Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
«Искусство Испании. XX век»
Историю мирового искусства XX столетия Испания обогатила именами Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Хоана Миро. Выставка демонстрирует необыкновенное богатство и разнообразие книжного собрания, отражающего творчество вышеуказанных художников. Открывает экспозицию рассказ о Пабло Пикассо. Своей живописью, скульптурой, графикой, керамикой – всем своим творчеством, беспримерным как по качеству, так и по количеству созданного, он, конечно, заслужил звание гения столетия. Получил его по праву. Раскрыть значение его творчества – дело искусствоведов, однако довольно трудно обозначить границу между работами академических ученых и записками близких художнику людей – его друзей, современников, а также биографов, которые немало способствовали сиянию его славы. Среди них: Пенроуз Р. Пикассо (М, 1999), Валлантен А. Пабло Пикассо (Ростов н/Д. 1998), Рохас К. Мифический и магический мир Пикассо (М., 1999). Без этих свидетельств мы не смогли бы ни объяснить влияния Пикассо на последующие поколения художников, ни даже понять причин его популярности. Также читателям явлены книги Шевалье Д. Пикассо. Голубой и розовый периоды (М., 1991), Диль Г. Пикассо (М., 1995), Вальтер И. Пикассо (М., 2002). И, конечно, говоря об Испании, невозможно было бы представить эту выставку без иконы современной западной культуры ¬– Сальвадора Дали. За последние годы отдел искусства пополнился рядом изоматериалов по творчеству Мастера. Перечислим некоторые из них: Нере Ж. Сальвадор Дали (М., 2001), Пейнадо Р. Вселенная Дали (М., 2004), Капуа М. Сальвадор Дали. Жизнь и творчество (М., 2005), Сальвадор Дали, автор текста Байрамова Л. (М., 2006). Даже теперь, когда он признан одной из крупнейших фигур современного искусства, произведения Дали продолжают шокировать зрителей. И многие при взгляде на его картины торопятся сказать: «Это безумие!», хотя Дали настойчиво повторял: «Единственное различие между мной и безумцем заключается в том, что я – не безумец!» Но еще многое не написано и не сказано про Дали, и еще далеко не полностью использованы возможности Центра исследований Дали – организации, призванной собирать и делать достоянием публики то, что художник завещал Испанскому государству. Продолжая разговор об испанском искусстве, просто необходимо задержаться на Хоане Миро. Изобретенный им изобразительный язык с его почти магическими знаками, его символизмом, почерпнутым из подлинно народного искусства, стал живым и популярным. Целеустремленность и вполне вознагражденная смелость его работ определили ведущую роль Миро в современном искусстве, роль, которую вряд ли кто-нибудь решится оспаривать. Миро прокладывал свой путь с чувством абсолютной свободы, совершал поэтические и изобразительные открытия, проявляя исключительное понимание материала и непосредственность подхода, которые послужили впоследствии стимулом и образцом для многочисленных художников, в том числе, конечно, для создателей мультипликационных фильмов и комиксов. В выставочном пространстве творчество Хоана Миро представляют издания: Минк Я. Миро (М., 2003), Диль Г. Миро (М., 2005). В 90-летнем возрасте Миро продолжал создавать живые, энергетически мощные полотна, не беспокоясь о том, как они выглядят в современном культурном ландшафте. Этому отлично способствовал железнодорожный знак, который Миро обнаружил в антикварном магазине и повесил на двери своей мастерской, поскольку это высказывание пришлось ему по нраву: «Поезд следует без остановок».
Вместо P.S. Выставочный цикл, посвященный российско-испанскому Году, имеет за собой продолжение. И в будущем читателей отдела литературы по искусству ждет встреча с прекрасными образцами испанского искусства.
Составитель обзора Коптева А. |