Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
«Верди. Роман оперы» Гениальный итальянский оперный композитор Джузеппе Верди -- последний великий классик в трехвековой истории итальянского оперного искусства. Нет в мире музыкального театра, в котором не ставились бы его оперы. Знаменитые «Риголетто», «Травиата», «Аида», «Отелло» до наших дней пользуются любовью в самых широких массах слушателей. Многие мелодии из опер Верди стали всемирно знаменитыми, а на родине композитора, в Италии, поются как народные песни. Такая исключительная популярность творчества Верди объясняется жизненной правдивостью и реализмом, высоким гуманизмом и необычайным мелодическим богатством.
Перу композитора принадлежат 26 опер, духовные, инструментальные произведения и романсы. Его музыке присущи не угасающая с течением времени искра высокого гражданского пафоса, безошибочная точность в воплощении сложнейших процессов, происходящих в глубинах человеческой души, благородство, красота и неисчерпаемый мелодизм. Значительную часть творческого наследия Дж. Верди составляют оперы, многие из которых звучат со сцен оперных театров всего мира уже более ста лет. Произведения других жанров, за исключением вдохновенного «Реквиема», практически не известны, рукописи большинства из них утеряны.
Как всякий могучий талант, Верди до глубокой старости сохранял творческие силы и неустанно стремился к поискам новых путей в искусстве. Ни завоеванная с годами мировая слава, ни прочная материальная обеспеченность не зародили в нем чувства самодовольства. Как передовой человек и гениальный художник, он зорко следил за происходившими в искусстве сдвигами и творчески перерабатывал лучшие достижения своего времени. Четко осознавая творческие задачи, Верди был неутомим в поисках наиболее совершенных форм в воплощения своих замыслов. Он был чрезвычайно требователен к себе, к либреттистам и к исполнителям. Нередко композитор сам подбирал литературную основу для либретто и детально обсуждал с либреттистами весь процесс его создания. От исполнителей Верди требовал драматической правды и был нетерпим к любому проявлению фальши на сцене.
Дж. Верди славен не только как композитор, но и как пламенный патриот. Соотечественники с гордостью называли его «маэстро итальянской революции».
Он цветок своей родной земли, голос Италии, но не Италии лениво дремлющей или беспечно веселящейся в комических и мнимосерьезных операх Россини и Доницетти, не сентиментально-нежной и элегической, плачущей беллиниевской Италии, а Италии пробудившейся, взволнованной политическими бурями, смелой и пылкой до неистовства.
Лучшие оперы Верди с честью выдержали самое строгое и верное испытание для произведений искусства - испытание временем. Наряду с другими сокровищами мировой культуры они еще долго будут восхищать человечество замечательными образцами подлинно демократического, реалистического оперного искусства, тесно связанного с жизнью народа и насыщенного высокогуманистическими идеями. Жизнь во всем многообразии конфликтов - такова всеобъемлющая тема творчества композитора. Страстное, вдохновенное искусство Верди, доступное и понятное миллионам простых людей и делает творчество Верди вечно живым.
О Джакомо Верди написаны десятки книг на всех европейских языках, многие из них имеются в фондах нашей библиотеки, но рассказать обо всех невозможно. Представляем вашему вниманию наиболее интересные:
Увлекательная монография Верфеля Ф. «Верди. Роман оперы» (Москва, 1991) отвечает на многие вопросы. Каким был этот великий композитор? Кем была таинственная красавица, ставшая музой композитора в последние годы его жизни? В чем была причина его легендарной, многолетней вражды с Вагнером? Почему его творчество вдохновляло многих современников, связавших свою жизнь с революциями и войнами за независимость? Как он добился, что его оперы пользовались оглушительным успехом при жизни и по-прежнему сохраняют свою популярность? "Отелло", "Аида", "Травиата", "Риголетто", "Разбойники" и другие вошли в жизнь миллионов людей, арии из них и сейчас исполняют на свадьбах и семейных торжествах, перепевают поп-звезды.
Книга Вячеслава Лебедева «Маэстро борьбы» (Москва, 1977) рассказывает о великом композиторе Дж. Верди как о реформаторе оперного искусства, внесшем в музыку революционный пафос, патриотическое настроение и социальное звучание.
Переписка Дж. Верди, охватывающая широкий круг адресатов, представлена в сборнике Бушена А.Д. «Джузеппе Верди. Избранные письма» (Москва, 1973). Здесь собраны письма за период от с 1843 по 1901 годы, то есть за всю вторую половину XIX века. Верди оставил обширное эпистолярное наследние, над выявлением которого неустанно работают видные итальянские музыковеды. Полувековая необыкновенно содержательная и разнообразная переписка Дж. Верди является весьма ценным документом для пытливого исследователя и представляет собой огромный материал, правдиво обрисовывающий картину общественной жизни Италии и итальянского музыкального мира в период, когда итальянская опера, завоевывала популярность во всех европейских странах.
Монография Бушена А. «Молодой Верди» (Москва, 1989) посвящена периоду жизни и творчества Дж. Верди, определившему его призвание как оперного композитора. Ярко обрисованы окружение молодого композитора, общественно-политическая атмосфера, в которой складывались его эстетические воззрения. Рассказывается о создании первой из историко-героических опер «Навуходоносор» («Набукко», 1841).
Как часто, отправляясь на концерт и собираясь прослушать свое любимое музыкальное произведение, мы представляем его весьма «расплывчато»! Конечно, все мы знаем «Реквием» Моцарта или Верди, «Страсти» Баха, «Кармину бурану» Орфа. Однако сознаемся, что знаем весьма приблизительно. Издательство Классика XXI век представляет книгу «Верди. Реквием» из серии «История одного шедевра» (Чебоксары, 2008) задача которой состоит в том, чтобы помочь слушателю филармонического концерта, педагогу и ученику, меломану и профессионалу в постижении классического наследия. О том, что информация подобного рода жизненно необходима, свидетельствуют страницы Интернета: «Помогите найти перевод!», «Объясните, кто знает, о чем это?»
«Путеводитель по операм Дж. Верди» Валиховой И. (Москва, 1971) предназначен для широкого круга любителей музыки. Во вступительной статье рассказывается о жизненном и творческим пути композитора, затем подробно разбираются оперы «Риголетто», «Трубадур», «Травиата» и «Дон Карлос».
В книге Соловцова Л. «Джузеппе Верди» (Москва, 1981) изложена биография великого композитора, а также проанализированы его лучшие оперы Риголетто», «Трубадур», «Аида», «Дон Карлос», «Отелло» и «Фальстаф», раскрыты глубокие связи мировоззрения и творчества Верди с национально-освободительной борьбой итальянского народа.
В фондах фонотеки нашего отдела собраны редчайшие аудио и видеозаписи шедевров великого итальянца. Записи доступны для прослушивания всем пользователям нашей библиотеки. Произведения рекомендованные для прослушивания:
Верди Дж. Аида: опера в 4-х д. / либр. А. Гисланцони; исполн. М. Каллас, Р. Такер, Ф. Барбиери, Т. Гоби, Д. Модести, Н. Заккариа, Ф. Риччиарди, хор и оркестр театра Ла Скала; дир. Т. Серафин. - Германия, 1992. – (Инв. № 7102 – 7104 НОТ)
Верди Дж. Аида: опера в 4-х д. / либр. А. Гисланцони; исполн. Д. Кавракос, Д. Зайк, А. Милло, П. Доминго, П. Бурчуладзе, М. Бейкер, М. Дж. Врей, хор, балет и оркестр «Метрополитен-опера»; дир. Дж. Левин. - EU, 2000. - 1 DVD- (Инв. № 10137 – НОТ)
Верди Дж. Луиза Миллер: опера в 3-х д. / исполн. К. Риччарелли, Е. Образцова, П. Доминго, Р. Брузон, В. Ганцаролли, Г. Хауэлл, хор и оркестр Лондонской Королевской оперы «Ковент-Гарден»; дир. Л. Маазель. - Москва, 1980. – (Инв. № 2609 – 2611)
Верди Дж. Макбет: опера в 4-х д. / либр. Ф. Пьяве; исполн. Л. Уоррен, Д. Хайнс, Л. Ризанек, К. Бергонци, У. Олвис,, Г. Стернберг, Г. Пехнер, хор и оркестр театра "Метрополитен-опера"; дир. Э. Лайнсдорф. - Москва, 1982. – (Инв. № 3489 – 3491)
Верди Дж. Набукко: опера в 4-х д. / либр. Т. Солера; исполн. М. Манугуэрра, В. Лучетти, Н. Гяуров, Р. Скотто, Е. Образцова, Р. Ллойд, К. Коллинз, А. Эдвардс, Амброзиан Опера хор, Филармонич. орк.; хорм. Д. Макартни; дир. Р. Мути. - EU, 1986. – (Инв. № 9313 – НОТ)
Верди Дж. Отелло: лирическая драма в 4-х д. / либр. А. Бойто; исполн. М. Дель Монако, Р. Тебальди, П. Де Пальма, А. Протти, баритон, Л. Рибаччи, А. Меркуриали, П. Латинуччи, Ф. Корена, Д. Казелли, хор и оркестр Академии Святой Сесилии; дир. А. Эреде. - Англия, 1993. – (Инв. № 9333 – НОТ)
Верди Дж. Риголетто: опера в 4-х д / либр. Ф. Пиаве; исполн. И. Буцеа, Н.
Херля, М. Янкулеску, Н. Рафаэль, Д. Паладе, В. Саву, Д. Скурту, Н. Флореи, Ж. Банеску, В. Драганеску, С. Петреску, Д. Попеску, хор и оркестр Румынской оперы; дир. Ж. Бобеску. - Чехия, 1996. – (Инв. № 8008 – НОТ)
Верди Дж. Симон Бокканегра: опера в 3-х д. с прологом / исполн. П. Каппуччилли, Н. Гяуров, Ж. Ван Дам, Д. Фояни, М. Френи, Х. Каррерас, А. Савастано, М. Ф. Галламини, хор и оркестр театра «Ла Скала»; дир. К. Аббадо. - Москва, 1977. – (Инв. № 3585 - НОТ)
Верди Дж. Травиата: опера 3-х д. / Ф. Пиаве; исполн. Р. Скотто, А. Краус, Р. Брасон, С. Уокер, С. Бачен, Г. Ньюман, Р. Ван Аллан, Р. Кеннеди, С. Мариатегуи, М. Косотти, К. Кейт, Амвросианский оперный хор, оркестр Ройял Маринес; дир. Р. Мути. - Германия, 1982. – (Инв. № 10089 – НОТ)
Верди Дж. Трубадур: опера в 4-х действиях / исполн. Л. Прайс, Е. Образцова, Ф. Бонизолли, П. Каппуччилли, Р. Раймонди, М. Венути, сопрано, Х. Ниче, М. Эгель, хор Немецкой оперы, Берлинский филармонич. оркестр; дир. Г. Караян. - Москва, 1973. – (Инв. № 6461 – 6463 \НОТ)
Верди Дж. Фальстаф: опера в 3-х действиях / исполн. Д. Вальденго, А. Мадаси, Ф. Гуаррера, Г. Карелли, Дж. К. Росси, Н. Скотт, Э. Нелли, Т. Штих-Рендалл, К. Эльмо, Н. Мерримен, хор Роберта Шоу, симф. оркестр NBC; дир. А. Тосканини. – Москва, 1985 – (Инв. 6470 – 6472 – НОТ)
Верди Дж. Requiem / исполн. М. Канилья, Э. Стиньяни, Б. Джильи, Э. Пинца, хор и оркестр Римской Оперы; дир. Т. Серафин. - ЕЕС, 1996. (Ина. № 8013 – НОТ)
Информацию подготовила гл. библиотекарь Иллич А.И.
|