Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
ДЕТСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ, ПРОЦЕСС На протяжении тысячелетий рядом с широкой дорогой цивилизации – мира культуры взрослых – петляла, теряясь из вида, незаметная тропка детской субкультуры – мира детства. Возникшая из обрядовой жизни взрослых, всегда бесписьменная, «низовая», с социальной точки зрения, культура маленьких создавала свой особый мир. На протяжении тысячелетий, из уст в уста, от одного детского поколения к другому передавались все эти традиционные групповые игры, песенки, считалки, дразнилки, эстетические представления, правовой кодекс и другие формы проявления детской жизни, «вечно детского», по выражению Л.С. Выготского. Поражает универсальность, инвариантность этих форм во многих культурах мира и в то же время – их особость, непроницаемость для взрослых, их уникальность (например, считалки представляют собой малую поэтическую форму, не имеющую аналогов во взрослом фольклоре).
Мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако мы удивительно слепы по отношению к жизни и культуре «племени детей». Книга М.В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» (М., 2009) поможет читателю посмотреть на детей новым взглядом и познакомиться с детскими традициями «обживания» большого мира. Она посвящена тому, как дети исследуют и осваивают пространство окружающего мира с момента своего появления на свет и до подросткового возраста. Как колыбельные песни способствуют формированию у ребенка важнейших пространственных представлений? Что и почему боится ребенок дома и в незнакомом месте? Почему детей привлекает свалка? Зачем дети делают «тайники» и «секреты», строят «штабы» и ходят в «страшные места»? Оригинальность подхода и удивительная наблюдательность автора помогают понять всю сложность и важность личностных задач, которые приходится решать маленькому человеку, исследующему мир взрослых и создающему собственный мир.
Книга В.В. Абраменковой «Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре» (М., 2000) посвящена анализу феномена детства в истории культуры и современности в контексте нового междисциплинарного направления – социальной психологии детства. Автором прослежена эволюция важнейших социальных общностей, ответственных за становление личности ребенка, – семьи и детского сообщества; проанализированы условия и механизмы проявления в группах мальчиков и девочек способности к состраданию и сопереживанию; раскрыта уникальность детской субкультуры и ее значение в построении ребенком картины мира – целостной системы отношений. Отмечен особый драматизм детства на пороге третьего тысячелетия, который может быть преодолен напряженным поиском и совместным обретением духовно-нравственных ориентиров развития человека.
Творческое наследие российских ученых в области возрастной и педагогической психологии велико и разнообразно. Книга А.А. Никольской «Возрастная и педагогическая психология» (Дубна, 2001) является первым опытом систематического изложения истории развития этой науки с середины XIX века до начала XX. Проанализированы материалы, публиковавшиеся в многочисленных журналах, существовавших в России, а также оригинальные труды известных педагогов, психологов, писателей. Ныне эти материалы труднодоступны и разбросаны по множеству различных источников (список которых, впрочем, автор приводит в конце книги). Текст книги насыщен выразительными цитатами, многие из которых по существу и по форме представляют собой афоризмы о воспитании и обучении, высказанные опытными педагогами и писателями – глубокими мыслителями, тонкими психологами и знатоками детской души, проникнутые вниманием, любовью к подрастающему поколению.
Воспитание детей – дело серьезное и ответственное. А в сегодняшнем, быстро меняющемся мире оно становится все сложнее. Ведь в наши дни привычные роли старшего поколения и молодежи меняются, и родительский опыт порой устаревает. Кажется даже, что современные дети как будто бы говорят на своем языке и живут по своим собственным законам. На самом же деле изменения оказываются только внешними. И хотя в языке меняются отдельные слова, сам по себе язык общения родителей с детьми остается прежним – это язык эмоций. Так же точно и законы, лежащие в основе поведения детей и подростков, их взаимоотношения с родителями, остаются неизменными – это незыблемые законы психологии. Законы, незнание которых не освобождает родителей от педагогической ответственности. И наоборот, их понимание помогает родителям найти общий язык с ребенком и приносит поистине волшебный воспитательный результат.
Именно эти законы, а вкупе с ними и практические психологические технологии общения с детьми, эффективного влияния на их поведение и раскрывает для родителей актуальная и мудрая книга Инны Силенок «Волшебные истины воспитания» (М., 2008). В своей книге для родителей автор в очень доступной форме приводит идею о том, что для каждого родителя важно овладеть «волшебными истинами воспитания» - искусством построения гармоничных, теплых и конструктивных отношений с собственными детьми. Основу здорового развития ребенка составляют родительская любовь и забота, с одной стороны, а с другой – ощущение ребенком свободы экспериментировать, то есть иметь право на ошибку. Инна Силенок в форме практических рекомендаций и на конкретных примерах предлагает подход к управлению развитием ребенка в условиях любви и свободы.
Информацию подготовила библиотекарь читального зала И.В. Пономарева
Ждем вас с 9.30 до 19.00.
Выходной день – пятница.
Последний день каждого месяца – санитарный.
Телефон (861) 268-09-33 доб. 119. Дополнительные услуги отдела:
· ксерокопирование информации с использованием сканера (формат А4);
· тематический поиск информации по электронному каталогу из фондов библиотеки;
· тематическая справка из фондов библиотеки.
|