name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.JPG

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


ЖИЗНЬ И ИСКУССТВО ГЛЕНА ГУЛЬДА

«Нет, я не эксцентрик…!»

Глен Гульд, ярчайшая фигура в пианистическом искусстве второй половины XX века, родился 25 сентября 1932 г. в Торонто. Первым педагогом Глена была его мать, внучатая племянница композитора Э. Грига. В 14 лет Гульд заканчивает Торонтскую Королевскую консерваторию. С 1945 г. начинает выступать сольно, как органист и пианист. Благодаря частым выступлениям на радио и телевидении Канады к нему постепенно приходит слава. С 1955 г. Глен Гульд начинает гастроли по Америке. Известные звукозаписывающие компании выстраивались в очередь, чтобы заключить с ним контракт. Первая же пластинка стала сенсацией и тиражировалась долгие десятилетия. Это была запись «Голдбер-вариаций» И.С. Баха. Непревзойденный интерпретатор музыки И. С. Баха, он был не менее известен эксцентричностью взглядов и полной свободой от исполнительских, музыковедческих и социальных штампов. Принципиальная нелюбовь к романтикам, «снисходительное» отношение к Моцарту, эпатирующее поведение за кулисами и на сцене, а потом добровольное восемнадцатилетнее затворничество в собственной студии звукозаписи, плодом которого были как абсолютные шедевры, так и почти «хулиганские» записи (сонаты Бетховена), сделали Гульда таким же мифом, как Мария Каллас или Артуро Тосканини.

кн3.jpgВ 1957 г. Глен Гульд первым из американских пианистов переступает границу СССР и дает здесь серию своих концертов, после которых имя исполнителя оказалось окружено особым ореолом непостижимости, поскольку в нашей стране о нём не было издано ни одной книги.. Это порождало домыслы и самые невероятные легенды. Лишь в начале нынешнего века московское издательство «Классика-XXI» выпустило, в переводе с французского, первую в России книгу о великом пианисте «Нет, я не эксцентрик!» (Москва, 2008). Её автор – кинорежиссер и ближайший друг Гульда – Бруно Монсенжон. Изобретательно используя приемы кинематографического монтажа, Монсенжон "монтирует" свою книгу из слов самого Гульда – его интервью, освещающих путь музыканта с 1956 по 1980 г., диалога с И. Менухиным на телеканале CBC и воображаемой пресс-конференции Гульда с десятью ведущими журналистами. Человек-легенда. Музыкант-отшельник, исполнительские интерпретации которого создали новое направление в искусстве фортепианной игры, Глен Гульд всегда оставался загадкой для публики, не позволяя ей заглянуть в святая святых – замкнутый мир великого художника. Бруно Монсенжон в своей книге немного приоткрыл завесу таинственности над личностью гениального пианиста.

кн1.jpgКнига канадского музыковеда Кевина Баззана «Очарованный странник: Жизнь и искусство Глена Гульда» (Москва, 2008) – первая биография великого пианиста на русском языке. Количество первоисточников, на которых построено это исследование, потрясает воображение. В ряду литературы о Гульде книга Баззана 25-я по счету. Однако ее автора это не смущает. Скорее наоборот. Защитив в 1996 г. в Калифорнийском университете диссертацию об исполнительском стиле и эстетических идеалах Гульда, он пришел к мысли о необходимости издать новую, компетентную, демифологизирующую биографию музыканта. «Я взялся за эту книгу, чтобы, если так можно выразиться, расставить все точки над i, потому что сегодня никто не обращается к творчеству Гульда, не испытав влияния его посмертной славы», – пишет Кевин Баззана в предисловии к первому изданию его книги, вышедшей в 2003 году на родине Гульда в Торонто. Биография и впрямь получилась обстоятельная и очень трезвая. Автору удалось создать емкий психологический образ, в котором причудливо сплелись черты интеллектуального художника, экзальтированного мистика и избалованного ребенка. Полнота и значимость представленных сведений вызовет немалый интерес у поклонников Глена Гульда.

кн2.jpgГульд Глен. «Избранное» (Москва, 2006) – это издание представляет собой первое объемное собрание литературных сочинений композитора в двух томах. Здесь читатель найдет интервью Глена Гульда с самим собой, рецензии на свои собственные концерты, рассуждения о классической и современной музыке, пародии на музыкальных критиков. Данное сочинение не оставляет камня на камне от представлений о нем, как о «музыканте-отшельнике», «затворившимся в башне из слоновой кости. Его статьи, интервью и эссе свидетельствуют, что Гульд постоянно находился в диалоге с окружающим миром. Как журналист и критик мгновенно откликался на любые значимые события в музыкальной жизни Америки и Европы. В узости мышления его тоже никак не упрекнешь, он гениальный аналитик-музыковед. В литературных опусах композитор многолик и многогранен. То увлекается проблемой звукозаписи, то размышляет о «свободе слова» в СССР, то в центр его внимания попадает певица Барбара Стрейзанд. И обо всем он пишет не хуже, чем играет Баха! Но самое главное, его литературное наследие - ключ к загадкам его исполнительского искусства.

В первом томе сочинения собраны статьи посвященные творчеству И.С. Баха, О. Гиббонса, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, А. Шенберга, П. Хиндемита и многих других.

Во второй том литературного наследия великого пианиставошли критические статьи, интервью, эссе, посвященные проблемам звукозаписи и концертного исполнительства, а также творческие портреты известных музыкантов. Немалую часть статей составляют аналитические исследования эстрадной музыки, фрагменты радиопьес Гульда «Идея Севера» и «Опоздавшие».

В дополнение к библиографической подборке предлагаем рекомендательный список аудиозаписей Глена Гульда из фондов библиотеки:

Glenn Gould in Russia, 1957 / исполн. Г. Гульд, фортепиано. - Швеция, 1996. -2 cd. (Инв. № 674-НОТ).

Бах, И. С. Английские сюиты: BWV 806-811 / И. С. Бах, исполн. Г. Гульд, фортепиано. - Австрия, 1994. - 2 cd. (Инв. № 9881-НОТ).

Бах, И. С. Ария с вариациями. Гольдберг вариации / И. С. Бах, исполн. Г. Гульд, фортепиано. - М., 1956. - 1 грп. (Инв. № 7712-НОТ).

Бах, И. С. Двухголосные и трехголосные инвенции: BWV 772-801 / И. С. Бах, исполн. Г. Гульд, фортепиано. - Австрия, 1993. - 1 cd. (Инв. № 10077-НОТ).

Бах, И. С. Искусство фуги: BWV 1080: Избранное. Прелюдия и фуга: BWV 898 / И. С. Бах, исполн. Г. Гульд, фортепиано, орган. - Австрия, 1997. - 1 cd. (Инв. № 9878-НОТ).

Бах, И. С. Концерты: для фортепиано с оркестромNN 1-5: BWW 1052-1056 и N 7: BWV 1078 / И. С. Бах, исполн. Г. Гульд, фортепиано, Колумбийский симф. оркестр; дир. Л. Бернстайн, В. Гольшманн. - Австрия, 1992. - 2 cd. (Инв. № 9879-НОТ).

Бах, И. С. Партита N 6: ми минор / И. С. Бах, исполн. фортепиано Г. Гульд. - М., [1968]. - 1 грп. (Инв. № 1095-НОТ).

Бах, И. С. Партиты: BWV 825-830. Прелюдии и фуги / И. С. Бах, исполн. Г. Гульд, фортепиано. - Австрия, 1993. - 2 cd. (Инв. № 9877-НОТ).

Бах, И. С. Токкаты: BWV 910-916 / И. С. Бах, исполн. Г. Гульд, фортепиано. - Австрия, 1994. - 2 cd. (Инв. № 8791-НОТ).

Бах, И.С. Хорошо темперированный клавир / И. С. Бах, исполн. Г. Гульд, фортепиано. - Том 1: 1993. - 1 cd. ( Инв. № 9883-НОТ).

Бах, И.С. Хорошо темперированный клавир / И. С. Бах, исполн. Г. Гульд, фортепиано. - Том2: 1993. - 2 cd. (Инв. № 9883-НОТ).

Бетховен, Л. Багатели: соч. 33. Багатели: соч. 126 / Л. Бетховен, исполн. фортепиано Г. Гульд. - М., 1978. - 1 грп. (Инв. № 1881-НОТ).

Бетховен, Л. Концерты: для фортепиано с оркестром NN 1-5 / Л. Бетховен, исполн. Г. Гульд, фортепиано. - Австрия, 1992. - 3 cd. (Инв. № 10078-НОТ).

Бетховен, Л. Симфония N 6: F-Dur: op. 68 "Пасторальная" / Л. Бетховен, транскр. Ф. Лист; исполн. Г. Гульд, фортепиано; Ф. Лист. - Австрия, 1993. - 1 cd. (Инв. № 10076-НОТ).

Брамс, И. Четыре баллады: op. 10; Две рапсодии: op/. 79; Десять интермеццо / И. Брамс, исполн. Г. Гульд, фортепиано. - Австрия, 1993. - 2 cd. (Инв. № 10075-НОТ).

Моцарт, В. А. Соната N 10: до мажор: K. 330. Фантазия и фуга: до мажор: К. 394 / В. А. Моцарт, исполн. Г. Гульд, фортепиано. - М., 1981. - 1 грп. (Инв. № 3319-НОТ).

Моцарт, В. А. Сонаты: для фортепиано. Фантазии: KV 397 и KV 475 / В.А. Моцарт, исполн. Г. Гульд, фортепиано. - Австрия, 1994. - 4 cd. (Инв. № 9887-НОТ).

Моцарт, В. А. Фантазия до минор: KV 475. Соната N 14: до минор: KV 457. Соната N 16: си бемоль мажор: KV 570. Соната N 17: ре мажор: KV 576 / В. А. Моцарт, исполн. фортепиано Г. Гульд. - М., 1978. - 1 грп. (Инв. № 1590-НОТ).

Подготовила гл. библиотекарь отд. нотных изданий Иллич А.И.



tounb-logo.gif arbicon.jpg vladimir.jpg libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Avrora.jpg kkx.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки