Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Я русский в полнейшем смысле этого слова Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие. Д. Шостакович. Одно из первых мест среди композиторов, чьи произведения, по свидетельству неумолимой статистики, звучат наиболее часто во всем мире, стоит имя Петра Ильича Чайковского. Его монументальная фигура, композитора XIX в. патриота и гражданина, поднявшего русское музыкальное искусство на недосягаемую высоту, возвышается среди великих художников. В своем творчестве Чайковский создал музыкальный язык, органически связанный с народной стихией, музыкальной жизнью и бытом XIX в. Однако национальная ограниченность была чужда Чайковскому. Он считал, что ценность любой национальной культуры возрастает по мере ее доступности всем народам. И действительно, его музыка стала подлинно интернациональной, завоевав мировое признание.
Преподавателям, методистам детских музыкальных школ, школ искусств, музыкальных училищ и консерваторий отдел нотных изданий предлагает подборку книг, посвященную жизни и творчеству великого композитора:
Методическое пособие Айзенштайна С.А. «Детский альбом» П. И. Чайковского» (Москва, 2009) посвящено детальному методическому разбору всех пьес «Детского альбома» П. И.Чайковского. В нем также представлена история создания цикла в тесной взаимосвязи с биографией композитора, приведен текстологический анализ автографа прижизненных изданий и исполнительских интерпретаций А. Гольденвейзера, Я. Флиера и М. Плетнева.
В книге крупного советского музыковеда Альшванга А. «П.И. Чайковский» (Москва, 1959) детально обрисована личность выдающегося русского композитора, складывающаяся в 60-е годы XIX века в обстановке острого сопротивления самодержавию, небывалого роста оппозиционных сил и революционно-демократических движений, борьбы личности за права и достоинства человека, осознания высокого социального назначения искусства. Издание снабжено иллюстрациями.
Одна из лучших биографий П. Чайковского, написана Ниной Берберовой. -Берберова Н. «Чайковский» (Москва, 1997). Под беспристрастным пером автора образ композитора впервые предстал без привычного глянца, со всеми противоречиями жизни тайной и явной. Неслучайно книга признана лучшей биографией П.И. Чайковского. Впервые книга вышла в Париже в 1937 году. «История одинокой жизни» - так окрестила ее сама Берберова.
Произведение в жанре «разговоров» известного музыковеда и культуролога Волкова С. «Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным» (Москва, 2004). Русским читателям уже знакомы его «Диалоги с Иосифом Бродским» и «История культуры Санкт-Петербурга». В «Страстях по Чайковскому», впервые выходящих на русском языке, дан необычный портрет Чайковского сквозь призму восприятия великого хореографа Джорджа Баланчина. Одновременно книга является уникальным автопортретом самого Баланчина, раскрывающего читателю неповторимый сокровенный мир музыки.
Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. Глинки и Государственный дом-музей П.И. Чайковского в Клину издали книгу «Воспоминания о Чайковском» (Москва, 1979), О русском музыканте, простом, добром, душевном человеке рассказывается в этой книге. Среди мемуаристов, выступающих на страницах сборника, ближайшие друзья-сверстники Чайковского, его ученики, деятели театрального и музыкального мира. Издание дополнено материалами, неопубликованными или представляющими библиографическую редкость.
В книге известного советского музыковеда Красинской Л. «Оперная мелодика П.И. Чайковского» (Ленинград, 1977) рассматриваются проблемы соотношения слова и музыки на материале оперного творчества П.И. Чайковского. Автор применяет новые методы исследования музыкальной и речевой интонации, сравнивает принципы претворения поэтического текста в мелодике Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского.
В монографии Манди Саймон «Чайковский» (Челябинск, 2000) рассказывается о великом русском композиторе XIX в. П.И. Чайковском, который и сегодня является одним из самых известных музыкантов всех времен и народов. Созданные им оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонии и концерты по праву принадлежат к шедеврам мировой музыки. Соединив в своем творчестве западноевропейские музыкальные традиции с традициями своей родины, он создал неповторимый музыкальный язык, понятный как утонченному меломану, так и обычному слушателю. Его сочинения удостоились одобрения царя и императорского двора, а его слава как композитора и дирижера распространилась далеко за пределы России. Трагический уход Чайковского до сих пор окутан облаками тайн и дезинформации и продолжает давать пищу для всевозможных предположений. С уверенностью можно сказать только одно: смерть композитора в возрасте 53 лет стала огромной утратой и для России, и для остального мира, потерявшего одного из величайших музыкантов.
В сборнике «Чайковский П.И. – Н.Ф. фон Мекк. Переписка» (Челябинск, 2010) собрана переписка Чайковского и фон Мекк. Слова её любви остались рассредоточены по толстому тому писем, как мелкие цветочки для гербария, заложенные между страниц. Тринадцать лет их переписки, где одна сторона – любящая - высказывалась все реже и сдержаннее, а вторая - дающая себя любить - была разговорчивее и словоохотливее, дали миру удивительное наследие.
В монографии Моисеева Г.А. «Камерные ансамбли П.И. Чайковского» (Москва, 2009) представлена целостная картина камерно-ансамблевых сочинений П. И. Чайковского, включающая историю создания этих произведений, их место в контексте жанровых традиций, проблемы программности, подробный анализ.
Издание имеет нотное и справочно-библиографическое приложение, содержащее сведения о нотной библиотеке П. И. Чайковского и исполнительской судьбе его ансамблей. Ряд архивных материалов и первоисточников публикуется впервые.
Книга о П.И. Чайковском Никитина Б.С. «Чайковский. Старое и новое» (Москва, 2009) освещает некоторые новые исследования и взгляды на его жизнь и творчество. Автор привлекает биографические материалы, почерпнутые из зарубежных источников, из бесед с родственниками композитора, стремится дать портрет Чайковского-человека, описывая его окружение на фоне исторических и социальных событий культурной жизни России второй половины прошлого века.
Рассказы о музыке Пожидаева Г.А. «Чайковский в Риме. Итальянское каприччио» (Москва, 1976). Итальянское каприччио` - одно из интереснейших симфонических произведений великого композитора. Оно пользуется любовью слушателей во всех странах мира. Автор книги просто и увлекательно рассказывает историю создания `»Каприччио», раскрывает его музыкальные образы. Предисловие к книге написано известным советским композитором лауреатом Ленинской премии Дм. Кабалевским.
Александр Познанский - автор многочисленных статей и монографий о Петре Ильиче Чайковском, изданных в США, Великобритании, Германии и Японии. Его книга «Чайковский» (Москва, 2010) создана на основе кропотливых архивных исследований последних лет. Новую жизнь получили неизвестные ранее факты биографии композитора, основанные на документальных материалах - многотомной переписке и малодоступных мемуарах его современников, в результате чего сложился совершенно иной, не похожий на устоявшийся в XX веке образ русского музыкального гения.
Книга Туманиной Н.В. Чайковский великий мастер 1878 - 1893» (Москва, 1968) является продолжением ранее изданной книги того же автора «Чайковский. Путь к мастерству». Содержание данной книги охватывает период от 1878 г. до смерти композитора в 1893 г. Этап творческой деятельности Чайковского от оперы «Евгений Онегин» (1878) до Шестой симфонии (1893) имеет самостоятельное значение и может быть выделен как объект специального изучения.
В работе над этой книгой автор опирался на труды русских и советских музыковедов, посвященных Чайковскому, а также на лучшие исследования творчества Чайковского, принадлежащих зарубежным музыковедам.
Книга Чайковского М.И. «Жизнь П.И. Чайковского» (Москва, 1977). Это полная биография П.И. Чайковского написанная его братом, Модестом Ильичом с привлечением документов и писем.
Тематико-библиографический указатель сочинений П.И. Чайковского (Юргенсон, 2006). Цель и назначение указателя - дать максимально полную картину музыкального и литературного наследия Чайковского. Указатель содержит подробное описание сочинений сценических, симфонических, произведений для солирующих инструментов с оркестром, хоровых, камерно-инструментальных и камерно-вокальных, транскрипций, переложений и редакций, несохранившихся и незавершенных сочинений, неосуществленных музыкальных замыслов и литературного наследия композитора - учебников, статей, рецензий, заметок, переводов.
По каждому сочинению имеются следующие сведения: инципиты (ноты начальных тактов произведений), номер опуса, посвящение, описание всех сохранившихся рукописных и печатных источников, раскрывающих историю создания, первое исполнение (исполнители), первое издание (титульный лист), основная прижизненная пресса, литература.
. В фонотеке нашего отдела собраны редчайшие аудиозаписи произведений гениального композитора в исполнении лучших музыкантов мира. Записи доступны для прослушивания всем пользователям библиотеки:
Чайковский П.И. Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия по В. Шекспиру: соч. 1869 (редакция 1880 г.): Буря: симфоническая фантазия к драме В. Шекспира / исполн. Гос. симф. оркестр СССР, дирижер Е. Светланов. – Москва, 1977 –
(Инв. № 1668 – НОТ);
Чайковский П.И. Лебединое озеро: балет в 4 д. – Голландия, 1987. –
(Инв. № 6980 – НОТ); Чайковский П.И. 6 симфоний / исполн. Берлинер Филармоникер; дир. Г. Караян. - США, 1979. – (Инв. № 10071 – НОТ); Чайковский П.И. 1812 год: торжественная увертюра: соч. 31. Славянский марш: соч. 31 / исполн. Гос. симф. оркестр СССР; дир. К. Иванов. – Москва, [1968]. – (Инв. № 6011 – НОТ); Чайковский П.И. Времена года: двенадцать характеристических картин: для фортепиано: соч. 37- bis. Три вальса / исполн. Н. Штаркман, фортепиано. – Москва,1996. – (Инв. № 6901 – НОТ);
Чайковский П.И. Детский альбом: соч. 39 / исполн. А. Гольденвейзер, фортепиано. – Москва, 1956. – (Инв. № 8424 – НОТ);
Чайковский П.И. Евгений Онегин: опера / исполн. В. Петрова, Г. Вишневская, Л. Авдеева, Е. Вербицкая, Е. Белов, С. Лемешев, хор и орк. Большого театра СССР; дир. Б. Хайкин. – Москва, 1994. – (Инв. № 6853 – 6854 – НОТ);
Чайковский П. И. Концерт N 1: для фортепиано с оркестром: си бемоль минор: соч. 23. Концерт N 3: для фортепиано с оркестром: ми бемоль мажор: соч. 75: Allegro brilliante. Концерт N 2: для фортепиано с оркестром: соль мажор: соч. 44 / исполн. Э. Гилельс, фортепиано; исполн. оркестр «Нью-Филармония»; дир. Л. Маазель. – Москва, 1978. – (2056 -2058 – НОТ);
Чайковский, П. И. Мазепа: опера / исполн. солисты, хор и оркестр Большого театра СССР; дир. В. Небольсин. – Москва, 1956. – (Инв. № 166 – 169 – НОТ);
Чайковский П. И. Орлеанская дева: опера / либр. П. Чайковский; И. Архипова; В. Валайтис, Большой хор и Большой симф. оркестр ВР; дир. Г. Рождественский. – Москва, 1978. – (Инв. № 2069 – 2060 – НОТ);
Чайковский П. И. Романсы / исполн. И. Архипова; партия ф-но С. Стучевский. – Москва, [1968]. – (Инв. № 1088 – НОТ); Чайковский П. И. Чародейка: опера / исполн. солисты, хор и оркестр Большого театра СССР; дир. С. Самосуд. – Москва, 1956. – (Инв. № 301 – 304 – НОТ);
Чайковский П.И. Иоланта: лирическая опера в одном действии / либр. М. Чайковский; исполн. Г. Горчакова, С. Алексашкин, Д. Хворостовский, Г. Григорян, Н. Путилин, Т. Кравцова, О. Корженская, хор и оркестр Мариинского театра; дир. В. Гергиев. - Германия, 1996. – (Инв. № 9307 – НОТ);
Чайковский П.И. Литургия Святого Иоанна Златоуста: для смешанного хора / исполн. Ленингр. академ. капелла им. М. Глинки; худ. рук. В. Чернушенко. – Москва, 1991. – (Инв. № 6613 – НОТ);
Чайковский П.И. Манфред: симфония: соч. 58 / исполн. Симф. орк. ВР; дир. А. Гаук. – Москва, 1956. – (Инв. № 7483 – НОТ);
Чайковский П.И. Москва: кантата / авт. слов А. Майков, - Москва, 1961. – (Инв. № 7685 – НОТ); Чайковский П.И. Пиковая дама: опера в 3-х д. / исполн. В. Атлантов, В. Валайтис, А. Федосеев, В. Левко, Т. Милашкина, хор и оркестр Большого театра; дир. М. Эрмлер. – Москва,, 1994. – (Инв. № 6855 – 6855 – НОТ);
Чайковский П.И. Симфонии NN 4, 5, 6 / исполн. Академ. симф. оркестр Ленинградской гос. филармонии; дир. Е. Мравинский. – Москва, 2000. – (Инв. № 9903 – НОТ);
Чайковский. П.И. Снегурочка: музыка к весенней сказке А. Островского / авт. текста А. Островский; исполн. Н. Ерасова, А. Архипов, Н. Васильев, хор им. Свешникова, оркестр Большого театра СССР; хорм. Е. Титянко; дир. А. Чистяков. - Франция, 1997. – (Инв. № 9238 – НОТ);
Чайковский П.И. Спящая красавица: балетная сюита: соч. 66а /, исполн. Пражский симф. орк.; дир. В. Сметачек. - Чехия, 1953. – (Инв. № 7783 – НОТ);
Чайковский П.И. Струнные квартеты / исполн. Квартет им. Бородина. – Москва,, 2005. – (Инв. № 10766 – НОТ);
Чайковский П.И. Франческа да Римини: симфоническая фантазия по Данте: соч. 32. Гамлет: увертюра-фантазия по В. Шекспиру: соч. 67 / исполн. Гос. симф. орк. СССР; дир. Е. Светланов. – Москва, [1968]. - (Инв. № 947 – НОТ);
Чайковский П.И. Хоры acapella / исполн. Гос. академ. хор СССР; худ. рук. А. Свешников. – Москва, 1961. – (Инв. № 5194 – НОТ);
Чайковский П.И. Черевички: опера / исполн. Г. Нэлепп, Е. Кругликова, М. Михайлов, Ал. Иванов, Е. Антонова, хор и оркестр Большого театра СССР; дир. А. Мелик-Пашаев. – Москва, [1968]. - (Инв. № 3424 – 3426 – НОТ);
Чайковский П.И. Щелкунчик: балет-феерия в 2-х д.: соч. 71 / исполн. оркестр Большого театра СССР; дир. Г. Рождественский. – Москва, 1999. - (Инв. № 10707 – НОТ);
Информацию подготовила вед. библиотекарь отд. НОТ А.И. Иллич |