Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Анкета опроса получателей услуг ![]() Вы можете оставить отзыв ![]() Анкета доступна по QR-коду, |
«Б Р И ТА Н С К О Е Л И Ц О»
Портрет в английской живописи Год культурного обмена Великобритания – Россия отдел литературы по искусству открывает материалом, посвящённым портрету в английской живописи.
Портрет – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение конкретного человека. Временем рождения портретной живописи в европейском искусстве принято считать XV век. Английский портрет как самостоятельный жанр появился значительно позднее. В течение двух столетий ведущими художниками в Англии были иноземные мастера, работавшие при дворе в качестве портретистов и развивавшие именно эту область живописи, пользующуюся особой популярностью у англичан. Иностранные мастера привносили свою художественную культуру, приёмы и систему образного выражения. Существенную роль в становлении английского парадного портрета сыграло творчество великого немецкого художника Ганса Гольбейна Младшего и знаменитого фламандского живописца Антониса Ван Дейка.
В «Портрете английского короля Генриха VIII» широкое самоуверенное лицо монарха дано предельно крупным планом. За протокольным чопорным видом этого правителя чувствуется его необузданная энергия. В Генрихе VIII соединяются властность монарха и элегантность светского кавалера, чувственность и холодная жестокость. Художник создал многоплановый и полнокровный образ, за которым живо и ярко встаёт эпоха.
В процессе эволюции английского портрета «британское лицо» приобретает специфические национальные и художественные особенности. Это лицо выражает не только характер отдельного человека во всей его индивидуальной неповторимости, но и национальный характер.
Живая, эскизная манера «Продавщицы креветок» способствует выразительности и динамизму образа, передаёт непосредственную радость молодой уличной торговки. В перламутровых переливах коричневых, серых и розовых тонов едва ли можно точно угадать форму носа или разрез глаз, покрой платья, линию шеи. Но перед нами реальная девушка с лондонской улицы, юное существо с быстрым взглядом, широкой улыбкой, стремительным движением. В «Продавщице креветок» Хогарта есть поэзия жизненной правды, сочетающаяся с великолепным живописным мастерством.
Рейнолдс и Гейнсборо внесли огромный вклад в английское портретное искусство, обогатили его, сделали глубоко одухотворённым и эмоциональным. В течение сорока лет они были ведущими английскими художниками-портретистами, сделав портретный жанр исключительной особенностью британской школы живописи.
В творчестве Томаса Лоуренса тесно сплелись традиции портретного искусства XVIII века, романтические порывы и несколько поверхностное светское отношение к модели, характерное для салонного искусства XIX века. Виртуозно выполненные портреты кисти Лоуренса завершают период расцвета английского портрета, который определил мировое значение английского искусства.
При подготовке обзора использованы следующие издания:
Английские художники от Хогарта до Тёрнера: альбом. – Москва: Совет. художник, 1966. – 84 с. : ил.
Дукельская, Л. А. Искусство Англии XVI – XIX веков: очерк-путеводитель. – Ленинград: Искусство, 1983. – 144 с. : ил.
Камчалова А. В. Германия. Англия. XV – XIX века: биогр. словарь. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008. – 476 с. : ил. – (Художники Западной Европы: биографические словари).
Король, А. Е. Английская живопись XVI – XIX веков в Эрмитаже: альбом. – Ленинград: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1961. – 112 с. : ил.
Кудрявцев, Б. В. Художественные музеи Лондона. – Москва: Искусство, 1994. – 222 с. : ил. – (Города и музеи мира).
Кузнецова, А. И. Национальная галерея в Лондоне. – Москва: Искусство, 1984. – 192 с. : ил. – (Города и музеи мира).
Лисенков, Е. Г. Английское искусство XVIII века. – Ленинград: Гос. Эрмитаж, 1964. – 320 с. : ил.
Джентили, А. Лондонская национальная галерея. – Москва: Слово, 2001. – 608 с. : ил. – (Великие музеи мира).
Ренне, Е. П. Британская живопись XVI – XIX веков: каталог коллекции. – Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2009. – 316 с. : ил.
Шестаков, В. П. История английского искусства. От средних веков до наших дней. – Москва: Галарт, 2010. – 476 с. : ил.
Материал подготовлен В.П. Гугниной, главным
библиотекарем отдела литературы по искусству Дополнительные услуги отдела:
· Копирование информации с использованием сканера (формат А 4)
· Электронный набор тенстор (машинописного, рукописного) сотрудником отдела
· Распечатка текста на бумажный носитель на лазерном принтере (формат А4)
· Поиск информации по искусству в Интернете
· Тематический поиск информации по электронному каталогу из фондов библиотеки
|