Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

ОБЪЕДИНЕНИЕ ВЫСШИХ СУДОВ: ОЖИДАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ

В 2013 г. страна отметила знаменательное событие – двадцатилетие принятия Конституции Российской Федерации. Символично, что именно в юбилейный год представители власти в очередной раз предложили внести в основной документ страны изменения, которые теперь связаны с перестройкой судебной системы и ее деятельности. Выступая в июне 2013 г. на Петербургском экономическом форуме, Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о необходимости объединения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, что возможно сделать лишь путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. В настоящее время соответствующий законодательный акт уже вступил в силу.

Верховный Суд Российской Федерации стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Положения о подсудности дел Верховному Суду Российской Федерации исключены из ст. 27 ГПК РФ. Вместо них приводится ссылка на Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде РФ», содержащий соответствующие нормы.

Из Конституции Российской Федерации исключено упоминание о Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Аналогичные изменения внесены в другие нормативные правовые акты. Также из Конституции РФ исключено упоминание об арбитражных судах. Кроме того, в ст. 71 Конституции РФ вместо гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства теперь идет речь только о процессуальном законодательстве.

Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных ВАС РФ, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, состоящая из 30 судей. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ стала второй кассационной инстанцией, в которой пересматриваются определенные судебные акты. Кассационная жалоба предварительно изучается единолично судьей ВС РФ, после чего может быть передана (или не передана) в указанную коллегию.

Кроме того, акты Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ обжалуются в Президиум ВС РФ. Надзорная жалоба, как и кассационная, предварительно изучается судьей ВС РФ и лишь после этого может быть направлена для рассмотрения в Президиум ВС РФ.

Все дела об оспаривании нормативных правовых актов отнесены к ведению ВС РФ и судов общей юрисдикции. Соответствующие изменения внесены в Арбитражный процессуальный кодекс РФ и ряд иных федеральных законов.

Разъяснения по вопросам судебной практики теперь дает ВС РФ. Согласно абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 № 186-ФЗ) в мотивировочной части решения арбитражного суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума и Президиума ВС РФ, а также на сохранившие силу постановления Пленума и Президиума ВАС РФ.

Согласно Федеральному конституционному закону от 04.06.2014 № 8-ФКЗ, постановления Пленума ВАС РФ сохраняют силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ.

В своей работе «Оптимизация судебной системы России путем слияния Верховного и Высшего Арбитражного судов» (Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 1. С. 17-20) Тамара Владимировна Цатурян рассматривает проблему объединения высших судебных инстанций в контексте законодательной инициативы президента РФ. Объединение высших судебных инстанций рассматривается как политико-правовой акт обеспечения единства подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, что в свою очередь должно исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела и определить общие правила организации судопроизводства. В статье прогнозируются возможные коллизии и сложности, обусловленные процессом внесения конституционных поправок, а также обеспечением равных условий объединения.

Светило юридической науки доктор юридических наук, профессор, автор многочисленных публикаций Анатолий Павлович Фоков в своей статье «О юрисдикции нового Верховного Суда РФ: компетенция и полномочия» (Российский судья. 2014. № 3. С. 3-6) анализирует положения о поправках, внесенных в Конституцию Российской Федерации, изменения в Федеральном конституционном законе Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации» и иные законодательные акты, раскрывает содержание юрисдикции нового Верховного Суда Российской Федерации, его компетенцию и полномочия как высшего судебного органа страны по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел и по делам по разрешению экономических споров. Нужно отметить, что выпуск № 3 за 2014 год журнала «Российский судья» полностью посвящен реформе объединения высших судов, в нем опубликованы все изменения в законодательство Российской Федерации по данному вопросу.

В статье А.Г. Кузьмина «Создание единого Верховного Суда Российской Федерации: взгляд сквозь призму конституционализма» (Российская юстиция. 2014. № 8. С. 43-46) предлагается авторское видение процесса создания единого Верховного Суда РФ с позиции доктрины конституционализма. Обосновывается идея о том, что объединение двух высших инстанций должно рассматриваться в контексте действия и реализации принципа единства судебной системы сообразно достигнутого уровня конституционного развития, изменения представлений о роли судебной власти в обеспечении единства нормативной и фактической реализации Конституции Российской Федерации во всех сферах деятельности государства и общества.

Людмила Андреевна Яцечко в своей статье «Единая высшая судебная инстанция в Российской Федерации: последствия законодательных изменений» (Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 1. С. 5-7) рассматривает последствия реализации судебной реформы по созданию единой высшей судебной инстанции – Верховного Суда Российской Федерации, а также поднимает вопрос о необходимости соответствия действующей судебной системы требованиям общества.

В ПЦПИ Вам предложат полный библиографический список литературы, посвященной объединению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. Приглашаем Вас посетить нашу выставку. Материалы можно получить как в печатном, так и в электронном виде.

Информация подготовлена

главным библиографом ПЦПИ

Щеголевой И.В.

Ждем Вас по адресу:

360063, Краснодар, ул. Красная, 8,

ККУНБ им. А.С. Пушкина,

Публичный центр правовой информации.

Часы работы:

Понедельник – четверг

с 9-30 до 19-00.

Суббота – воскресенье

с 9-30 до 19-00.

Нерабочие дни: пятница, последний день месяца.

Тел. (861) 268-15-87.



Перечень дополнительных услуг

- поиск правовых актов в электронных базах данных;

- предоставление информации на дисплее для краткого ознакомления;

- выдача справки о месте и времени опубликования документа, а также об изменениях;

- перенос информации на бумажные, магнитные, оптические носители;

- поиск правовой и юридической литературы в электронном каталоге библиотеки;

- прием заказов по телефону на поиск заказываемого правового акта и справка о месте и времени его опубликования;

- подборка законодательства по запрашиваемой теме;

- индивидуальное обслуживание;

- выполнение всех видов справок: фактографических, библиографических, аннотированных, аналитических по правовым вопросам и смежным отраслям;

- предоставление правовой информации на CD- ROM.