Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
КОРОЛЬ ВАЛЬСА
К 190-летию со дня рождения австрийского композитора Иоганна Штрауса (сына)
Иоганн Штраус (младший) вошёл в историю музыки как создатель классического венского вальса и по праву заслужил звание «Короля вальсов». В отличие от распространённых в то время сочинений этого жанра, которые представляли собой лишь музыку для сопровождения танцев, вальсы Штрауса имеют и самостоятельное художественное значение.
Иоганн Штраус родился 26 октября 1825 г. в Вене. Его отец, тоже Иоганн Штраус, известный композитор и дирижер, не хотел, чтобы жизнь сына была такой же беспокойной, как его собственная. Он определил сына в коммерческое училище, мечтая, что тот сделает карьеру банкира. Однако Штраус-сын, пользуясь долгими отлучками отца на гастроли, тайком брал уроки игры на фортепиано и скрипке. В «заговоре» участвовала и мать будущего композитора, поддерживавшая в сыне его стремление к музыке. В один прекрасный день Штраус-отец все узнал и в ярости отобрал у мальчика скрипку.
Но любовь к музыке оказалась сильнее страха отцовского гнева. Иоганн забросил изучение коммерции и, уже не таясь от отца, стал заниматься композицией у Йозефа Дрекслера. Вскоре он уже основал небольшой оркестр, и 15 октября 1844 состоялся его дирижерский дебют в ресторане Дом-Майера. Оркестр исполнил вальсы и увертюры своего девятнадцатилетнего дирижера, а в завершение вечера прозвучал «Плач Лорелеи на Рейне» - один из популярнейших вальсов Штрауса-старшего. Но, несмотря, на это, отец был в бешенстве.
Остановить головокружительный взлет молодого музыканта Штраус-старший так и не смог. Оркестр «Штрауса-сына» получал все более выгодные заказы, ни один бал в Вене не обходился без его вальсов.
В 1849 г. «Иоганн Штраус второй» стал «Иоганном Штраусом Единственным», отец композитора умер. Штраус почтил его память, посвятив ему вальс «Эолова арфа», затем объединил свой и отцовский оркестры и начал бурную концертную деятельность.
В течение нескольких последующих лет Штраус совершил триумфальное концертное турне по Германии, России и Польше. Он трудился в поте лица и внимательно следил за переменчивой музыкальной модой.
В Париже в ту пору на пике популярности была оперетта. 21 октября 1858 г. состоялась премьера «Орфея в аду» Жака Оффенбаха (со знаменитым канканом). Оглушительный успех этого произведения сильно повлиял на формирование новых музыкальных вкусов публики. Ей пришлись весьма по сердцу простые мелодии, запоминающиеся слова и легкий сюжет.
Штраус к этому моменту уже достиг высочайшего мастерства в сочинении вальсов. Как раз в шестидесятые годы были написан лучший из них - «На прекрасном голубом Дунае». В 1863 г. молодой композитор становится распорядителем придворных балов, но уже через три года, в 1870 г. оставляет эту должность и всецело посвящает себя оперетте.
В 1871 г. Иоганн Штраус написал оперетту «Индиго», которая немедленно получила всеобщее признание. Вскоре за нею последовал такой шедевр, как «Летучая мышь» (1874). Сочинение «Летучей мыши» принесло композитору всемирную славу. В 1872 г. он получил приглашение дать несколько концертов в США. Концерты были организованы с американским размахом, слушала Штрауса вся Америка. О гонорарах маэстро его собратья по цеху говорили благоговейным шепотом. А оркестры, которыми он дирижировал здесь, вполне могли составить население небольшого городка. Так, в Бостоне вальс «На прекрасном голубом Дунае» исполнял оркестр из двух тысяч музыкантов.
В 1892 г. Штраус решил попробовать свои силы в новом жанре - и написал комическую оперу «Рыцарь Пасман», которая была принята зрителями холодно. Но на популярности маэстро этот неуспех никак не отразился. К его семидесятилетию оперетту «Летучую мышь» поставили в Венской придворной опере. Кто мог тогда знать, что «Летучая мышь», это известнейшее произведение Штрауса, станет причиной его смерти? Четыре года спустя, 22 мая 1899 года, дирижируя увертюрой к ней, композитор простудился и заболел воспалением легких. 3 июня Иоганна Штрауса не стало.
Феноменальный успех музыки Иоганна Штрауса-младшего ещё долго после смерти композитора будоражил воображение его поклонников и последователей, побуждая их сочинять оперетты, смонтированные из различных произведений «короля вальсов». Первой из них стала «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса и на создание которой разрешение дал сам композитор незадолго до своей кончины.
Литература о классике венского вальса очень бедна. Книга Мейлаха Е. «Иоганн Штраус. Из истории венского вальса» (1962) по существу первая и единственная книга на русском языке с обстоятельным очерком о жизни и творчестве великого австрийского композитора. Данное, четвертое издание приурочено к 150-летию со дня рождения композитора. В нем значительно расширен раздел, посвященный пребыванию Штрауса в России; интерес представляют изыскания последних лет. Книга представлена в фондах отдела нотных изданий и звукозаписей.
Также в фонотеке отдела НОТ и звукозаписей представлены лицензионные аудио записи лучших произведений прославленного композитора:
Штраус И. The Best Of Strauss / исполн. симф. оркестр; дир. А. Шольц. - Германия, 1995. - (Инв. № 6658 – НОТ);
Штраус И. Вальсы / исполн. оркестр Венской Оперы; дир. К. Михальски, П. Фальк. - Германия, 1995. – (Инв. № 6659 - НОТ);
Штраус, И. Вальсы / исполн. оркестр Венской Оперы; дир. П. Фальк, А. Шольц. - Израиль, 1992. – (Инв. № 6605 - НОТ);
Штраус, И. Вальсы: На прекрасном голубом Дунае. Императорский вальс. Сказки венского леса. Вальс из оперетты "Цыганский барон" / исполн. хор и оркестр В. Хибша. - Чехия, 1984. – (Инв. № 4713 – НОТ);
Штраус, И. Летучая мышь: монтаж оперетты / рус. текст Г. Ярон; стихи Д. Цензор, Г. Регистан; исполн. Г. Сахарова, О. Викланд, Л. Неверов, К. Михайлов, В. Захаров, Р. Плятт, И. Петров, Б. Петкер, К. Рачевская, Н. Ткачева, М. Шавинский, В. Зельдин, Г. Ярон, М. Названов, Артисты московских театров, солисты, хор и оркестр ВР, симф. оркестр Московской гос. филармонии; дир. С. Самосуд. – Москва, 1978.- (Инв. № 2273 – НОТ);
Штраус, И. Летучая мышь: оперетта в 3-х действ. / либр. К. Хафнер, Р. Жене; исполн. Н. Гедда, А. Ротенбергер, Д. Фишер-Дискау, Ю. Ферстер, Р. Хольм, сопрано, Б. Фассбендер, меццо-сопрано, А. Даллапоцца, тенор, В. Берри, хор венской гос. оперы, Венский симф. оркестр; хорм. Ф. Герштакер; дир. В. Босковский. – Москва, 1971.- (Инв. № 3104 – НОТ);
Штраус И. Мелодии старой Вены / исполн. Гос. симф. оркестр Министерства культуры СССР; дир. П. Коган. - Россия, 1996. – (Инв. № 8843 -- НОТ);
Штраус, И. На прекрасном голубом Дунае: Вальс; Увертюра к оперетте "Летучая мышь"; Венская кровь: Вальс; Императорский вальс / исполн. оркестр п/у Б. Вальтера; дир. Б. Вальтер. – Москва,, [1968]. – (Инв. № 830 – НОТ);
Штраус, И. Сказки Венского леса: вальс / исполн. симф. оркестр ВР; дир. С. Самосуд, А. Гаук. – Москва, 1961. – (Инв. № 5180 – НОТ);
Штраус И. Фантазия на темы оперетты «Летучая мышь» /, исполн. Орк. ВР; дир. Л. Пятигорский. – Москва, 1956. – (Инв. № 8372 - НОТ);
Штраус И. Цыганский барон: монтаж оперетты / И. Штраус, исполн. А. Яковенко, И. Картавенко, Г. Абрамов, А. Клещева, А. Матюшкина, А. Тихонов, Хор и оркестр ВР; дир. Ю. Силантьев. – Москва, [1953]. – (Инв. №7325 – НОТ);
Штраус Р. Andante: для валторны и ф-но / исполн. В. Буяновский, валторна; партия ф-но Н. Говорова. – Москва, 1982. – (Инв. № 3202- НОТ);
Штраус Р. Альпийская симфония: оp. 64 / исполн. оркестр Софийской филармонии; дир. Э. Табаков. - Болгария, 1994. – (Инв. № 5709 – НОТ);
Штраус Р. Бурлеска: для фортепиано с оркестром: ре минор: соч. 1886 г. / исполн. М. Фрагер, исполн. Дрезденская Штаатскапелла; дир. Р. Кемпе. - Германия, 1977. – (Инв. № 1674 – НОТ);
Штраус Р. Домашняя симфония: соч. 53 / исполн. Венский филармонический оркестр; дир. Р. Штраус. – Москва, [1968]. – (Инв. № 1093 – НОТ);
Штраус Р. Дон Жуан: симфоническая поэма (по Н. Ленау) / исполн. Бостонский симф. оркестр; дир. Ш. Мюнш. – Москва, 1984. – (Инв. № 4673 – НОТ);
Штраус И. Дон Жуан: соч. 20. Шлагоберс-вальс. Смерть и просветление: соч. 24 / исполн. Венская филармония; дир. Р. Штраус. - Берлин, 1973. – (Инв. № 1236 – НОТ);
Обзор подготовила
вед. библиотекарь НОТ А.И. Иллич
|