Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Самый русский композитор

4.jpgЯ русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка-это плод моего характера, и потому это русская музыка… (С.В. Рахманинов)

На исходе первого десятилетия 20 века имя Сергея Васильевича Рахманинова звучало как одно из самых крупных и ярких имен среди деятелей русского искусства. Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой характеристике отражены объективные качества стиля Рахманинова и его место в историческом наследии мирового искусства.

Именно творчество Рахманинова синтезировало и объединило воедино принципы московской школы во главе с П.И. Чайковским и петербургской, где работали композиторы «Могучей кучки», в единый русский национальный стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, в творчестве Рахманинова нашла законченное воплощение. Он продолжил оперные традиции Римского-Корсакова и Мусоргского, симфоний Чайковского и стал связующим звеном в непрерывной цепи русской национальной традиции, продолженной в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке. Творчество Рахманинова хронологически относится к периоду русского искусства, который принято называть «Серебряным веком». Этот период явил миру многих великих творцов - А. Скрябина, А. Блока, С. Есенина, балерину Анну Павлову, В. Маяковского и Ф. Шаляпина. Основными творческими направлениями искусства этого периода были символизм, авангардизм и модернизм. Но Рахманинов не поддался модным направлениям - диссонанс он отверг категорически. Поэтому музыкальные критики нещадно бранили его за старомодность, отсталость и салонность. Б.В. Асафьев, известный музыкальный критик, в статье о Рахманинове приводит интересное высказывание самого композитора: «Не хочу ради того, что считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне, как в шумановской фантазии, тону, сквозь который я слышу окружающий мир». Он избрал, подобно Дебюсси и Рихарду Штраусу, свой собственный, присущий только ему стиль. Это и привлекает к его творчеству людей самого разного возраста, и не только профессионалов.

Сергею Васильевичу выпала судьба стать современником русской революции. Этим объясняется роль Рахманинова в развитии национальной традиции. Именно революция отражена в его творчестве как «катастрофа», «конец света» и «возмездие» за грех человеческий. В сочинениях композитора сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и умиротворенное созерцание, трепетная настороженность и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженность. Его музыка обладает неистощимым мелодическим и полифоническим богатством. Она впитала русские народные песенные истоки, и некоторые особенности знаменного распева. Во многих его произведениях мы слышим колокольные звоны. Тема Родины - центральная тема в творчестве Рахманинова. С наибольшей полнотой она воплотилась в его крупных инструментальных сочинениях, особенно во втором и третьем фортепианных концертах. Имя Рахманинова стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Рубинштейна, К. Дебюсси и К. Сен-Санса. Он является одним из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 веков. Творческое наследие композитора огромно и разносторонне, это четыре оперы: «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», малоизвестная опера «Мона Вана». Сочинения для оркестра: три симфонии, фантазия «Утёс», «Остров мертвых», и последнее его сочинение - «Симфонические танцы». Камерно-инструментальные ансамбли, в том числе «Элегическое трио». Четыре концерта для фортепиано с оркестром и «Рапсодия на тему Паганини», на которую впоследствии балетмейстером М. Фокиным был поставлен балет «Паганини». Его фортепианные произведения включают сонаты, музыкальные моменты, этюды-картины, прелюдии, транскрипции и переложения произведений разных композиторов, две сюиты для фортепиано. Для хора Рахманинов написал «Литургию Иоанна Златоуста» (a capella), «Всенощное бдение» и хоры с оркестром и фортепиано. В творческом наследии композитора насчитывается более 80 романсов.

Искусство Рахманинова отличается жизненной правдивостью, искренностью и эмоциональностью. Слушая его музыку, видишь и понимаешь все, что он хотел высказать, что творилось в его душе в период создания шедевра. В нашем, уже XXI веке, когда мы едва успеваем уследить за достижениями научно-технической мысли, музыка Сергея Васильевича Рахманинова является для нас отдушиной, в потоке захлестнувшей нас бездуховной электронной музыки. «Если бы не музыка Рахманинова», нам, исполнителям, совсем было бы нечего играть», - сказал известный пианист Е. Кисин. Произведения композитора исполнялась такими корифеями-пианистами, как Г. Нейгауз, С. Рихтер, В. Ашкенази.

Рахманинов одним из первых композиторов и исполнителей, в 30-40–е годы 20-го века, стал записывать плоды своего творчества на еще далекие от совершенства пластинки. Благодаря этому мы имеем его бесценные автографы. Они до настоящего времени служат свидетельством высокого мастерства первого пианиста вселенной.

Отношение Рахманинова к искусству, к людям искусства было поистине рыцарским. Живя в отрыве от Родины, он не переставал думать о России, о русских людях, живо интересовался русской литературой и успехами композиторов Советского Союза. Известно, что в дни Великой Отечественной войны Рахманинов давал концерты, сборы от которых поступали в фонд обороны Советского Союза и частично американскому «Красному Кресту». Сергею Васильевичу не посчастливилось дожить до Победы. Последний раз музыкант играл с оркестром в Чикаго 11 и 12 февраля 1943 г., исполнив «Первый концерт» Л. Бетховена и «Рапсодию на тему Паганини». Публика вставала при его появлении на эстраде, устроив по окончании концерта овации, и подолгу не отпускала композитора. Последним в его жизни стал концерт в небольшом городке Ноксвилле, состоявшийся 17 февраля 1943 г.

Смертельно больной Рахманинов не расставался с мыслью о России, о бушующей на её земле жесточайшей в истории человечества войне. Каждый день он спрашивал жену о положении дел на фронте, об успехах советских войск. В дни, когда он был уже тяжело болен, из Союза композиторов СССР пришло поздравление с семидесятилетним юбилеем. В нем говорилось о его великом вкладе в советскую и мировую культуру, выражалась признательность за помощь в деле Победы. 28 марта 1943 года молниеносная форма рака привела к смертельному исходу. Сергей Васильевич не дожил всего несколько дней до своего 70-ти летия.

Потрет каждого из гениев складывается, в конечном итоге, из мнений о нем других людей. О Рахманинове написаны десятки книг, с наиболее интересными из них мы хотим познакомить наших читателей:

5.jpgВ год 135-летия со дня рождения великого композитора издательство «Классика – XXI век» выпустило в свет уникальную монографию Никитина Б.С. «Сергей Рахманинов. Две жизни» (Москва, 2009), которая читается, как увлекательный роман-расследование, поражающий обилием малоизвестных фактов и деталей. Необычность этой книги в том, что ее автор Борис Никитин не писатель и не музыковед, а по профессии военный моряк. Совсем молодым Никитин участвовал в сражениях Второй мировой войны и долгие годы служил в морском флоте. Творчество Сергея Рахманинова интересовало Бориса Никитина с детства. Но заняться книгой о Рахманинове автор смог только на склоне лет, хотя материалы о жизни и творчестве великого музыканта собирал долгие годы. Так сложилось, что Борис Никитин 10 лет проработал в дипломатическом представительстве в Лондоне и ему были доступны фонды зарубежных архивов, которые в те годы были закрыты для советских искусствоведов. В частности, он досконально исследовал авторские посвящения Рахманинова, которые во многом изменили общепринятые представления о взаимоотношениях композитора с друзьями и родными. В 1990 году в Москве Борис Никитин встретился с внуком композитора Александром Рахманиновым, который предложил ему снять фильм о Рахманинове.

Монография Соколовой О.И. «Сергей Васильевич Рахманинов» (Москва, 1984) представляет великого русского композитора С.В. Рахманинова как вдохновенного поэта звуков. Творчество Сергея Рахманинова давно уже стало достоянием широких кругов музыкантов и любителей музыки, прочно вошло в сознание людей, в жизнь и быт многих народов мира. Его фортепианные концерты, прелюдии и этюды-картины, его симфонии и симфонические поэмы, оперы, хоры, романсы постоянно звучат в концертных залах, консерваториях и музыкальных училищах, на международных конкурсах, по радио и телевидению, пользуясь неизменной любовью слушателей и исполнителей.

В 70–80 годах 20 в. издательство «Советский композитор» выпустило монументальное трехтомное издание Рахманинов С.В. «Литературное наследие» (Москва,1978-1980), которое представляет собой полное собрание литературного творчества композитора. В первый том «Литературного наследия» вошли воспоминания, статьи, интервью, письма классика первой половины XX века, прославившего русское музыкальное искусство. Во второй том вошли письма композитора, написанные в период с 1910 по 1933 годы. В третьем томе «наследия» опубликованы письма композитора, датированные 1934-1943 годами.

6.jpgМонография «Рахманинов и его время» (Москва, 1973) освещает деятельность выдающегося русского композитора, пианиста, дирижера С.В. Рахманинова до его отъезда за границу в 1917 г. Жизнь и творчество замечательного музыканта рассматриваются на широком фоне русской художественной культуры конца XIX - начала XX вв. Дается характеристика всех произведений композитора от первых юношеских опытов до последнего цикла этюдов-картин, излагается история их создания и дальнейшей жизни на концертной эстраде или в оперном театре, рассказывается о творческих взаимоотношениях Рахманинова с Чайковским, Танеевым, Скрябиным, Метнером.

Документальная повесть Дуловой Е. «Преодоление» (Москва, 1984) рассказывает о детстве, юности, становлении личности и развитии творчества С.В. Рахманинова. Издание адресовано детям среднего и старшего школьного возраста.

7.jpgКнига Веры Брянцевой «С.В. Рахманинов» (Москва, 1976) - одно из самых обширных в нашем музыкознании исследований жизни и творчества Рахманинова. Построена по классической традиции монографий. В ней подробно раскрывается биография композитора, даётся характеристика стиля и анализ всех сочинений в хронологической последовательности, широко цитируются письма Сергея Васильевича и воспоминания современников, представлен обширный фоторяд, нотные автографы и примеры, а также список сочинений и именной указатель.

8.jpgГосударственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки создал истинно бесценный двухтомный сборник «Воспоминания о Рахманинове» (Москва, 1988). Авторы воспоминаний – люди самых разных слоев общества, разных профессий. Среди них музыканты, художники, скульпторы, артисты оперных театров, писатели, музыкальные критики, а также родственники композитора и служащие его дома. Со страниц книги перед нами предстает правдивый, не идеализированный, а живой жизненно достоверный образ С.В. Рахманинова.

Иллюстрированный альбом «С. В. Рахманинов «Человек. События. Время» (Москва, 1982) представляет собой творческо-биографический очерк жизни С.В. Рахманинова. Главы альбома: «Детство. Юность», «Первые годы творчества», «Расцвет», «Вдали от Родины», «Жизнь музыки Рахманинова продолжается». В альбоме использованы фотоматериалы: семейные фотографии, фотографии друзей и известных музыкантов, мест, где жил или бывал композитор.

9.jpgИздательство «Классика XXI век» выпустило книгу «Сергей Рахманинов. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном» (Москва, 2008). Со страниц этого уникального издания звучит голос самого Рахманинова. Во время прогулок в парижском предместье Клерфонтен великий музыкант искренне поведал своему другу Оскару фон Риземану о своем детстве и юности, о первых успехах и поражениях, о полных горечи и триумфов годах эмиграции. «Воспоминания», впервые изданные в Лондоне в 1934 г. почти полвека оставались недоступными российскому читателю. Теперь с их помощью мы можем дорисовать живой многомерный портрет одного из последних могикан великой культуры России.

10.jpgИсследовательская монография Жанны Пановой «Колокола» из серии «История одного шедевра» (Москва, 2008) по сути своей уникальна. Во-первых, своей простотой и жизненной необходимостью, во-вторых – универсальностью. Книги этой серии исправно выполняют функцию «гида» для всех, отправляющихся «в концерт», послужат методическим материалом для преподавателя при подготовке к уроку, а не очень добросовестному ученику при случае заменят шпаргалку. Удобный «карманный» формат и небольшой объем позволяет носить книгу с собой.

Букинистическое издание Рахманинов С.В. «Письма» (Москва, 1955) подготовлено к выходу в свет Государственным Центральным музеем музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Книга содержит полное собрание писем С. Рахманинова.

11.jpgКнига Роберта Мэтью Уокера «Рахманинов» из серии «Иллюстрированные биографии великих музыкантов» (Урал LTD, 1999) повествует о жизни великого композитора. Рассказывает и о стране, в которой он родился, о времени, в котором жил. Написана она в большей степени в расчете не на специалиста, а на простого читателя и любителя музыки.

Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико. Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы. Он оставил эталонные записи произведений, на которых учатся многие поколения музыкантов. В фонотеке нашего отдела хранятся раритетные пластинки с авторскими аудиозаписями великого музыканта. Фонды фонотеки доступны для прослушивания нашим читателям.


Список аудиозаписей рекомендуемых для прослушивания:

Рахманинов С. В. Искусство С. В. Рахманинова / С. В. Рахманинов, исполн. фортепиано С. Рахманинов. – Москва, 1975. - (Инв. № 1108 – НОТ);

Рахманинов С. Концерт N 1: для фортепиано с оркестром: фа диез минор: соч. 1 / С. Рахманинов, исполн. С. Рахманинов, фортепиано, Филадельфийский орк.; дир. Ю. Орманди. – Москва, 1956. - (Инв. №№ 7701 – НОТ; 7732 – НОТ);

Рахманинов С. Концерт N 4: для фортепиано с оркестром: соль минор: соч. 40 / С. Рахманинов, исполн. С. Рахманинов, фортепьяно; исполн. Филадельфийский оркестр; дир. Ю. Орманди. – Москва, 1961. – (Инв. № 5202 – НОТ);

Рахманинов С. Концертные выступления / С. Рахманинов, исполн. С. Рахманинов, фортепиано. – Москва, 2005. – (Инв. № 1116 – НОТ);

Рахманинов С. Концерты: для фортепиано с оркестром №№ 1-4. Рапсодия на тему Паганини: op. 43 / С. Рахманинов, исполн. С. Рахманинов, фортепиано, Филадельфийский орк.; дир. Ю. Орманди, Л. Стоковский. - Германия, 1994. – (Инв. № 9684 – НОТ);

Рахманинов С. Сольные произведения и транскрипции: для фортепиано / С. Рахманинов, исполн. С. Рахманинов, фортепиано. - Германия, 1989. –

(Инв. № 6624 – НОТ);

Рахманинов С. Favorite Rachmaninov / С. Рахманинов, исполн. В. Ашкенази, фортепиано, Лондонский симф. орк.; дир. А. Превин. - Англия, 1992. –

(Инв. № 7017 – НОТ);

Рахманинов С. Алеко: опера в одном действии / С. Рахманинов, либр. В. Немирович-Данченко; по поэме "Цыганы" А. Пушкина; исполн. Е. Нестеренко, бас, А. Федин, тенор, В. Маторин, бас, С. Волкова, сопрано, Р. Котова, меццо-сопрано, хор и оркестр; дир. Д. Китаенко. - Москва, 1990. - ( Инв. № 8059 – НОТ).

Ждем Вас в Отделе нотных изданий и звукозаписей. Отдел работает с 11 до 19 часов. Выходной – пятница. Телефон 268-03-06.

Дополнительные услуги отдела :

• Тематический поиск по электронным базам данных

• Выдача справок (тематических, аналитических)

• Изготовление копии звукозаписи из фондов отдела

• Изготовление копии тематической подборки звукозаписи

• Распечатка информации на принтере

• Выдача литературы и СD из подсобных фондов отдела.

Информацию подготовила гл. библиотекарь Иллич А.И.