Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
«Б Р И ТА Н С К О Е Л И Ц О»
Портрет в английской живописи Год культурного обмена Великобритания – Россия отдел литературы по искусству открывает материалом, посвящённым портрету в английской живописи.
Портрет – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение конкретного человека. Временем рождения портретной живописи в европейском искусстве принято считать XV век. Английский портрет как самостоятельный жанр появился значительно позднее. В течение двух столетий ведущими художниками в Англии были иноземные мастера, работавшие при дворе в качестве портретистов и развивавшие именно эту область живописи, пользующуюся особой популярностью у англичан. Иностранные мастера привносили свою художественную культуру, приёмы и систему образного выражения. Существенную роль в становлении английского парадного портрета сыграло творчество великого немецкого художника Ганса Гольбейна Младшего и знаменитого фламандского живописца Антониса Ван Дейка.
Портретный жанр XVI столетия в Англии складывался под воздействием ренессансных традиций Гольбейна (1497–1543), который назначается официальным художником Генриха VIII и создаёт блестящую галерею выразительных парадных портретов знатных людей королевского окружения. Парадные одеяния из роскошных тканей, драгоценные камни и золотые цепи, меха, перья и кружева, детально проработанные художником, обогащают главное достоинство его работ – точную, достоверную трактовку индивидуальных черт модели. Портреты мастера утверждали абсолютную ценность и великую значимость человеческой личности.
В «Портрете английского короля Генриха VIII» широкое самоуверенное лицо монарха дано предельно крупным планом. За протокольным чопорным видом этого правителя чувствуется его необузданная энергия. В Генрихе VIII соединяются властность монарха и элегантность светского кавалера, чувственность и холодная жестокость. Художник создал многоплановый и полнокровный образ, за которым живо и ярко встаёт эпоха.
Существенный сдвиг в английском искусстве произошёл под влиянием Ван Дейка (1599–1641), который прожил в Англии почти безвыездно последние девять лет жизни, был любимым портретистом короля Карла I и английской аристократии. Тонкий психолог, блестящий колорист Ван Дейк сломал устоявшиеся каноны, создал жанр поэтического, одухотворённого портрета, изменил всю живописную систему. В лучших образцах его парадных портретов сочетались аристократическая рафинированность и жизненная достоверность, декоративный блеск и большая психологическая выразительность облика портретируемого. Король многократно позировал Ван Дейку для портретов, лучшим считается полотно «Карл I на охоте». Принципы парадного изображения здесь смягчены, но не в ущерб представительности модели. Художник трактует образ короля с почти жанровой непосредственностью и в то же время сообщает ему выражение величавого достоинства и своеобразную поэтичность. Композиционно незначительное смещение центра подчёркивает величие короля, фигура которого гармонично вписана в раму из ветвей и чётко вырисовывается на светлом фоне неба. Утончённость красок усиливает впечатление от неоспоримого достоинства портретируемого.
Уильям Добсон (1611–1646) испытал воздействие искусства Ван Дейка, работая в его мастерской, но выработал свой, более простой и строгий стиль. К периоду творческой активности Добсона традиция вандейковского портрета с его аристократизмом, особой элегантностью была прервана. На смену пришёл более трезвый, реалистический подход к модели. Большинство портретов Добсона небольшого размера, он предпочитал погрудные изображения, что давало возможность сосредоточить внимание на лице модели. К такого рода работам относится и «Портрет Абрахама ван дер Дорта», известного медальера и хранителя собрания картин и рукописей короля Карла I. Почти монохромный по цветовой гамме, он привлекает сдержанной, внимательной и мягкой трактовкой старческого лица, осенённого мягкими седеющими волосами. Портрету присуща удивительная психологическая сила характеристики модели, переданная Добсоном со свойственным ему реализмом и живописным мастерством.
В процессе эволюции английского портрета «британское лицо» приобретает специфические национальные и художественные особенности. Это лицо выражает не только характер отдельного человека во всей его индивидуальной неповторимости, но и национальный характер.
Диапазон образов, созданных Годфри Неллером (1646–1723), варьируется от внутренне пустых и легковесных изображений знати до притягивающих силой интеллекта и характера портретов творческой элиты эпохи. «Портрет Джона Локка» – изображение крупнейшего английского философа-просветителя, запечатлённого в глубокой старости, – подкупает удивительным проникновением в духовный мир философа. В портрете привлекает выразительная голова с высоким лбом: вся жизнь мыслителя сосредоточена в зорком взгляде острых глаз. Поясное изображение усиливает впечатление от образа сильного духом великого мыслителя. В произведениях Неллера нашёл своё воплощение выработанный английскими живописцами специфический тип портрета, в котором идеализация образа идёт по линии усиления его духовного богатства, а не внешних атрибутов. Сдержанность, деловитость, скромность – значительную часть добродетелей, входивших в неписанный кодекс буржуазной морали, – вносит Неллер в свои портреты. Творчество Неллера входит в пределы XVIII века – эпоху блестящего расцвета национальной школы живописи, когда англичане не только достигли высокого мастерства в портретном искусстве, но и разработали теоретические принципы его понимания и интерпретации.
Только через два столетия «британское лицо» окончательно обрело британскую прописку. Первым английским художником, создавшим серию оригинальных портретов, был Уильям Хогарт (1697–1764). Портрет – своего рода сквозная линия в творчестве Хогарта, он присутствует в любых произведениях художника. Благодаря Хогарту этот живописный жанр сделал первый самостоятельный шаг в сторону от иностранных традиций. Хогарт вдохнул в живопись Англии огромную образную и художественную силу. Новым в портретах Хогарта было изменение социального статуса портрета. Нигде художник не достигает таких высот в передаче человеческих характеров, как в изображении простых людей, представителей народа.
Живая, эскизная манера «Продавщицы креветок» способствует выразительности и динамизму образа, передаёт непосредственную радость молодой уличной торговки. В перламутровых переливах коричневых, серых и розовых тонов едва ли можно точно угадать форму носа или разрез глаз, покрой платья, линию шеи. Но перед нами реальная девушка с лондонской улицы, юное существо с быстрым взглядом, широкой улыбкой, стремительным движением. В «Продавщице креветок» Хогарта есть поэзия жизненной правды, сочетающаяся с великолепным живописным мастерством.
Ведущей фигурой «золотого века» английского портрета выступает Джошуа Рейнолдс (1723–1792) – первый президент английской Академии художеств, одарённый живописец и теоретик искусства, создавший картинную галерею выдающихся людей Англии того времени. Мечтавший о творчестве, исполненном благородных идей, Рейнолдс, в силу специфики спроса в Англии, вынужден был посвятить себя портрету, но поднял этот жанр до высоты исторической живописи. Правдиво фиксируя особенности внешнего облика модели, Рейнолдс стремился подчеркнуть личные достоинства и значение человека, пытался придать образу величавость, достойную персонажа исторической картины. Тонко продуманная композиция, выразительные позы и жесты, скупые, но точно отобранные детали позволяли художнику создавать удивительно сильные и выразительные образы. В «Портрете полковника Б. Тарлтона» поза подчёркивает целеустремлённость и сильный характер, шляпа с плюмажем символизирует доблесть, а знамя – победу. Обнажающий саблю полковник изображён в полный рост, являя холодный самоуверенный вызов битве, бушующей за его спиной. Дым от пушечных выстрелов и разъярённые лошади создают контраст с безмятежным обликом героя полотна. Композиция отражает эпизод Войны за независимость Америки, в которой Тарлтон представлял Британскую корону.
Томасу Гейнсборо (1727–1788), «наиболее английскому» из всех английских художников своего времени, поразительно удавалось передать ощущение живой пульсирующей жизни, схватить мимолётное настроение, передать индивидуальность модели, красоту и поэтичность английской природы. Своё владение пейзажным жанром Гейнсборо использовал, создав новый тип портрета на фоне пейзажа. Сочетание человеческих фигур с пейзажным фоном придаёт особое очарование его портретам, привлекавшим внимание самых требовательных заказчиков. Полотно «Утренняя прогулка. Портрет четы Халлет» было исполнено по случаю свадьбы молодой четы. В парном портрете созвучие внутреннего переживания находит выражение в певучем композиционном ритме, объединяющем обе фигуры. Широкая и свободная живописная манера восхищает своей необыкновенной, почти акварельной лёгкостью. Исключительной красотой отличается колорит картины с его изысканной симфонией блёклых холодных тонов. Перья и наряд изысканно вписаны в красоту природы. Двадцатилетние новобрачные – словно олицетворение неуловимого очарования английской аристократии XVIII века.
Рейнолдс и Гейнсборо внесли огромный вклад в английское портретное искусство, обогатили его, сделали глубоко одухотворённым и эмоциональным. В течение сорока лет они были ведущими английскими художниками-портретистами, сделав портретный жанр исключительной особенностью британской школы живописи.
С конца 70-х годов любимцем великосветского Лондона, соперничавшим с Рейнолдсом и Гейнсборо, выступает Джордж Ромни (1734–1802), в портретах которого предстаёт идеализированный облик английского общества. В отличие от своих великих современников, Ромни не стремился к созданию сложных психологических характеристик, но этот недостаток в глазах современников с лихвой окупался способностью художника передать элегантность внешнего облика, привлекательность и светское обаяние, что особо было ценимо заказчицами. Имя художника неразрывно связано с образом леди Гамильтон, которая стала любимой моделью Ромни, предметом его нежных чувств, и волшебная кисть художника воплощала на полотнах его восхищение моделью. Ромни написал несколько портретов леди Гамильтон, изображая её в облике античной богини, христианской святой, пастушки, весны. Ромни обладал прекрасным чувством линии, живописной элегантностью, широким, свободным мазком. Живописный блеск, умение передать нежность кожи, мягкость волос, фактуру тканей сообщают картинам Ромни неповторимое очарование.
Джон Хоппнер (1758–1810), выдвинувшийся в 90-х годах, во множестве писал очень красивые, искусно скомпонованные и приятные по колориту портреты, но в его творчестве явно намечается нисходящая линия развития английской портретной живописи. Исключением являются отдельные удачные достижения – «Портрет драматурга Шеридана», например. На портрете Шеридан – задумчивый человек, основой душевного склада которого является тихая грусть. Портрет отличается содержательностью образа, выразительностью характеристики и благородством красочного построения.
Работы Томаса Лоуренса (1769–1830) являются мостом между грандиозными творениями Рейнолдса и веяниями романтического стиля. Лоуренс продолжил и обогатил устоявшуюся визуальную схему парадного портрета новыми качествами, связанными с романтической эпохой. Отсутствие в портретах Лоуренса интеллектуальной насыщенности и глубины характеристик искупалось изяществом рисунка и линии, блеском колористических решений, умением придать модели живость и непринуждённость позы. В «Портрете леди Э. Раглан» художник запечатлел молодую женщину на фоне паркового пейзажа в стремительном движении, взволнованно вглядывающуюся вдаль. Размытые очертания пейзажа, несущиеся по небу облака подчёркивают внутреннюю смятенность модели. Лоуренс проявил великолепное композиционное мастерство. Он поместил полуфигуру не в центре полотна, а сдвинул её в угол, показал снизу вверх с лёгким наклоном в сторону, противоположную летящим облакам, усилив ощущение стремительного движения.
В творчестве Томаса Лоуренса тесно сплелись традиции портретного искусства XVIII века, романтические порывы и несколько поверхностное светское отношение к модели, характерное для салонного искусства XIX века. Виртуозно выполненные портреты кисти Лоуренса завершают период расцвета английского портрета, который определил мировое значение английского искусства.
При подготовке обзора использованы следующие издания:
Английские художники от Хогарта до Тёрнера: альбом. – Москва: Совет. художник, 1966. – 84 с. : ил.
Дукельская, Л. А. Искусство Англии XVI – XIX веков: очерк-путеводитель. – Ленинград: Искусство, 1983. – 144 с. : ил.
Камчалова А. В. Германия. Англия. XV – XIX века: биогр. словарь. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008. – 476 с. : ил. – (Художники Западной Европы: биографические словари).
Король, А. Е. Английская живопись XVI – XIX веков в Эрмитаже: альбом. – Ленинград: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1961. – 112 с. : ил.
Кудрявцев, Б. В. Художественные музеи Лондона. – Москва: Искусство, 1994. – 222 с. : ил. – (Города и музеи мира).
Кузнецова, А. И. Национальная галерея в Лондоне. – Москва: Искусство, 1984. – 192 с. : ил. – (Города и музеи мира).
Лисенков, Е. Г. Английское искусство XVIII века. – Ленинград: Гос. Эрмитаж, 1964. – 320 с. : ил.
Джентили, А. Лондонская национальная галерея. – Москва: Слово, 2001. – 608 с. : ил. – (Великие музеи мира).
Ренне, Е. П. Британская живопись XVI – XIX веков: каталог коллекции. – Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2009. – 316 с. : ил.
Шестаков, В. П. История английского искусства. От средних веков до наших дней. – Москва: Галарт, 2010. – 476 с. : ил.
Материал подготовлен В.П. Гугниной, главным
библиотекарем отдела литературы по искусству Дополнительные услуги отдела:
· Копирование информации с использованием сканера (формат А 4)
· Электронный набор тенстор (машинописного, рукописного) сотрудником отдела
· Распечатка текста на бумажный носитель на лазерном принтере (формат А4)
· Поиск информации по искусству в Интернете
· Тематический поиск информации по электронному каталогу из фондов библиотеки
|