name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.JPG

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Николин день. Образ святого Николая в русской иконописи

19 декабря совершается празднование памяти святителя Николая Чудотворца. Фонд отдела литературы по искусству богат альбомами древнерусской иконописи, что позволило представить на выставке, оформленной к Николину дню, многочисленные варианты изображения св. Николая.

Особый круг образов древнерусской иконописи составляют изображения святых. Сочетание житейской достоверности и духовной высоты – характерные черты образов святых, созданных русскими иконописцами.

001.jpgНиколай Мирликийский, живший в IV веке епископ города Миры в Ликии (Малая Азия), был и остаётся самым почитаемым на Руси святым. Народ чтил византийского святого Николая, или Николу (так его называли на Руси), как защитника от различных бедствий и помощника в трудных обстоятельствах, называл его «чудотворцем», «скорым в помощи», «заступником роду крестьянского», верил, что Никола поможет в трудном пути, спасёт от разбушевавшейся водной стихии.

002.jpgНиколин день – день памяти св. Николая – отмечается дважды: 6 (19) декабря в день его кончины (Никола Зимний) и 9 (22) мая (Никола Вешний) в честь перенесения мощей святого из Мир Ликийских, занятых мусульманами, в итальянский город Бари.

Иконографический канон, сложившийся в Византии, сохранил портретные черты высоколобого старца в епископском облачении с «ангельским ликом, исполненным святости», как сказано в житии. Следуя канону, русские иконописцы создали немало прекрасных произведений с образом святого, полного мудрости и духовной чистоты. Интересный факт: в 1953 году во время реставрационных работ в храме города Бари прошло освидетельствование мощей св. Николая. Было установлено, что святой умер в возрасте 70–80 лет. В составленном учёными антропологическом портрете святого проявилось большое сходство его облика с русскими иконописными образцами.

В древнерусской иконописи святой Николай всегда изображался в епископском облачении – фелони, с коротко подстриженной белой бородой, открытым высоким лбом, указывающим на необычайную мудрость святого, и благословляющим жестом правой руки. Неотъемлемым атрибутом икон св. Николая является омофор (длинная широкая полоса ткани с изображениями крестов, возлагаемая на плечи поверх всех облачений) и Евангелие в левой руке – также символ принадлежности к епископскому сану.

Древнейшей сохранившейся русской иконой св. Николая Чудотворца считается новгородская икона середины XIII века из Свято-Духова монастыря, находящаяся сейчас в собрании Русского музея.

003.jpg

Лик святого с высоким лбом во многом сохранил византийскую строгость, он поражает аскетичностью, духовной силой, работой мысли. Но красочность и нарядность, идущие от народного искусства, смягчили суровость облика, превратив строгого византийского святого в русского Николу, которому приписывалось участие в повседневных делах и заботах людей.

Икона «Никола Липенский» сохранила подпись художника (Алекса Петров сын) и дату (1294), что делает её совершенно уникальным памятником.

004.jpg

Колоссальная фигура Николы плотно вписана в середину иконы (средник), что придаёт изображению особенную внушительность. Одной из самых узнаваемых примет икон Николая Чудотворца (она присуща и иконе «Никола Липенский») считается изображение «никейского чуда». Справа и слева от нимба святого в медальонах, на облаках или просто на фоне иконописец пишет фигуры Спасителя с Евангелием в руках и Богородицы с омофором. Это почерпнутый из жития святого рассказ о возвращении ему епископских регалий после «заушения» (удара по щеке) еретика Ария на I Вселенском соборе в Никее. Святитель Николай Мирликийский был особо выделен среди епископов тем, что знаки епископского достоинства – Евангелие и омофор – были возвращены ему непосредственно из рук Христа и Богоматери. На рассматриваемой иконе святой утратил присущую византийским образцам суровость фанатического отца церкви, перед нами добрый русский святитель. Необычно для византийских икон и обилие орнаментальных мотивов. Одеяние и даже нимб святителя декорированы тончайшим орнаментом.

005.jpgС XIV века в русской иконописи широкое распространение получили житийные иконы св. Николая. Житийные иконы – композиции, представляющие собой ряд сцен-клейм по периметру изображения святого. Они повествуют о главных событиях жизни святого, о мучениях, которые он принял, о чудесах, прославивших его имя. Житийные иконы получили на Руси широкое распространение. Их любили, они совмещали в себе два важных момента – молитвенное общение, поклонение образу святого, помещённому в средник, и возможность получить наглядное представление о жизни святого.

В древнерусских житийных иконах существуют различные иконографические типы святого Николая. Большой популярностью пользовалась иконография образа, восходящая к древнейшей иконе Николая Зарайского: фигура святого изображалась в рост с разведёнными в стороны руками; правой рукой святой благословляет, в левой держит открытое или закрытое Евангелие и плат. Существует версия, что такое изображение святого восходит к образу на древней чудотворной иконе, перенесённой в Зарайск.

Икона «Николай Зарайский с житием» московской иконописной школы представляет распространённый в древнерусской живописи тип житийной иконы.

006.jpg

Пространство средника, в котором изображён святой, окружено чередой отдельных сцен (клейм). В них рассказано об основных событиях жизни Николы и чудесах. Особенно часто иллюстрировались чудеса, в которых святой выступал как спаситель от гибели на море, от неправедного суда, как борец с бесами и помощник нуждающимся. Св. Николай изображён в епископском облачении, держащим Евангелие в левой руке и благословляющим правой. По сторонам вкруглых медальонах: Христос, протягивающий ему Евангелие, и Богоматерь, подающая омофор.

Николу Можайского также изображали в рост, в правой руке у святого меч, а в левой – модель обнесённого стеной храма – «града».

007.jpg

Иконография Николы Можайского восходит к деревянной скульптуре, находившейся в Никольском соборе города Можайска. По преданию, во время нашествия войск хана Батыя на Можайск защитникам города в небе было явление грозного Николы с «мечом и градом» в руках. Устрашённые этим знамением, враги сняли осаду, а жители города изготовили в память о видении резное деревянное изображение святителя.

Никола Великорецкий изображался погрудно, правая рука в жесте благословения, в левой – закрытое Евангелие.

008.jpg

Считается, что иконографический тип погрудного или поясного изображения святого, восходящий к древним византийским иконам, воспроизводит чудотворную икону, «явившуюся» на Вятке при реке Великой в 1383 году. Иконы с погрудным изображением св. Николая, окружённого полуфигурами избранных святых, получили широкое распространение в иконописи Русского Севера. Их отличительную особенность составляет красный фон средника, акцентирующий внимание на лике святого.

В собрании Третьяковской галереи хранится икона св. Николая, которая, согласно преданию, явилась московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой и надеждой согрела сердце его.

009.jpg

В эпоху тяжёлых испытаний не случайно обращение именно к этому святому – «скорому на помощь» и на живое сочувствие. И эта постоянная помощь, всегда безотказная, породила ответную волну признательности всенародной, любви и почитания. В этой любви, в глубоком постижении личности мудрого и кроткого Чудотворца из Мир Ликийских большую роль сыграли его яркие образы, созданные древнерусскими иконописцами. Образ Николая Чудотворца и поныне остаётся живым и притягательным, заслуживающим углублённого изучения и включения в духовную практику общества.

Изображения Николая Чудотворца, представленные на сайте, и сведения об иконографическом каноне взяты, в основном, из следующих изданий:

Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева : альбом / авт.-сост. А.А. Салтыков. - 2-е изд. - Л. : Художник РСФСР, 1989. - 262 с. : ил. - (Художественные музеи Российской Федерации). - Библиогр.: с. 56-59.

85.14(2); 75С; М 895 (Б1901502-ОИ)

Новгородская икона XII-XVII веков : альбом / авт.-сост. В.К. Лаурина, В.А. Пушкарев. - Л. : Аврора, 1983. - 342 с. : ил.

75С; Н 726 (Б1674441-ОИ)

Почитание святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве : [материалы и исслед.] / Межрегион. науч. проблем. об-ние по изучению худож. культуры Рус. Севера [и др. ; ред. Е. Н. Хрущева]. - М. : М.Сканрус, 2007. - 256, XL с. : ил.

85.14(2); 75С; П 656 (Б2145161-ОИ)

Русская иконопись. Сюжеты и шедевры / сост. А. Ю. Астахов. - М. : Белый город, 2007. - 544 с. : ил.

85.14(2); 75С; Р 892 (Б2155568-ОИ)

Русские житийные иконы XVI - начала ХХ века / Гос. Эрмитаж. - СПб. : Славия, 1999. - 168 с.

85.14(2); 75С; Р 893 (Б2081603-ОИ)

Русское искусство из собрания Государственного музея истории религии : [альбом] / [авт. текста М. В. Басова]. - М. : Белый город, 2006. - 303 с. : ил.

85.14(2); 75С; Р 895 (Б2143023-ОИ)

Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи / Е. Н. Трубецкой. - М. : Белый город, 2006. - 431 с. : в основном цв. ил. - (Русская иконопись). - Указ.: с. 420-431.

85.14(2); 75С; Т 77 (Б2141686-ОИ)

Энциклопедия православной святости : В 2 т. / авт.-сост. А.И. Рогов, А.Г. Парменов. - М. : Лик-пресс ; Ниола 21-й век. - Т.2. - 2003. - 368 с. : ил.

86.3 я2; 2(083); Э 687 (Б2103458-ОИ)

Материал подготовлен В.П. Гугниной, главным библиотекарем

отдела литературы по искусству.