Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
ЯЗЫК ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОСТ И ИЗЯЩЕН
Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такой, какова она есть на самом деле.
Ее назначение — правда, безусловная и четкая.
А. П. Чехов Главное условие беллетристики второй половины XIX века – необыкновенная сжатость и краткость. Самым главным мастером и, можно даже сказать, создателем такого жанра является Антон Павлович Чехов. Именно форму очерка разработал он до удивительного совершенства. И эта форма сама по себе побуждала к экономии художественных средств и концентрированной силе впечатления. Будучи лишен всякой идеологии, чуждый теоретизации, Чехов вскрывал глубочайшие противоречия действительности, давал сначала «местные», частичные, а затем и такие широкие итоги русской жизни, каких не давал ни один из его современников и ближайших предшественников. Он показал бесконечный ряд картин бытия среднего человека, целый калейдоскоп всевозможных уголков русской жизни, перебрал все чины и звания - от крестьянина, почтальона, студента, учителя, врача, священника до архиерея и сановника или профессора, министра, земского деятеля. На выставке представлены редкие издания произведений классика мировой литературы, одного из самых известных драматургов мира, и публикации о его жизни и творчестве: 1. Чехов А. П. Полное собрание сочинений. - Санкт – Петербург: Изд. А.Ф. Маркса, 1903. - Т. 4; Чехов А.П. Анна на шее. Попрыгунья. Невеста. - Москва – Ленинград : Худож. литература, 1966. Эти издания - целая коллекция маленьких шедевров юмора. Писалось это всё «машинально, полубессознательно», как сообщает Чехов в письме к А.Н. Плещееву, прибавляя: «Не помню ни одного своего рассказа, над которым я работал более суток, а «Егеря» я писал в купальне…». «Пестрые» рассказы весёлого Антоши Чехонте (псевдоним Чехова) представляют классические образцы созданного им жанра. В своих «весёлых» рассказах Чехов то и дело «накладывает руку» на весьма серьёзные темы. Шутя, он вскроет иной раз такую бездну темноты и некультурности и такое ужасающее непонимание между современниками, что вместе со смехом вызывает в читателе самое серьёзное раздумье. 2. Чехов А.П. Письма. - Т. 1. (1876 – 1887). – Москва: Изд. М.П. Чеховой, 1912. Этот том даёт представление о законченном периоде жизни и литературной деятельности Антона Павловича и вводит читателя в тот перелом, который случился в его настроении и творчестве в конце 1887 года. Издание проиллюстрировано сохранившимися фото Чехова, видами, имеющими отношение к его жизни и творчеству, факсимиле некоторых писем и рукописей, показывающих, как с годами формировался и менялся стиль и почерк писателя. 3. Соболев Ю. Антон Чехов. Неизданные страницы. – Москва: Северные дни, 1916. Книга представляет собой собрание материалов, относящихся к истории чеховского творчества. В неё включены несколько небольших набросков и очерков молодого Чехова – ряд вещиц, не вошедших в его полное собрание сочинений. Это мелочи и шутки, взятые из журналов «Будильник», «Развлечения», «Стрекоза» и «Осколки». К представлению о нем, как о художнике, они прибавляют не много. Но, исследователю, изучающему Чехова во всем его объеме, нельзя миновать этих блесток молодого дарования. «Лицейские рассказы» Чехова в сущности не изучены. То, что удалось найти для этого сборника, служит добавлением к огромному богатству, оставленному писателем. Думается, что и театральные рецензии Чехова, которые здесь впервые полностью напечатаны, могут иметь значение для исследователя чеховского творчества. Они интересны потому, что написанные в виде юмористического фельетона, свидетельствуют и о серьезных взглядах на задачи искусства, которыми уже тогда был полон этот беззаботный сотрудник юмористических журнальчиков. Вторую часть книги составляют биографические материалы о смерти Чехова, составленные по газетным статьям, появившимся в июльские дни 1904 года. Здесь же – не бывшие ранее в печати воспоминания людей, знавших Чехова - В.Г. Короленко, П.А. Архангельского, А.А. Измаилова, Е.М. Дюковской, случайных попутчиков, обыкновенных простых людей, которые волею судьбы оказались рядом с Антоном Павловичем – ямщика Прокофия, барышни–библиотекаря в городе Воскресенске, гражданина Колесникова. 4. Фридкес Л.М. Описание мемуаров о Чехове. - Москва – Ленинград: Академиа, 1930.
Библиографический указатель мемуарной литературы, в основном дореволюционной, изданный к 70–летнему юбилею писателя. В нем, кроме выходных данных, раскрывается краткое содержание источника и для облегчения пользования имеется алфавитный и тематический указатели. Настоящая работа стремится систематизировать весь тот ценный материал, заключенный в мемуарах, накопившийся со дня смерти писателя и разбросанный по многочисленным сборникам, брошюрам.
Материал подготовила библиотекарь отдела редкой книги Н. А. Парахонская
Ждем Вас по адресу: 360063, Краснодар, ул. Красная, 8, ККУНБ им. А.С. Пушкина Часы работы:
Понедельник – четверг
с 9.30 до 19.00
Нерабочие дни: пятница, последний день месяца.
Перечень дополнительных услуг - поиск правовых актов в электронных базах данных; - предоставление информации на дисплее для краткого ознакомления; - выдача справки о месте и времени опубликования документа, а также об изменениях; - перенос информации на бумажные, магнитные, оптические носители; - поиск правовой и юридической литературы в электронном каталоге библиотеки; - прием заказов по телефону на поиск заказываемого правового акта и справка о месте и времени его опубликования; - подборка законодательства по запрашиваемой теме; - индивидуальное обслуживание; - выполнение всех видов справок: фактографических, библиографических, аннотированных, аналитических по правовым вопросам и смежным отраслям; - предоставление правовой информации на CD-ROM. |