Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Цезарь Антонович Кюи - человек разносторонних талантов, оставивший заметный след и в музыке, и в военной фортификации, и в общественной жизни России конца XIX - начала ХХ веков. Инженер-генерал, специалист в области фортификации, замечательный русский композитор и музыкальный критик, он был на редкость многогранной личностью и оставил после себя богатое научное и музыкальное наследие.

Кюи Ц.А..jpgКюи Ц.А. родился 18 января 1835 г. в городе Вильне. Его отец, Антон Леонардович Кюи, был солдатом наполеоновской армии. После тяжелого ранения он не вернулся на родину во Францию и остался в России. Поселился в Вильне, женился на Юлии Гуцевич и стал преподавать французский язык в местной гимназии. Рожденный в их браке сын Цезарь с раннего детства стал проявлять интерес к музыке. Пятилетним ребенком мальчик уже воспроизводил на фортепиано мелодию услышанного им военного марша. Первые уроки игры на фортепиано Кюи получил дома у отца и старшей сестры. Затем старательно занимался с частными педагогами. Уже в 14 лет Цезарь сочинил свою первую музыкальную пьесу – мазурку на смерть учителя. Сочинение музыки его увлекло, за мазуркой последовали наивно-подражательные ноктюрны, романсы, увертюры. Нотные записи его сочинений показали композитору Станиславу Монюшко, жившему в то время в Вильно. Талантливый польский композитор оценил дарование молодого коллеги и стал бесплатно с ним заниматься. Кюи проучился у него чуть более полугода, но эти уроки он вспоминал всю жизнь.

К сожалению, занятия музыкой пришлось прервать, наступило время определяться с будущей профессией. В 1851 году Цезарь по совету отца поступил в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге. В годы учебы на серьезное занятие музыкой времени не оставалось. Но столица с ее богатыми культурными традициями, несомненно, много дала будущему композитору. Именно в Петербурге Кюи познакомился с Балакиревым и с другими членами «Могучей кучки».

В отделе библиотеки.jpgВоенно-инженерное дело юноша постигал старательно. По окончании в 1855 г. училища молодой офицер поступил в Николаевскую Военно-инженерную академию. В 1857 году, как один из лучших выпускников, был произведен в поручики и оставлен в академии репетитором по топографии, а уже через два года стал преподавателем фортификации, которой и посвятил всю свою последующую военную жизнь.

Человек огромной работоспособности, Кюи на все находил время. Педагогическую деятельность он сочетал с серьезным занятием музыкой. По его словам, большое влияние на него как на композитора оказала дружба с М.А. Балакиревым, который не только стал его наставником, но и ввел в среду профессиональных музыкантов, многие из которых, как и Кюи, были людьми военными. Его близкими друзьями и коллегами по композиторскому труду стали Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Даргомыжский.

В 1858 г. женился на ученице Даргомыжского, певице М.Р. Бамберг. Ей он посвятил оркестровое скерцо для фортепиано в 4 руки. Исполнение этого скерцо 14 декабря 1859 года в симфоническом концерте Императорского русского музыкального общества стало первым публичным выступлением Кюи как композитора. С этого времени его произведения стали исполняться не только в России, но и за рубежом.

Кюи написал оперы «Кавказский пленник», «Сын мандарина», «Вильям Ратклиф», «Анджело», «Сарацин», «Пир во время чумы», «"Капитанская дочка». Всего Кюи написал 14 опер, из них четыре для детей: «Снежный бгатырь», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Иванушка-дурачок». Стоит отметить, что шумного успеха его оперы не имели, хотя многие из них исполнялись на ведущих российских оперных подмостках. Лучшими из созданных им опер считаются «Вильям Ратклиф» и «Анджело», которые неоднократно ставились на сцене Мариинского и Большого театров. Согласно предсмертной воле Даргомыжского, Кюи написал конец 1-й сцены в «Каменном госте», а после смерти Мусоргского дописал оперу «Сорочинская ярмарка».

Музыковеды считают, что наиболее полно как композитор Кюи раскрылся в небольших камерных произведениях, прежде всего в романсах, которых он создал более четырехсот. Его романсы отличаются искренностью, лиричностью, неподдельной глубиной чувств. И сегодня можно услышать в исполнении лучших российских вокалистов его романсы, написанные на прекрасные стихи Пушкина, Лермонтова, Майкова, Мицкевича и Некрасова. Для вокального исполнения им было создано около 70 хоров и 2 кантаты. Много интересных произведений Кюи написал в области инструментальной музыки – это сюиты, скерцо, тарантелла, 3 струнных квартета, 25 фортепианных прелюдий, много пьес для скрипки и для виолончели.

Современники хорошо знали Цезаря Кюи и как музыкального критика. Он долгие годы был постоянным сотрудником «Санкт-Петербургских ведомостей», где освещал музыкальную жизнь России. Его статьи и рецензии печатались в таких изданиях, как «Музыкальное обозрение», «Артист», «Неделя», «Новости» и многих других отечественных и иностранных газетах и журналах. В Париже вышла его книга «Музыка в России», внесшая свой вклад в распространение русской музыки в Европе. Естественно, что в своих статьях он отражал музыкальные взгляды и идейную платформу балакиревского кружка - знаменитой «Могучей кучки», членом которой он долгие годы являлся.

Активная композиторская деятельность не мешала Кюи успешно продвигаться по служебной лестнице. Он стал заслуженным профессором, признанным авторитетом в фортификации, по его учебникам учились многие поколения российских офицеров. Его труды и статьи по фортификации переводили за границей, а известные зарубежные фортификаторы состояли с ним в переписке, обсуждая новинки военно-инженерного дела.

С началом Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Кюи по просьбе генерала Скобелева выезжал в действующую армию, участвовал в фортификационном укреплении русских позиций. При назначении в 1880 г. командующим Ахалтекинской военной экспедицией генерал Скобелев неоднократно советовался с Кюи по вопросам инженерного обеспечения боев в пустыне и организации коммуникационных линий. После успешного завершения операции он писал Кюи: «Я не забыл давнопрошедшее, когда был плохим Вашим учеником, не забыл позиций под Константинополем, наконец, главное, не забыл тех ценных советов, которыми в значительной степени достигнуты наши последние успехи под Геок-Тепе». Признанием заслуг Кюи в военной сфере явилось производство его в чин инженер-генерала (соответствует генерал-полковнику) и приглашение для чтения лекций по фортификации наследнику престола (будущему императору Николаю II) и великим князьям.

Во всех сферах своей деятельности Цезарь Кюи стал признанным авторитетом, его избрали своим членом многие российские и иностранные музыкальные общества и научные академии. Даже после революции 1917 г. он продолжал оставаться профессором трех военных академий. Правда, служба при новой власти для него продолжалась совсем недолго.

26 марта 1918 г. Цезарь Антонович Кюи ушел из жизни. Его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (современный Некрополь мастеров искусств).

При знакомстве с личностью и творчеством композитора Ц.А. Кюи у исследователей и библиографов невольно возникает вопрос: «То ли он талантлив от Бога, и имя, определяет всю его жизнь, то ли талантливые предки одарили будущего композитора особыми качествами, которые открыли звезду на композиторском небосклоне в России». О нем написаны десятки монографий, в том числе на европейских языках.

В музыкальном отделе нашей библиотеки читатели могут познакомиться с книгами о Ц. Кюи, сборниками романсов и послушать ауди озапси его произведений:

В раритетной книге Кюи Ц.А. «Избранные письма» (Москва, 1950), составителем и автором вступительной статьи и примечаний которого является известный музыковед И. Л. Гусин, публикуются избранные письма композитора. Письма, собранные в данном издании в своей большей части не имеют ответных, так как обычно Кюи уничтожал получаемую корреспонденцию. Он был противником обнародования личной переписки, считая, что она освящает частную жизнь художественного деятеля и интересы узкого круга лиц. Сохранились лишь немногие письма, частности те, которые Кюи передал В.В. Стасову, Н.Ф. Финдейзену, А.М. Керзину, С.М. Ляпунову в качестве их работ по истории русской музыки.

Монография Назарова А.Ф. «Цезарь Антонович Кюи» (Москва, 1989) рассказывает о Кюи как о выдающемся композиторе, участнике балакиревского кружка, виднейшем музыкальном критике, активном пропагандисте идей и творчества «Могучей кучки», крупном ученом в области фортификации, одном из основоположников русской фортификационной школы и о весомом вкладе, который Ц. А. Кюи внес в развитие отечественной музыкальной культуры и военной науки.

Музыкально-критической деятельности Ц.А. Кюи посвящен биографический очерк Стасова В.В. «Цезарь Антонович Кюи» (Москва, 1954). В настоящее издание включены ряд специальных статей и заметок, в которых отражено подтверждение неусыпного, страстного интереса В.В. Стасова отдельным к творчеству Кюи.

Список нот:

Кюи Ц.А. Арии и сцены из опер: для гоглоса в сопровождении фортепиано [Ноты]. - Москва, 1983 – (Инв. № 44554 – НОТ);

Кюи Ц.А. Царкосельская статуя: для среднего в сопровождении фортепиано на слова А.С. Пушкина [Ноты]. - Москва, 1988. – (Инв. № 53600 –НОТ);

Кюи Ц. 25 прелюдий: соч. 64 [Ноты] / исполн. Д. Бигель, фортепиано. - Германия, 2002. – (Инв. № 10347 – НОТ);

Кюи, Ц. А. Избранные хоры без сопровождения: партитура / сост. Б. А. Селиванов . - Москва, 1976. – (Инв. № 28404 – НОТ);

Кюи Ц. А. Пир во время чумы: драматические сцены А. С. Пушкина: клавир – Санкт-Петербург, 2002. – (Инв. 63838 – НОТ);

Кюи Ц. А. Пьесы: для фортепиано [Ноты] - Москва, 1975. – (Инв. № 32480 – НОТ);

Кюи Ц. Избранные пьесы для скрипки и фортепиано [Ноты]. - Москва, 2004. – (Инв. № 5337 – НОТ; 63349 – НОТ);

Кюи Ц. Избранные пьесы для скрипки и фортепиано [Ноты]. – Москва, 2004. - (Инв. № 63233 – НОТ);

Кюи Ц. Избранные пьесы для фортепиано [Ноты] / сост. и ред. Л. Просыпалова. – Москва, 1985. – (Инв. № 47495 – НОТ);

Кюи Ц. Майский день: песни и хора для детей в сопровождении фортепиано [Ноты] / сост. В. Логинов. – Москва, 1978. – (Инв. № 39943 – НОТ);

Кюи Ц. Сюита для фортепиано : соч. 21 [Ноты]. - Москва, 2005. – (Инв. - 64822 – НОТ);

Кюи Ц.А. Хоры без сопровождения [Ноты]: / сост. Н. Скобликова. - Москва, 1983. – (Инв. № 44137 – НОТ).

Информацию подготовила гл. библиотекарь отдела НОТ Иллич А.И.



Ждём Вас!

ежедневно, кроме пятницы

с 9.30 до 19.00 часов.

Тел. (861) 268-09-33



Дополнительные услуги:

- Копирование информации на компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере.

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов сотрудником библиотеки (30 строк на листе, 60 знаков в строке), внесение поправок в набранные тексты.