирательного

права и процесса........................................................

14

III

Правовая культура и субъекты избирательного

процесса......................................................................

23

IV

Права избирателей.....................................................

30

V

Избирательные комиссии..........................................

37

VI

Агитация.....................................................................

40

VII

Информационные технологии в избирательном

процессе.....................................................................

41

VIII

Зарубежный и международный опыт проведения избирательных кампаний..........................................

44

От составителей

Состояние правового регулирования избирательных прав граждан, характер и содержание соответствующей правоприменительной практики являются своеобразным барометром, показывающим уровень развития демократии в государстве.

Библиотекам всегда отводилась особая роль культурно-просветительских информационных центров среди населения. Эта роль особенно заметна и значима в периоды избирательных кампаний, которые в последние годы в нашей стране стали, по существу, постоянными.

13 сентября 2015 года в субъектах Российской Федерации будет проходить единый день голосования. На территории Краснодарского края состоятся следующие избирательные кампании:

- выборы главы администрации (губернатора) Краснодарского края;

- дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва по Солнечному одномандатному избирательному округу № 39;

- выборы депутатов представительных органов 6 городских округов (Армавира, Анапы, Горячего Ключа, Краснодара, Новороссийска, Сочи) и 32 муниципальных районов;

- выборы ряда глав сельских и городских поселений муниципальных районов.

Библиотеки в период избирательных кампаний получают дополнительный импульс для усиления работы по гражданско-правовому просвещению населения, воспитанию социально активной личности.

В данном издании мы предлагаем вниманию читателей обзор официальных интернет-ресурсов, предоставляющих информацию о выборах и правах избирателей, в том числе граждан с ограниченными возможностями, а также правах тех избирателей, которые пойдут голосовать впервые.

Аннотированный библиографический список включает информацию о публикациях за 2012-2015 гг. из фондов ПЦПИ, посвященную вопросам правового регулирования избирательного процесса, повышению культуры избирателей.

Библиографическое описание осуществлено в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 и ГОСТом Р 7.0.12-2011.

Издание рассчитано на студентов, магистрантов и аспирантов, научных работников, преподавателей юридических вузов, а также специалистов в области права.

Все перечисленные материалы предоставляются в Публичном центре правовой информации, как в печатном, так и в электронном виде. В дополнение к ним в этом отделе Вам предложат литературу по широкому кругу правовых вопросов, а также электронные базы данных «КонсультантПлюс», «Гарант», «Законодательство России», «Кодекс». Уникальная электронная база данных «Свод законов Российской империи» познакомит с законодательством различных исторических периодов.

В ПЦПИ ведется электронная картотека аналитической росписи статей «Право», которая оперативно пополняется информацией обо всех новинках по данной теме и доступна всем желающим.

Электронные копии материалов, включенных в данный список, можно заказать в отделе электронной доставки документов и МБА. В бланке-заказе просим указать автора, заглавие, источник опубликования. Бланки-заказы на документы направлять в отдел ЭДД и МБА по адресу:

350063, г. Краснодар, ул. Красная, 8.

ЭДД и МБА. E-mail: mba@pushkin.kubannet.ru

Тел. для справок: 8 (861) 268-50-51.

ПЦПИ. E-mail: prav@pushkin.kubannet.ru

Тел.: 8 (861) 268-15-87.

ОБЗОР ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

«Мы в своей информационно-разъяснительной работе остановились на уровне плаката-листовки и не учитываем современные технологии. Сейчас социальные сети играют большую роль, в том числе в избирательном процессе. Нужно это использовать».

Л.Г. Ивлев,

заместитель председателя ЦИК России

Официальный Интернет-сайт Центральной избира-тельной комиссии Российской Федерации  (http://www.cikrf.ru/) имеет обширную информационную наполняемость. Представлена информация о составе и деятельности ЦИК России, законодательство о выборах, сведения о состоявшихся и планируемых выборах и референдумах, а также информация о политических партиях. Посетители сайта смогут найти свой избирательный участок, найти себя в списках избирателей, открыть на сайте свой личный кабинет. Избиратель может в онлайн-режиме наблюдать за ходом проведения выборов. Сайт аккумулирует информацию о выборах всех уровней, проводимых на территории Российской Федерации. Особо выделен раздел «Молодежь и выборы», в котором представлена информация о молодежных избирательных комиссиях, журнал о выборах, материалы СМИ и т.д..

Официальный Интернет-сайт Избирательной комиссии Краснодарского края (http://ikkk.ru/). Этот информационный ресурс нацелен на избирателя, проживающего на территории Краснодарского края. Посетив этот сайт можно просмотреть онлайн-трансляцию заседаний Избирательной комиссии Краснодарского края, узнать численность избирателей и состав избирательных комиссий Краснодарского края различных уровней, ознакомиться с законодательством о выборах и референдумах в Краснодарском крае. Портал наполнен дополнительными материалами, размещенными в разделах «Книжная полка», «Страница избирателя», «Обучение» и т.д. Посетителям сайта ikkk.ru предоставлена возможность оставить отзыв, пожелание или предложение по развитию и совершенствованию данного Интернет-ресурса на «Странице избирателя».

Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России (http://www.rcoit.ru/). В ходе своей работы Центр активно взаимодействует с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и местного самоуправления, политическими партиями, государственными и общественными организациями, молодежными объединениями, а также международными организациями по вопросам организации и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации. Посетив этот сайт, Вы найдете обучающие материалы и ресурсы, предназначенные для обучения организаторов выборов, кандидатов на выборные должности, представителей политических партий и общественных объединений, средств массовой информации, наблюдателей, избирателей. Здесь также представлены ресурсы электронной библиотеки, видеоматериалы, презентации, электронные ресурсы, глоссарий, тестовые задания для самоконтроля.

Сервер органов государственной власти (http://www.gov.ru/). Портал является неким компасом в навигации по структуре федеральных и региональных органов власти, содержит ссылки на официальные сайты Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, судебной власти и т.п.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ[1]

Консультация

Тебе дали право решать,

как нам жить – так решай!

Не мешкай! Не медли!

Не сваливай все на другого!

Есть выбор сегодня,

а значит, давай – выбирай!

Быть может твое будет

самое веское слово!

В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом других избирательных действиях – привлекаться к работе в избирательных комиссиях, быть кандидатом в депутаты представительного органа государственной и муниципальной власти, наблюдателем и т.д.

Граждане России имеют право избирать и быть избранными, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В Российской Федерации избиратель участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие избирателя в выборах является добровольным. Это означает, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.

Участие в выборах можно сравнивать с обязанностью, если конечно человек считает себя гражданином своего государства, а не просто жителем страны, на территории которой находится его дом или квартира, и он не отождествляет государство со своей средой обитания.

Участие в избирательном процессе, в выборах не просто возможность выразить свое мнение по важнейшим вопросам жизни страны, но и осознанная ответственность перед обществом за своё решение.

Законодательство Российской Федерации о выборах гарантируют равенство прав и свобод всех граждан Российской Федерации, в том числе тех, которые в силу своего физического состояния имеют определенные трудности с реализацией своих прав.

В сентябре 2008 года Россия подписала международную Конвенцию ООН о правах инвалидов. Согласно положениям статьи 29 Конвенции государства-участники гарантируют инвалидам право и возможность голосовать и быть избранными и обязуются обеспечивать возможность полноценного участия этой категории граждан в избирательном процессе, используя процедуры, помещения и материалы для голосования, которые в достаточной мере являются для них подходящими, доступными и легкими для понимания и использования.

ЦИК России уделяет особое внимание обеспечению избирательных прав граждан, являющихся инвалидами. В соответствии с утвержденными Рекомендациями ЦИК России по обеспечению избирательных прав людей с ограниченными возможностями было разработано техническое обеспечение, позволяющее создать все условия для равноправного участия в выборах всех групп избирателей.

Сегодня как никогда Российское государство нуждается в проведении эффективной молодежной политики, направленной на вовлечение молодых людей страны в общественно-политические, экономические и культурные процессы, происходящие в обществе. Активизировать ресурс молодых избирателей важнейшая задача сегодняшнего дня.

В связи с этим в 2007 году ЦИК России было принято решение проводить ежегодно День молодого избирателя в российских регионах каждое третье воскресенье февраля.

Данное мероприятие направлено на формирование у молодых людей гражданской ответственности, повышение уровня информированности молодых избирателей о выборах, их правовой и электоральной культуры.

Проведение Дня молодого избирателя осуществляется избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации при содействии ЦИК России, РЦОИТ, различных органов государственной власти, а также ряда других организаций.

Интересной формой привлечения молодежи к участию к выборам является внедрение голосования с помощью мобильной связи – SMS-голосование. В настоящее время эта система апробируется не только в России, данный опыт имеется уже не менее чем в полусотне стран. Но даже после полной технической готовности, повсеместно перейти на эту систему ·голосования можно будет только приняв соответствующий закон.

SMS - голосование позволит внедрить персональный контроль и учет, доступный только самому избирателю. Не исключено, что в перспективе мы перейдем на эту систему, пока же речь идет о конкретных группах избирателей, находящихся на маяках, на кораблях и в других труднодоступных местах. Интерес к такой форме ·голосования достаточно высок. Особенно среди молодежи, которая в силу своей «продвинутости» тянется к различным техническим новинкам.

ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

I. Законодательство о выборах

Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

О референдуме Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 27. – Ст. 2710; Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 14. – Ст. 2006.

Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253; Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 14. Ст. 2015.

О политических партиях : федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 29. – Ст. 2950; Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 6. – Ст. 884.

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005; Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 14. – Ст. 2017.

О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 16.12.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 21. – Ст. 1919; Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 14. – Ст. 1543.

О выборах Президента Российской Федерации : федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171; Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 48. – Ст. 6636.

О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 24.11.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 8. – Ст. 740; Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 48. – Ст. 6636.

Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления : федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 49. – Ст. 5497; Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 23. – Ст. 2931.

О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» : федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 172; Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 11. – Ст. 1098.

Устав Краснодарского края (ред. от 30.12.2013) // Кубанские новости. 1993. – 10 ноября; Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. – 2014. – № 14; Официальный сайт администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 30.12.2013.

О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края : закон Краснодарского края от 03.07.2012 № 2519-КЗ (ред. от 08.05.2015) // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. – 2012. – № 56; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.05.2015.

О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края : закон Краснодарского края от 21.08.2007 № 1315-КЗ (ред. от 04.03.2015) // Кубанские новости. – 2007. – № 134; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.03.2015.

О муниципальных выборах в Краснодарском крае : закон Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ (ред. от 04.03.2015) // Кубанские новости. – 2005. – № 199; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.03.2015.

О референдумах в Краснодарском крае : закон Краснодарского края от 23.07.2003 № 606-КЗ (ред. от 04.03.2015) // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. – 2003. – № 12 (I); Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.03.2015.

Об избирательной комиссии Краснодарского края : закон Краснодарского края от 04.06.1999 № 186-КЗ (ред. от 04.03.2015) // Кубанские новости. – 1999. – № 104; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.03.2015.

О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае : закон Краснодарского края от 08.04.2003 № 571-КЗ (ред. от 08.05.2015) // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. – 2003. – № 4. Официальный сайт администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 12.05.2015.

II. Становление и реформирование избирательного

права и процесса

Абдрахманов, Д.В. Политико-правовая природа категории «результат выборов» в избирательном праве России / Д.В. Абдрахманов // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 11. – С. 64-66.

В статье определяется взаимосвязь между юридическим и политическим результатом выборов, предлагается способ оценки.

Абукаров, Ю.И. Эволюция конституционно-правовых основ избирательного права в России / Ю.И. Абукаров, Т.Е. Беджанова // Закон и право. – 2014. – № 4. – С. 48-50.

Асланов, З.В. Имплементация международно-правовых стандартов в российское законодательство о выборах и референдуме в период принятия Конституции Российской Федерации / З.В. Асланов // Пробелы в российском законодательстве. – 2014. – № 2. – С. 32-38.

Асланов, З.В. Модернизация института выборов в современной России: предпосылки, истоки и некоторые итоги / З.В. Асланов // Бизнес в законе. – 2014. – № 2. – С. 196-202.

Асланов, З.В. Роль судебной системы в развитии институтов выборов в России / З.В. Асланов // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. – 2014. – № 1. – С. 14-17.

Баранова, Е.А. К вопросу о влиянии полицейских органов на выборы в Государственную Думу Российской Империи / Е.А. Баранова // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. – 2014. – № 2. – С. 33-35.

Бондарь, Н.С. Губернаторы в системе российской федеративной государственности: нормативно-доктринальные подходы Конституционного Суда Российской Федерации / Н.С. Бондарь, А.А. Джагарян // Журнал конституционного правосудия. – 2013. – № 3. – С. 11-24.

В статье рассматривается вопрос о поиске оптимальных, сбалансированных механизмов организации публичной власти федеративного государства. По мнению авторов, одним из ключевых моментов является выбор оптимальной модели правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Гончарова, И.А. Возвращение к смешанной избирательной системе на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации / И.А. Гончарова // Право и государство: теория и практика. – 2014. – № 3 (111). – С. 24-26.

Гончарова, И.А. Правовое регулирование избирательных систем на уровне субъектов Российской Федерации / И.А. Гончарова // Аграрное и земельное право. – 2014. – № 2 (110). – С. 102-107.

Гончарова, И.А. Предложение о новом взгляде на понятие «избирательная система» / И.А. Гончарова // Аграрное и земельное право. – 2014. – № 5 (113). – С. 8-15.

Джагарян, А.А. Новый порядок замещения должности главы субъекта Российской Федерации как сочетание непосредственных и представительных начал. Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 года № 32-П / А.А. Джагарян, Н.В. Джагарян // Сравнительное конституционное обозрение. – 2013. – № 2. – С. 140-156.

В данном Постановлении Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ - по смыслу, выявленному в этом решении, - отдельные законоположения, определяющие в рамках вновь установленной выборной модели приведения к должности главы субъекта Российской Федерации порядок и условия выдвижения и регистрации кандидатов на эту должность. Речь идет о нормах, предусматривающих участие в этой процедуре выборных лиц местного самоуправления, а также возможность проведения с кандидатами и политическими партиями президентских консультаций. Высокая конституционно-правовая и социально-политическая значимость Постановления и затронутых в нем проблем обосновывает необходимость его углубленного анализа, как в концептуально-методологическом, так и в содержательно-нормативном плане.

Иванченков, Ю.В. Избирательное право: понятие, предмет, место в системе российского права / Ю.В. Иванченков // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – № 2. – С. 20-23.

В настоящей статье предметом исследования является понятие избирательного права, его предмет. Рассматриваются общественные отношения, имеющие иную отраслевую природу, но возникающие в связи с проведением выборов, а также отношения, выходящие за рамки избирательного права. Определяется его место в системе российского права.

Кругленя, А.Н. Проблемы законодательного конструирования и практического применения уголовно-правовой нормы о фальсификации итогов голосования и результатов выборов, референдума / А.Н. Кругленя // Закон и право. – 2013. – № 11. – С. 111-116.

Кудрявцев, В.В. О праве общественных объединений на участие в формировании органов местного самоуправления / В.В. Кудрявцев // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 7. – С. 13-17.

Общественные объединения являются одним из важнейших субъектов местного самоуправления, посредством которого возможно формирование местной власти. В статье анализируются нормы законодательства, регулирующие правовой статус различных общественных объединений в данном аспекте.

Кунекова, Р. Избирательная система 2013-2014 / Р. Кунекова // ЭЖ-Юрист. – 2014. – № 16-17. – С. 1, 8.

В статье проанализированы новеллы законодательства в части выборов, плюсы и минусы избирательных систем в процессе их применения.

Кучеренко, П.А. Новации в избирательном законодательстве Российской Федерации / П.А. Кучеренко // Право и государство: теория и практика. – 2013. – № 6 (102). – С. 19-25.

Макарцев, А.А. Выборы между реформами российского избирательного законодательства: избирательная кампания по выборам мэра г. Новосибирска (январь - апрель 2014 г.) / А.А. Макарцев // Административное и муниципальное право. – 2014. – № 8. – С. 814-831.

Предметом исследования являются этапы избирательной кампании по выборам мэра г. Новосибирска (январь - апрель 2014 г.), содержание которых, по мнению автора, определяется результатами реализации изменений, внесенных в российское избирательное законодательство в последние годы.

Малый, А.Ф. Смешанная избирательная система: существует ли она? / А.Ф. Малый // Российская юстиция. – 2014. – № 6. – С. 48-50.

В статье рассматривается корректность использования юридической конструкции «смешанная избирательная система». Приводятся аргументы, показывающие политологическую, а не юридическую составляющую данного понятия.

Михеев, Д.С. О направлениях демократизации муниципального избирательного процесса / Д.С. Михеев // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2013. – № 1. – С. 2-3.

Назарова, И.С. Избирательная система как конституционно-правовой механизм формирования института народного представительства / И.С. Назарова // Российская юстиция. – 2013. – № 7. – С. 55-57.

Назарова, И.С. Система народного представительства как отражение сущности избирательной системы / И.С. Назарова // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 3. – С. 48-50.

В систему народного представительства включены все субъекты политической системы - как отдельные граждане, так и специализированные политические институты.

Нудненко, Л.А. Становление законодательства о пассивном избирательном праве в России с 1864 по 1905 год / Л.А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 10. – С. 52-55.

В статье дан анализ истории принятия, обсуждения и правовой регламентации пассивного избирательного права в Положениях о Земской и Городской реформах 1864, 1870 и 1890 гг.

Оспанов, Т.А. Региональные выборы 2013 г. в контексте политической конкуренции / Т.А. Оспанов // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 1. – С. 41-45.

Автор дает политико-правовую оценку принципу политической конкуренции в условиях участия в региональных выборах различных политических партий.

Оспанов, Т.А. Графа «Против всех» в контексте политической конкуренции / Т.А. Оспанов, Д.В. Абдрахманов // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 6. – С. 29-33.

В статье рассматривается введение в российское избирательное законодательство графы «Против всех» и ее влияние на политическую конкуренцию. Приведены основные аргументы pro et contra введения графы «Против всех». Дана политико-правовая оценка воздействия графы «Против всех» на результаты выборов в условиях различных избирательных систем.

Петрищева, Н.С. Советское избирательное право в местном самоуправлении / Н.С. Петрищева // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2014. – № 2. – С. 22-25.

Полатов, З.Т. Новый порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации / З.Т. Полатов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. – № 8. – С. 9-12.

Статья посвящена анализу нового порядка замещения должности «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации», согласно которому оно наделяется государственно-властными полномочиями путем проведения выборов. Автором установлены положительные и отрицательные стороны нового порядка избрания глав субъектов Российской Федерации, а также предложены положения по совершенствованию нововведения.

Помазанский, А.Е. Развитие избирательного законодательства Российской Федерации / А.Е. Помазанский // Журнал российского права. – 2014. – № 2. – С. 126-130.

Сабаева, С.В. Пропорциональная избирательная система на муниципальных выборах в условиях нового партийного строительства / С.В. Сабаева // Журнал российского права. – 2013. – № 6. – С. 99-106.

Автором проанализированы параметры применения пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах и возможные направления дальнейшего совершенствования федерального законодательства.

Саламатова, М.С. Избирательная система Советской России 1918-1936 гг.: новые интерпретации / М.С. Саламатова // Актуальные проблемы российского права. – 2013. – № 12. – С. 1535-1542.

В статье анализируются основные особенности советской избирательной системы в контексте дореволюционного избирательного опыта и становления института Советов.

Саликов, М.С. Избирательное законодательство как политический инструмент государства: постконституционная эволюция / М.С. Саликов // Российский юридический журнал. – 2013. – № 6. – С. 60-67.

Сербин, М.В. Сравнительный анализ «модернизации» и «трансформации» как факторов развития избирательного права Российской Федерации / М.В. Сербин // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 7. – С. 54-57.

В рамках данной статьи автор рассматривает такие сложные и противоречивые понятия, как «модернизация» и «трансформация», применительно к наиважнейшей подотрасли конституционного права - избирательному праву.

Сизых, Ю.А. Легитимация политической власти посредством проведения выборов / Ю.А. Сизых // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 6. – С. 27-31.

Статья посвящена современным проблемам обеспечения легитимности государственной власти посредством проведения выборов. Автор рассматривает вопросы сокращения числа избирательных прав граждан, последствия реформ в избирательном законодательстве, предлагает пути выхода из сложившейся ситуации.

Сорокун, П.В. Ограничение избирательных прав в процессе выборов местных органов власти на территории Красноярского округа в Сибирском крае во второй половине 20-х гг. XX в. / П.В. Сорокун // История государства и права. – 2014. – № 11. – С. 48-51.

В статье анализируется механизм ограничения и лишения избирательных прав на территории Красноярского округа в Сибирском крае в период 1920-х гг. Использование фактического архивного материала позволило более конструктивно и объективно рассмотреть данный вопрос.

Тарабан, Н.А. Становление институтов современного отечественного избирательного права в 1985 - 1993 гг. / Н.А. Тарабан // История государства и права. – 2014. – № 15. – С. 46-52.

Статья посвящена рассмотрению обновления политического курса на рубеже 1985 - 1993 годов прошлого столетия, которое заложило ряд концептуальных положений, ставших фундаментальными в современной системе конституционного и, в частности, избирательного права России. Присущие современному избирательному праву такие принципы, как альтернативность, политическая конкуренция и политический плюрализм в сочетании с конституционной ответственностью избранной власти, были заложены именно в этот исторический период.

Турищева, Н.Ю. Избирательная система Российской Федерации: итоги и перспективы развития / Н.Ю. Турищева // Право и государство: теория и практика. – 2014. – № 3 (111). – С. 19-23.

Турищева, Н.Ю. Пропорционализация российских выборов: общие направления и особенности / Н.Ю. Турищева // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 4. – С. 46-50.

В статье осуществлен анализ федерального избирательного законодательства, регламентирующего порядок применения избирательных систем на выборах федерального, регионального и муниципального уровня. Автор приходит к выводу об увеличении числа выборов, проводимых на основании пропорциональной избирательной системы, о расширении правовых основ участия политических партий в выборах всех уровней.

Холопов, В.А. Актуальные направления совершенствования организационно-правовых механизмов регулирования института муниципальных выборов в Российской Федерации / В.А. Холопов // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2012. – № 3. – С. 2-3.

Холопов, В.А. Актуальные тенденции модернизации института муниципальных выборов в РФ / В.А. Холопов // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2012. – № 2. – С. 25-27.

Худолей, Д.М. Анализ связанных и параллельных избирательных систем / Д.М. Худолей // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. – 2013. – № 4. – С. 93-100.

В работе содержится краткий анализ смешанных избирательных систем. Изучены две их основные разновидности: параллельная (несвязанная) и связанная.

Черепанов, В.А. Пропорциональная избирательная система: за и против / В.А. Черепанов // Журнал российского права. – 2013. – № 6. – С. 87-98.

Рассмотрены особенности применения пропорциональной избирательной системы в Российской Федерации, проанализированы ее достоинства и недостатки, обозначены некоторые направления совершенствования российской избирательной модели.

Чиркин, В.Е. О пропорциональной избирательной системе с преференциальным вотумом / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. – 2013. – № 6. – С. 80-87.

Автор рассматривает четыре избирательные системы, применяемые на выборах в России, и предлагает новую систему, которая соединяет преимущества политического выбора (голосование избирателя за партию) и индивидуализацию кандидата избирателем (отметка в бюллетене наиболее достойного, по мнению избирателя, кандидата из списка кандидатов партии в создаваемых небольших многомандатных избирательных округах).

III. Правовая культура и субъекты

избирательного процесса

Акунченко, Е.А. О предупреждении участия в выборах технических кандидатов при помощи избирательного залога как меры безопасности / Е.А. Акунченко, И.А. Зырянова // Закон и право. – 2013. – № 12. – С. 82-85.

Акутаев, Р.М. Правовая культура сквозь призму современной правовой реальности / Р.М. Акутаев // Российская юстиция. – 2013. – № 2. – С. 63-66.

Статья посвящена исследованию ряда факторов, обусловливающих кризисные явления современной правовой культуры и некоторые региональные особенности их проявления.

Ахметов, А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирования правовой культуры / А.С. Ахметов // Юридическое образование и наука. – 2014. – № 3. – С. 25-27.

Берлявский, Л.Г. Классификация субъектов избирательного права / Л.Г. Берлявский // Российская юстиция. – 2013. – № 9. – С. 28-31.

Статья посвящена рассмотрению различных аспектов классификации субъектов избирательного права при помощи сравнительно-правового метода на основании анализа избирательного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран.

Бондарь, Н.С. Самовыдвижение на выборах: конституционная ценность и (или) социально-политическая целесообразность? / Н.С. Бондарь // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 5. – С. 27-40.

В статье на основе использования методологии ценностного подхода исследуются социально-политические и конституционно-правовые характеристики института самовыдвижения кандидатов на выборах в контексте международного опыта и российских реалий.

Борисов, И.Б. Общественный контроль на выборах как фактор легитимности власти / И.Б. Борисов // Юридический мир. – 2012. – № 9. – С. 58-61.

Статья посвящена проблемам общественного контроля на выборах как одного из направлений деятельности гражданского общества в обеспечении развития демократических процедур. Автор считает, что общественный контроль на выборах необходим как обществу, так и государственной власти. При этом он не должен подменять собой работу организаторов выборов и не должен превращаться в борьбу за власть, оставаясь бесконтрольным со стороны общества.

Буняева, К.В. Выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой анализ / К.В. Буняева, Е.А. Переверзев // Право и государство: теория и практика. – 2014. – № 4 (112). – С. 27-30.

Ванеев, О.Н. К проблеме участия политических партий в муниципальных выборах / О.Н. Ванеев // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 4. – С. 50-54.

Федеральный законодатель предусмотрел обязательность применения смешанной либо пропорциональной избирательной системы на выборах в представительные органы муниципальных районов и городских округов. Это позволит расширить и укрепить представительство политических партий на муниципальном уровне. В статье рассматриваются проблемы участия политических партий в муниципальных выборах (на примере Красноярского края).

Васильев, А.А. Правовая культура России в свете отечественного консерватизма / А.А. Васильев // Культура: управление, экономика, право. – 2012. – № 3. – С. 33-35.

Вискулова, В.В. Первый опыт применения нового порядка избрания губернаторов в пяти областях Российской Федерации: проблемы и дефекты. Точка зрения практика / В.В. Вискулова // Сравнительное конституционное обозрение. – 2012. – № 6. – С. 87-95.

14 октября 2012 года в Российской Федерации проводились прямые выборы высших должностных лиц пяти областей. Основной особенностью избирательных кампаний стала поддержка выдвижения кандидатов депутатами представительных органов и главами муниципальных образований. Автор делится первым опытом организации соответствующих выборов, размышляет над вскрывшимися проблемами законодательного регулирования и предлагает пути их разрешения, отражающие частное мнение исследователя.

Вискулова, В.В. Прямые выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации 14 октября 2012 года: теория и практика / В.В. Вискулова // Юридический мир. – 2012. – № 10. – С. 20-23.

Волосникова, Л.М. Университет как субъект избирательного права: из истории конституционной доктрины / Л.М. Волосникова // Право и политика. – 2013. – № 1 (157). – С. 97-101.

Гранатович, А.В. Некоторые проблемы обеспечения избирательных прав военнослужащих и пути их решения / А.В. Гранатович // Право в вооруженных силах. – 2013. – № 6. – С. 99-102.

Гранкин, И.В. Законодательное обеспечение прямой демократии на муниципальном уровне / И.В. Гранкин // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 7. – С. 44-47.

Дамаскин, О.В. Актуальные вопросы общественного влияния на обеспечение легитимности избирательного процесса / О.В. Дамаскин // Современное право. – 2013. – № 5. – С. 17-21.

Какителашвили, М.М. Прозрачность финансирования политических партий в сфере реализации международных актов по противодействию коррупции / М.М. Какителашвили // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 11. – С. 56-60.

В статье анализируются международные акты и национальное законодательство ряда стран, направленное на открытость финансирования избирательных кампаний, соблюдение действующего законодательства о финансировании политических партий, ответственность за его неисполнение и противодействие политической коррупции.

Кириллов, В.А. Отзыв избирателями как основание досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации / В.А. Кириллов // Пробелы в российском законодательстве. – 2013. – № 1. – С. 23-27.

Макарцев, А.А. Административная ответственность средств массовой информации за нарушение правил информационного обеспечения выборов: вопросы теории и практики / А.А. Макарцев // Современное право. – 2013. – № 5. – С. 22-26.

Макарцев, А.А. Антикоррупционные обязанности и ограничения кандидатов в депутаты и на выборные должности: проблемы реализации / А.А. Макарцев // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 6. – С. 41-45.

В статье проводится анализ антикоррупционных обязанностей и ограничений кандидатов в депутаты и на выборные должности, закрепленных в российском избирательном законодательстве. Делается вывод, что они не имеют прямого отношения к избирательному праву и являются лишь результатом развития правовых норм, закрепляющих правовой статус депутатов и выборных должностных лиц. По мнению автора, антикоррупционные обязанности и ограничения кандидатов, закрепленные в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не позволяют в полной мере осуществлять проверку предоставляемой кандидатами при выдвижении информации и усложняют процесс реализации пассивного избирательного права.

Макарцев, А.А. Институт выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов): тенденции дальнейшего развития в свете реформы российского избирательного законодательства / А.А. Макарцев // Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. – № 8. – С. 22-25.

В статье на примере института выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов) проводится критический анализ изменений избирательного законодательства Российской Федерации. Делаются предположения о дальнейшем развитии российского избирательного права и формулируются предложения по совершенствованию законодательства.

Макарцев, А.А. Легитимность выборов: механизмы правового обеспечения / А.А. Макарцев // Российский юридический журнал. – 2013. – № 5. – С. 124-130.

Макарцев, А.А. Электоральная политика в России: проблемы правотворчества / А.А. Макарцев // Российская юстиция. – 2013. – № 6. – С. 53-56.

В статье формулируется понятие электоральной политики, которая является составной частью правовой политики Российского государства, определяются основные направления правотворческой формы ее реализации. На основе анализа действующего российского законодательства делается вывод об отсутствии в Российской Федерации четкой стратегии электоральной политики, направленной на создание эффективных механизмов правового регулирования избирательных отношений.

Мельников, В.Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом, правовом государстве / В.Ю. Мельников // Культура: управление, экономика, право. – 2012. – № 3. – С. 11-17.

Осипов, М.Ю. Правовая культура и механизм ее формирования / М.Ю. Осипов // Журнал российского права. – 2012. – № 1. – С. 75-81.

В статье анализируются понятие, структура и функции правовой культуры, а также механизм ее формирования.

Саитова, Н.Н. Динамика современной политической рекламы в России на материале президентских выборов в 2012 году / Н.Н. Саитова // Пробелы в российском законодательстве. – 2013. – № 2. – С. 266-272.

Синцов, Г.В. Особенности деятельности Корпуса наблюдателей «За чистые выборы» в регионах России / Г.В. Синцов // Юридический мир. – 2013. – № 8. – С. 62-65.

Скокова, Ю.А. Трансформация практики гражданского наблюдения на выборах в России / Ю.А. Скокова // Гражданское общество в России и за рубежом. – 2013. – № 2. – С. 15-20.

Турищева, Н.Ю. Политическая партия как субъект избирательного процесса регионального уровня / Н.Ю. Турищева // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 5. – С. 37-40.

Статья посвящена анализу полномочий политической партии на выборах депутатов законодательного органа государственной власти регионального уровня. Автор приходит к выводу об ограничении прав партии по отзыву кандидатов и списка кандидатов в том случае, если в качестве избирательного объединения выступает региональное отделение партии.

Ушаков, С.Н. Правовая культура избирателей в муниципалитетах и программно-целевые технологии ее освоения / С.Н. Ушаков // Вестник Владимирского юридического института. – 2013. – № 1 (26). – С. 135-137.

Худолей, Д.М. Субъекты избирательного процесса / Д.М. Худолей // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. – 2014. – № 4. – С. 61-71.

Шмыгановский, А.В. Конституционно-правовая ответственность за нарушение права на политическую конкуренцию / А.В. Шмыгановский // Закон и право. – 2015. – № 4. – С. 45-47.

В статье раскрывается содержание понятия «политическая конкуренция».

Якушева, И.П. Формирование правового сознания российской молодежи как фактор совершенствования правопорядка / И.П. Якушева // Культура: управление, экономика, право. – 2012. – № 3. – С. 18-26.

IV. Права избирателей

Аглеева, Л.Т. Право избирателей на правильный подсчет голосов на выборах: понятие и возможность судебной защиты / Л.Т. Аглеева // Российский юридический журнал. – 2014. – № 5. – С. 143-148.

Аничкин, И.М. Особенности административно-правовой ответственности за нарушение избирательных прав / И.М. Аничкин // Современное право. – 2013. – № 9. – С. 34-37.

Арановский, К.В. Еще раз об активном избирательном праве российских граждан, не имеющих регистрации по месту жительства / К.В. Арановский, С.Д. Князев // Сравнительное конституционное обозрение. – 2012. – № 5. – С. 155-164.

В статье анализируются сформулированные Конституционным Судом правовые позиции и их значение для соблюдения избирательных прав граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, на выборах в парламенты субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Бабанян, С.С. О некоторых особенностях определения подсудности дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ / С.С. Бабанян // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. – 2014. – № 2. – С. 20-22.

Берлявский, Л.Г. Нормы и институты избирательного права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации / Л.Г. Берлявский, Н.А. Тарабан // Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. – № 8. – С. 18-21.

Бычкова, Е.И. Совершенствование мер ответственности за преступления против избирательных прав граждан / Е.И. Бычкова // Современное право. – 2014. – № 5. – С. 109-112.

Бялкина, Т.М. Роль науки муниципального права в реализации прав граждан на местное самоуправление / Т.М. Бялкина // Омбудсмен. – 2012. – № 1. – С. 22-25.

В статье обсуждаются проблемы и направления развития реализации прав граждан на участие в местном самоуправлении через выборные процедуры.

Вискулова, В.В. Возмещение государству издержек, нанесенных кандидатами, избирательными объединениями государству при безальтернативности выборов, - гарантия избирательных прав граждан / В.В. Вискулова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – № 5. – С. 30-33.

В статье анализируется порядок возмещения финансовых затрат, понесенных избирательной комиссией, организующей выборы, при снятии кандидатами кандидатур либо отзыве кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями. Автор приводит противоположную судебную практику и предлагает меры по совершенствованию избирательного законодательства.

Вискулова, В.В. Гарантии избирательных прав граждан в свете общеметодологической проблемы правовых гарантий / В.В. Вискулова // Российский юридический журнал. – 2013. – № 2. – С. 101-111.

Анализируется соотношение фундаментальных понятий теории права и конституционного права - правовых гарантий и гарантий избирательных прав граждан. Отмечая многочисленность научных интерпретаций рассматриваемых категорий, автор исследует общетеоретический и отраслевой подходы к проблеме.

Вискулова, В.В. Гарантии избирательных прав граждан как нормативное понятие в исторической ретроспективе / В.В. Вискулова // История государства и права. – 2012. – № 19. – С. 24-27.

Право, не сводимое к совокупности законов, принимаемых государством, познается через юридические понятия. Правовой язык, состоящий из языка законодательства и языка правовой науки, весьма неоднороден, изменчив и зависит от этапов исторического развития. Это и показывает автор на примере нормативного понятия гарантий избирательных прав граждан.

Вискулова, В.В. Недействительность выборов как следствие преступлений против избирательного права / В.В. Вискулова // Журнал российского права. – 2013. – № 5. – С. 57-68.

Обращаясь к нормативной основе института недействительности выборов и правоприменительной практике в исторической ретроспективе, автор предлагает пути модернизации этого института.

Вискулова, В.В. О некоторых вопросах теории гарантий избирательных прав граждан / В.В. Вискулова // Актуальные проблемы российского права. – 2013. – № 4. – С. 411-423.

В статье приводится характеристика структуры научного знания в свете идеи гарантирования избирательных прав граждан. Поскольку наиболее развитыми формами организации научного знания являются научные теории, автор акцентирует внимание на данных сущностных образованиях в системе науки.

Горяный, С.В. К вопросу о понимании содержания понятия «избирательные права» / С.В. Горяный // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – № 5. – С. 27-30.

Джагарян, А. Право граждан на обжалование итогов выборов - необходимая мера защиты и (или) вызов демократии. Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2013 года № 8-П / А. Джагарян, Н. Джагарян // Сравнительное конституционное обозрение. – 2013. – № 5. – С. 113-130.

Дорофеева, А.М. Отзыв как форма непосредственной муниципальной демократии в России: вчера, сегодня, завтра / А.М. Дорофеева // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 6. – С. 69-72.

Рассмотренные в статье исторические аспекты становления института отзыва депутата, выборного должностного лица позволили автору оценить преимущества и недостатки современного порядка применения данного института на муниципальном уровне.

Костаница, А.А. Опыт развития административного законодательства об ответственности за нарушение избирательных прав / А.А. Костаница // Закон и право. – 2015. – № 4. – С. 128-130.

В статье на основе ретроспективного анализа избирательного, уголовного и административного законодательства Российской империи, СССР и РФ показано эволюционное, определяемое логикой развития политической и избирательной систем, развитие административного законодательства об ответственности за нарушение избирательных прав, сделан вывод о необходимости выделения указанной проблематики в отдельную главу КоАП РФ.

Кукушкин, М.И. Проблемы реализации избирательных прав граждан Российской Федерации / М.И. Кукушкин // Российский юридический журнал. – 2012. – № 4. – С. 144-147.

Макарцев, А.А. Подписной лист как средство реализации пассивного избирательного права: проблемы формы и содержания / А.А. Макарцев // Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. – № 1. – С. 26-30.

Статья посвящена анализу судебной практики по делам, связанным с проверкой подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов. Автор делает вывод, что несоблюдение формы подписного листа, в той части, которая не противоречит его основной цели, не является основанием для отказа в регистрации. При этом особое внимание должно уделяться соблюдению правил заполнения информации об избирателях и лицах, осуществляющих сбор подписей. В статье делаются предложения по совершенствованию российского законодательства.

Макарцев, А.А. Принцип пропорциональности в судебных решениях по избирательным спорам как адекватная форма защиты активного и пассивного избирательного права / А.А. Макарцев // Актуальные проблемы российского права. – 2014. – № 6. – С. 1077-1083.

В статье на основе анализа решений Европейского суда по правам человека и российских судебных органов рассматривается процесс применения при разрешении избирательных споров принципа пропорциональности, который можно рассматривать в качестве одного из правовых средств, позволяющих гарантировать реализацию публичного интереса в условиях демократического государства, отразить в процессе правоприменения баланс интересов различных его участников. Использование принципа пропорциональности позволяет понять логику правоприменителя, которая находит отражение в принятом им решении. В ходе исследования соотносятся позиции Европейского суда по правам человека с решениями Конституционного Суда Российской Федерации, проводится анализ решений иных судебных органов Российской Федерации, при принятии которых, по мнению автора, нашел реализацию принцип пропорциональности. Автором предлагается закрепить в нормативных правовых актах, регулирующих избирательные правоотношения, цели их принятия.

Невинскии, В.В. Конституционное право граждан на судебное обжалование решения избирательной комиссии об итогах голосования на выборах / В.В. Невинскии // Российская юстиция. – 2013. – № 11. – С. 2-4.

Нудненко, Л.А. Принцип добровольности реализации пассивного избирательного права в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации / Л.А. Нудненко // Российское правосудие. – 2013. – № 12 (92). – С. 31-37.

Оленников, С.М. Ограничение избирательных прав граждан в связи с осуществлением экстремистской деятельности / С.М. Оленников // Адвокат. – 2013. – № 3. – С. 50-56.

Статья С.М. Оленникова посвящена исследованию проблем ограничения пассивного избирательного права, существующих сегодня в России. Особое внимание уделено ограничению политических прав и свобод граждан в связи с осуществлением экстремистской деятельности. На основе анализа применения ограничений пассивного избирательного права автором обнаружены недостатки текущего избирательного законодательства.

Пономарев, А.А. К вопросу о позиции Русской православной церкви в современной общественной дискуссии о защите избирательных прав граждан Российской Федерации / А.А. Пономарев // Право и государство: теория и практика. – 2014. – № 2 (110). – С. 27-31.

Сабаева, С.В. Гарантии избирательных прав граждан России по законодательству субъектов Российской Федерации: миф или реальность? / С.В. Сабаева // Омбудсмен. – 2012. – № 2. – С. 16-21.

В статье рассмотрены вопросы соотношения федерального и регионального законодательства при регулировании выборов, проводимых на территории субъектов Российской Федерации, с позиции соблюдения конституционных гарантий избирательных прав граждан России.

Соболева, А.К. Толкование права на судебную защиту в контексте избирательного законодательства: последнее слово за Конституционным Судом / А.К. Соболева // Актуальные проблемы российского права. – 2013. – № 7. – С. 791-796.

Тарабан, Н.А. К вопросу об административной ответственности за нарушение избирательного законодательства / Н.А. Тарабан // Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. – № 1. – С. 30-35.

Тоточенко, Д.А. О влиянии регистрации по месту жительства на возможность участия граждан в региональных и муниципальных выборах / Д.А. Тоточенко // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 10. – С. 46-49.

В статье исследуется влияние регистрации по месту жительства на возможность участия граждан в региональных и муниципальных выборах. Предлагается перечень документов, подтверждающих факт проживания гражданина на территории избирательного участка и предоставляющих право на участие в выборах при отсутствии регистрации по месту жительства.

Черепанов, В.А. К вопросу об умалении избирательных прав граждан / В.А. Черепанов // Российский юридический журнал. – 2012. – № 1. – С. 68-73.

Чернышёв, А.А. К вопросу о понятии конституционно-правового обеспечения реализации избирательных прав отдельных категорий избирателей / А.А. Чернышёв // Закон и право. – 2014. – № 1. – С. 33-34.

V. Избирательные комиссии

Андреев, В.И. Порядок формирования как один из важнейших элементов правового статуса избирательных комиссий муниципальных образований / В.И. Андреев // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 4. – С. 55-58.

Автором анализируется проблема умаления избирательных прав граждан, рассматриваются случаи умаления названных прав, а также принципы их допустимого ограничения.

Артемова, О.Е. Нормотворческие полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации / О.Е. Артемова // Российская юстиция. – 2015. – № 3. – С. 41-45.

Байдина, О.Ю. Взаимодействие прокуратуры и избирательных комиссий / О.Ю. Байдина // Законность. – 2015. – № 2. – С. 16-19.

Кузнецова, Е.С. К вопросу о понятии избирательной комиссии, организующей выборы / Е.С. Кузнецова // Закон и право. – 2014. – № 9. – С. 56-60.

Макарцев, А.А. Избирательная комиссия муниципального образования: к проблеме правового статуса / А.А. Макарцев // Российская юстиция. – 2014. – № 8. – С. 9-13.

В статье рассматриваются элементы правового статуса избирательных комиссий муниципальных образований в Российской Федерации. Важное значение для определения места избирательных комиссий в системе органов публичной власти, по мнению автора, имеют порядок их формирования и полномочия. Создание системы постоянно действующих избирательных комиссий актуализирует проблему реализации функции контроля вышестоящего органа за нижестоящим, использование в этой сфере форм и методов государственного управления.

Матейкович, М.С. Избирательные комиссии муниципальных образований в системе избирательных комиссий / М.С. Матейкович, В.Н. Сучилин // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 10. – С. 36-40.

В статье указывается на формальный характер российской системы избирательных комиссий. Авторы считают, что избирательные комиссии муниципальных образований должны создаваться в обязательном порядке, а возложение их полномочий на территориальные комиссии нарушает конституционные гарантии местного самоуправления в России.

Попова, А.Е. Независимость избирательных комиссий муниципальных образований как основополагающий принцип организации их деятельности / А.Е. Попова // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 10. – С. 73-76.

Принцип независимости избирательных комиссий муниципальных образований является важной гарантией их деятельности по обеспечению законности и качества избирательного процесса в Российской Федерации. В статье рассмотрены основополагающие правовые гарантии реализации принципа независимости, а также выявлены их недостатки. В качестве основы для возможных изменений автор предлагает совершенствовать правовой статус избирательных комиссий и порядок косвенного финансирования их деятельности.

Пылин, В.В. Демократизация избирательных комиссий как один из важных факторов повышения доверия граждан к избирательной системе России / В.В. Пылин // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2012. – № 2. – С. 27-30.

Сабаева, С.В. Правовые основы реализации принципа коллегиальности в деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации / С.В. Сабаева // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 11. – С. 51-56.

В статье рассмотрены правовые основы реализации в деятельности ЦИК России принципа коллегиальности, отличающие его от коллективной формы принятия решений. Предлагаются направления совершенствования законодательства, цель которых - закрепление механизма реализации этого принципа, реальное содержание отличительных признаков коллегиальности.

Шугрина, Е.С. Некоторые организационно-правовые проблемы в работе избирательных комиссий в Российской Федерации / Е.С. Шугрина // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 1. – С. 44-48.

В статье рассматриваются понятие, система и значение избирательных комиссий. Значительное внимание уделено исследованию функций избирательных комиссий. Констатируется, что традиционно к основным функциям избирательных комиссий относятся обязанность по назначению выборов, если уполномоченный на то орган или должностное лицо по каким-либо причинам этого не сделали самостоятельно и в срок; нарезка избирательных округов, формирование нижестоящих избирательных комиссий, составление списков избирателей, регистрация кандидатов, информирование избирателей, изготовление бюллетеней, определение итогов голосования и контроль за соблюдением избирательных прав граждан. Вместе с тем в статье рассматриваются иные функции избирательных комиссий, такие, как правотворческая функция избирательных комиссий; деятельность избирательных комиссий по рассмотрению обращений, образовательная и просветительская деятельность избирательных комиссий.

VI. Агитация

Зелинский, Я.В. Административно-правовые вопросы агитации за кандидатов в депутаты представительных органов власти в Российской Федерации / Я.В. Зелинский // Административное право и процесс. – 2012. – № 12. – С. 47-52.

В данной статье указываются основные направления и виды агитации, не запрещенные законодательством РФ, а также стадии прохождения кандидата с момента выдвижения до дня голосования, его правовые возможности по изготовлению, размещению и распространению агитационного материала. Также указано, в какие сроки и по каким критериям могут предоставляться как платное, так и бесплатное эфирное время и печатные площади в периодических печатных изданиях.

Карягина, А.В. Политическая реклама как сценарий социально-политического развития государственной и местной власти в РФ / А.В. Карягина // Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. – № 8. – С. 6-9.

Статья посвящена анализу особенностей политической рекламы, отличающих ее от других видов рекламы. Она способна достоверно отражать политическую программу, т.е. сценарий социально-политического развития государства и региона, и становится инструментом воздействия на общественное сознание как со стороны тех, кто уже находится у власти и стремится сохранить ее, так и тех лидеров и политических сил, которые готовы вести борьбу за нее.

Коваль, Д.В. Нарушение законодательства об интеллектуальной собственности в период предвыборной агитации как конституционно-правовой деликт: к вопросу об основаниях ответственности / Д.В. Коваль // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 7. – С. 58-62.

В настоящее время в научной литературе большое внимание уделяется вопросам, посвященным конституционно-правовой ответственности в целом и конституционно-правовой ответственности в области избирательных правоотношений. В данной статье рассматривается фактическое основание применения конституционно-правовых мер ответственности за нарушение законодательства об интеллектуальной собственности в период предвыборной агитации.

Попова, О.О. Роль субъектов избирательной агитационной деятельности в государственном устройстве и формировании гражданского общества в Российской Федерации / О.О. Попова // Административное право и процесс. – 2012. – № 8. – С. 58-62.

В рамках статьи проведен анализ степени участия субъектов политической агитации в процессах формирования российской государственности и институтов гражданского общества.

VII. Информационные технологии

в избирательном процессе

Матренина, К.Ю. Применение комплексов для электронного голосования: достоинства и риски / К.Ю. Матренина // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 2. – С. 49-51.

В данной статье проанализировано применение одного из средств электронного голосования в России - комплекса для электронного голосования. В статье рассматриваются достоинства комплексов для электронного голосования. Рассмотрены существующие риски, связанные с применением КЭГ на выборах. Автором предложены рекомендации по устранению некоторых рисков.

Мошкина (Погодина), Н.А. Роль информационных технологий в вопросах привлечения молодежи к участию в избирательном процессе / Н.А. Мошкина (Погодина) // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – № 1. – С. 26-29.

В статье рассматривается возможность привлечения молодого поколения к участию в выборах с использованием современных информационных технологий. В частности, обосновывается мнение о необходимости использования сети Интернет не только в целях информационного просвещения в ходе предвыборной кампании, но и как способ проведения выборов с использованием интернет-голосования.

Овчинников, В.А. Многомерность и многоаспектность электронного голосования в системе электронной демократии в контексте обеспечения целостного правового регулирования в области электронной демократии в России / В.А. Овчинников, Я.В. Антонов // Юридический мир. – 2014. – № 9. – С. 42-46.

Овчинников, В.А. Некоторые аспекты обеспечения конституционного соответствия электронного голосования как части электронной демократии / В.А. Овчинников, Я.В. Антонов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 1. – С. 40-44.

В данной статье рассматриваются правовые проблемы обеспечения конституционности электронного голосования, приводятся возможные варианты их разрешения. Особое внимание уделяется осмыслению электронного голосования в контексте электронной демократии.

Овчинников, В.А. Некоторые аспекты обеспечения требования конституционности электронного голосования / В.А. Овчинников, Я.В. Антонов // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 10. – С. 45-47.

Овчинников, В.А. Основы обеспечения безопасности информации в рамках систем электронного голосования / В.А. Овчинников, Я.В. Антонов // Российская юстиция. – 2013. – № 3. – С. 46-48.

Овчинников, В.А. Правовые истоки электронного голосования в системе электронной демократии / В.А. Овчинников, Я.В. Антонов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 7. – С. 40-45.

В данной статье рассматриваются основные концептуальные идеи в истории правовой мысли, заложившие основу электронной демократии. Исследованы основные тенденции и причины перехода от прямой демократии к представительной, а также дальнейшее развитие основ совещательной демократии на базе новых информационно-коммуникационных технологий.

Овчинников, В.А. Правовые критерии конституционности электронного голосования в контексте электронной демократии / Овчинников В.А., Антонов Я.В. // Российская юстиция. – 2013. – № 9. – С. 31-34.

Овчинников, В.А. Правовые основы конституционности электронного голосования в системе электронной демократии / В.А. Овчинников, Я.В. Антонов // Российская юстиция. – 2014. – № 6. – С. 51-53.

Овчинников, В.А. Юридическая ответственность в системах «традиционного» и «электронного» голосования / Овчинников В.А., Антонов Я.В. // Российская юстиция. – 2013. – № 6. – С. 57-59.

В данной статье исследуются вопросы юридической ответственности за правонарушения в сфере избирательного процесса в системах «традиционного» и «электронного» голосования. Уделяется внимание определению, признакам и основанию конструкции юридической ответственности в современном праве. Излагаются проблемы и перспективы правового регулирования юридической ответственности в системе электронного голосования.

Чеботарев, В.Е. Использование электронных средств голосования при проведении избирательных кампаний: опыт зарубежных стран и России / В.Е. Чеботарев, Е.И. Коновалова // Юридический мир. – 2012. – № 8. – С. 44-47.

В статье анализируется общее и различное в подходах различных стран и России к внедрению информационно-коммуникационных технологий в избирательный процесс. Отмечаются положительные стороны и недостатки опыта использования в выборах электронных средств голосования.

VIII. Зарубежный и международный опыт проведения избирательных кампаний

Берлявский, Л.Г. Зарубежное избирательное право: обзор исследований / Л.Г. Берлявский // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – № 2. – С. 38-41.

Берлявский, Л.Г. Избирательное право как институт конституционного права Соединенных Штатов Америки / Л.Г. Берлявский // Российская юстиция. – 2012. – № 4. – С. 23-26.

В статье рассматриваются особенности избирательного права как инструмента американской демократии. Актуальность изучения данной темы определяется впечатляющим объемом органов публичной власти и должностных лиц, замещаемых посредством выборов. В США накоплен значительный опыт двухсотлетнего непрерывного и достаточно эффективного правового регулирования избирательной системы, который вполне может быть востребован как в Российской Федерации, так и в других странах СНГ и Восточной Европы.

Величинская, Ю.Н. Международные избирательные стандарты как ориентир для совершенствования основ построения и функционирования системы избирательных комиссий в Российской Федерации / Ю.Н. Величинская // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 1. – С. 67-72.

Статья посвящена проблемам политико-правового положения избирательных комиссий в Российской Федерации. В целях повышения степени легитимности избирательного процесса автор видит необходимость совершенствования их конституционно-правового статуса. В качестве основы для возможных изменений автор предлагает использовать международные избирательные стандарты.

Дольникова, Л.А. Сравнительный анализ способов регистрации избирателей и альтернативных форм голосования в Российской Федерации и зарубежных странах / Л.А. Дольникова, А.Е. Попова // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 2. – С. 45-48.

Статья посвящена сравнительно-правовому анализу ряда гарантий правового статуса избирателей в России и зарубежных странах. Рассмотрены сходства и особенности способов регистрации избирателей и альтернативных форм голосования, выявлены их недостатки и предложены меры по совершенствованию действующего избирательного законодательства Российской Федерации.

Залесны, Я. Финансирование парламентской избирательной кампании в Польше / Я. Залесны // Сравнительное конституционное обозрение. – 2013. – № 1 (92). – С. 118-135.

Круглов, В.А. Избирательное право как самостоятельная отрасль права Республики Беларусь / В.А. Круглов // Юридический мир. – 2012. – № 5. – С. 51-53.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с выделением в самостоятельную отрасль права совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся при подготовке и проведении выборов в Республике Беларусь. Предмет исследования является актуальным. Выводы, изложенные автором, могут быть использованы в научной деятельности.

Никонова, Н.А. Участие в выборах и электоральное поведение граждан латиноамериканских государств в условиях демократического транзита / Н.А. Никонова, А.В. Шемелин // Международное публичное и частное право. – 2013. – № 2. – С. 46-48.

В статье рассматриваются основные аспекты электорального поведения граждан латиноамериканских государств в контексте демократического транзита, а также проводится анализ факторов, влияющих на степень участия в выборах и электоральные предпочтения граждан. Особое внимание уделяется причинам растущей поддержки избирателями кандидатов левого толка.

Свешникова, Ю. Политико-правовой контекст Президентских выборов 2013 года в Иране / Ю. Свешникова // Сравнительное конституционное обозрение. – 2014. – № 2 (99). – С. 17-28.

Сербин, М.В. К вопросу о необходимости главы конституции Российской Федерации «избирательная система» в свете конституционной реформы Сербии / Сербин М.В. // Пробелы в российском законодательстве. – 2014. – № 5. – С. 15-18.

Стадник, О.Н. Международно-правовые договоры как источники избирательного права Украины / О.Н. Стадник // Закон и право. – 2013. – № 10. – С. 40-43.

Стародубцева, И.А. Конституционные ограничения пассивного избирательного права в России и зарубежных странах / И.А. Стародубцева // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 4. – С. 25-28.

Статья посвящена исследованию ограничений пассивного избирательного права в Конституциях России и зарубежных стран (Италии, Индонезии, Королевства Камбоджа, Сингапура, Франции, ФРГ, Японии и др.). Автором предлагается классификация ограничений на общие и специальные, отмечаются их особенности в разных странах.

Шульга-Морская, Т.В. Электронное голосование: опыт и перспективы Швейцарии и России / Т.В. Шульга-Морская // Адвокат. – 2013. – № 3. – С. 57-72.



ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотированный библиографический список

Составитель: И. В. Щеголева

Отв. за вып.: В. В. Гончарова

Редактор: С. О. Малевинский

Краснодарская краевая универсальная научная

библиотека им. А.С. Пушкина

350063, г. Краснодар, ул. Красная, 8

Подписано в печать 28.05.2015 Печать ризограф.

Формат 60x84. Уч.-изд. 3 л.

Тираж 60 экз.

Отпечатано с оригинал-макета,

подготовленного электронным способом



[1] http://www.rcoit.ru/forvoters/electorate/