Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

ВДОХНОВЕННЫЙ ПЕВЕЦ С ДУШОЙ ПАТРИОТА

Римский-Корсаков Ленйтенант флота.jpgИмя Николая Андреевича Римского-Корсакова - одного из крупнейших среди русских композиторов второй половины XIX столетия - широко известно во всем мире. Гениальный композитор, выдающийся педагог, создавший свою школу, дирижёр-практик, автор трудов об оркестре, статей о музыкальном образовании, музыкальный писатель, оставивший своеобразные мемуары «Летопись моей музыкальной жизни», Римский-Корсаков представляет собой энциклопедический тип русского художника.

Удивительный мастер оркестра, автор 15 опер, виртуозных симфонических произведений и великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии - то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это неудивительно. С раннего детства Ника (так звали его родные) был покорен морем, даже еще не видя его.

Н.А. Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 г. в городе Тихвине Новгородской губернии. И не впечатления тихого провинциального городка, находившегося вдали от моря, пробудили увлечение будущего композитора водной стихией. Все дело в том, что старший брат Ники Воин Андреевич был моряком. В своих письмах к семье он подробно рассказывал о морских путешествиях и дальних странах. Ника рос под впечатлением рассказов брата. Научившись читать, одну за другой проглатывал книги о морских путешествиях.

В двенадцатилетнем возрасте Нику определили в Морской корпус. Все практические занятия на кораблях проводились в пределах Балтики, и мальчик все сильней привязывался к морю.

Кадет Римс кий-Корсаков.jpgПо окончании Морского корпуса юный гардемарин Николай Римский-Корсаков совершил трехгодичное плаванье (это было время Гражданской войны в США). Во во время плавания эскадра выполняла секретные поручения русского правительства. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии, став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками.

Симфоническая картина «Садко» о приключениях новгородского купца, попавшего после кораблекрушения в подводное царство, легла впоследствии в основу оперы того же названия. От тихого, спокойного моря в начале плавания композитор доводит музыку до разбушевавшегося океана. Под воздействием игры Садко на гуслях Морской царь пускается в пляс. Пляска становится все более неистовой, на дно моря падают корабли, гибнут люди… И только когда Садко догадывается, что надо прекратить этот дикий танец, и обрывает струны, наступает тишина и море успокаивается.

Незабываемые морские картины рисует композитор и в симфонической поэме «Шехерезада» и в опере «Сказка о царе Салтане».

В проникновенных романсах композитора раскрывается его душевное тепло и сложность его замкнутой натуры. Вся гамма человеческих чувств звучит наиболее сильно.

Многие годы Николай Андреевич работал в Петербургской консерватории, создав там свою композиторскую школу. Среди его учеников - Глазунов, Лядов, Прокофьев, Стравинский, а также М. Штейнберг-- учитель Шостаковича.

Бескорыстный художник, увлеченный не только своим творчеством, всей душой преданный музыкальной культуре, композитор не жалел времени и сил на завершение произведений рано ушедших из жизни своих друзей и товарищей по «Могучей кучке» - Мусоргского и Бородина. Не будь Римского-Корсакова, мы, возможно, никогда бы не узнали ни оперы Бородина «Князь Игорь», ни народной музыкальной драмы «Хованщина» Мусоргского. И даже завершенный автором «Борис Годунов» получил всемирное признание после редактуры Римского-Корсакова.

Личная и творческая судьба Римского-Корсакова сложилась удачно. Но и его не миновала тяжёлая десница цензуры. Именно это обстоятельство послужило причиной преждевременной смерти Николая Андреевича.

В 1980 году в Москве готовилась постановка оперы «Золотой петушок». Постановка затягивалась из-за решения цензуры запретить оперу. Перед этим Николая Андреевича и особенно его либреттиста непрерывно вызывали в цензуру для срочного изменения тех или иных слов либретто (включая пушкинский текст!). Либреттист послушно выполнял требуемое, согласовывал с композитором, но появлялись новые требования - и это длилось бесконечно. Римский-Корсаков нервничал, обострилась болезнь сердца. В июне 1908 года композитор, наконец, получил официальное извещение, что постановка «Золотого петушка» запрещена вышестоящими органами как «вызывающая нежелательные ассоциации». Запрет «Золотого петушка» потряс Римского-Корсакова настолько, что у него произошел инфаркт. «Золотой петушок» был последним творческим словом Римского-Корсакова. Этой оперой от завершил свой творческий путь художника-патриота, художника-демократа.

С уходом Римского-Корсакова завершилась блестящая эпоха русской классической музыки XIX века, который принято называть золотым.

Памятником русской мемуарной литературы является книга Римский-Корсаков Н.А. «Летопись моей музыкальной жизни». Издание отпечатано в 1910 году в типографии М.М. Стасюкевича и является раритетом.

«Летопись» - выдающееся явление в мировой мемуарной музыкальной литературе и по своему содержанию, характеру, историческому значению занимает в ней особое место.

О Римском-Корсакове, как о русском патриоте рассказывает книга Янковского М. «Римский-Корсаков и революция 1905 года» (Москва, 1950). Русско-японская война и революция 1905 г. сыграли в жизни Римского-Корсакова важную, поворотную роль. Процесс критического переосмысливания происходящего в стране, который развивался в сознании композитора в этот период, в конечном итоге утвердился в оппозиционном отношении к самодержавному строю. Книга является библиографической редкостью.

В научно-исследовательской работе профессора Московской консерватории Евсеева С.В. под названием «Римский-Корсаков и русская народная песня» (Москва, 1970) объеденены два исследования - «Русские народные песни в обработке Римского-Корсакова» и «Русские народные черты музыкального языка Римского-Корсакова», второе из которых является логическим продолжением первого. В работе говорится о народной песенности и ее претворении в русской классической музыке.

В книге Соловцова А. «Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова» (Москва, 1964) описывается творчество Римского-Корсакова как олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства. Книга А. Соловцова - капитальное монографическое исследование жизненного и творческого пути великого композитора. Издание содержит иллюстрации и нотные примеры.

Монографическое исследование советского музыковеда Соловцова А. «Симфонические произведения Римского-Корсакова» (Москва, 1953) посвящено творчеству великого русского композитора. Автор подробно и ярко рисует облик Римского-Корсакова – композитора, педагога, дирижера, музыкально-общественного деятеля.

Путеводитель «Оперы Н.А. Римского-Корсакова (Москва,1976) рассказывает о месте оперы в творчестве композитора . Пятнадцать оперных произведений, созданных в разное время, – таково богатейшее наследие, оставленное великим композитором. В настоящий сборник входят статьи известных музыковедов о наиболее репертуарных операх.

В книге известного советскогоч музыкального теоретика и композитора Григорьева С.С. «О мелодике Римского-Корсакова» (Москва, 1961) творчество Н. Римского-Корсакова показано как одна из прекрасных самобытных страниц в истории мировой художественной культуры. Несравненная самобытность в сочетании с яркой народно-национальной природой, необычайная этическая возвышенность и чистота, идеи высокой красоты жизни, света и добра – все эти качества и в настоящее время привлекают огромное количество слушатей.

Ленинградская государственная консерватория пятидесятилетие со дня смерти великого музыканта отметила сборником статей «Н.А. Римский-Корсаков и музыкальное образование» (Ленинград, 1959) Статьи сборника посвящены углубленному изучению педагогической традиции Н.А. Римского-Корсакова.

В монографии Шак Т.Ф. «Гармоническая система в оперной драматургии Н.А. Римского-Корсакова» (Краснодар, 2003) на основе анализа оперного творчества композитора рассматривается один из аспектов музыкальной драматургии, а именно роль гармонии в композиции и концептуальном выражении идейного замысла музыкального произведения. Избранный ракурс анализа позволяет проследить образование в операх Римского-Корсакова сложных систем лейтмотивов, основывающихся на общности гармонического и конструктивного элементов.

В фондах фонотеки нашего отдела собраны редчайшие аудио и видеозаписи шедевров великого композитора. Записи доступны для прослушивания всем пользователям библиотеки. Произведения рекомендованные для прослушивания:

Римский-Корсаков Н. А. Квинтет: для фортепиано, флейты, кларнета, валторны и фагота: си бемоль мажор: соч. 1876 г.-- Москва, 1975. - (Инв. № 1148 – НОТ);

Римский-Корсаков Н. А. Концертная фантазия на русские темы: для скрипки с оркестром. Мазурка на польские народные темы: для скрипки с оркестром. / Симф. орк. ЦТ и ВР; дир. И. Шпиллер. – Москва, 1978 – (Инв. № 2095 – НОТ);

Римский-Корсаков Н. А. Светлый праздник: увертюра: для большого оркестра: соч. 36 / исполн. Академ. симф. оркестр Московской гос. филармонии; дир. Д. Китаенко. – Москва, 1978. – (Инв. № 2160 - НОТ);

Римский-Корсаков Н. А. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии: фрагменты оперы / исполн. Н. Рождественская, Д. Тархов, В. Шевцов, хор и оркестр Всесоюзного Радио; дир. В. Небольсин. – Москва, 1956. –

(Инв. № 309 – НОТ);

Рмский-Корсаков Н. А. Сказка о царе Салтане: опера в 4-х д. с прологом / Н. А. Римский-Корсаков, исполн. И. Петров, Е. Смоленская, Г. Олейниченко, хор и оркестр Большого театра СССР; дир. В. Небольсин. - Москва. 1978. – (Инв. № 2116 – 2118 – НОТ);

Римский-Корсаков Н. А. Царская невеста: опера в 4-х д. / исполн. Е. Нестеренко, Г. Вишневская, В. Атлантов, И. Архипова, хор и оркестр Большого театра СССР; дир. Ф. Мансуров. – Москва, 1978. – (Инв. № 1706 – 1708 - НОТ);

Римский-Корсаков, Н. Антар: симфоническая сюита / исполн. Гос. симф. орк. СССР; дир. К. Иванов. – Москва, [1961]. – (Ина. № 7889 - НОТ);

Римский-Корсаков Н. Вера Шелога: одноактная опера-пролог к музыкальной драме «Псковитянка» / исполн. В. Гаврюшов, В. Панова, Е. Грибова, оркестр Большого театра СССР; дир. С. Сахаров. – Москва, 1982. – (Ина. 3465 – НОТ);

Римский-Корсаков Н. Золотой петушок: небылица в лицах: опера в 3-х д. / исполн. Е. Нестеренко, В. Войнаровский, В. Свистов, В. Мочалов, Р. Котова, Большой хор Гостелерадио СССР, Симф. оркестр Московской гос. филармонии; дир. Д. Китаенко. – Москва, 1989. – (Инв. 5505 – НОТ);

Римский-Корсаков Н. Кащей Бессмертный: опера в 3-х д. / исполн. А. Архипов, Н. Терентьева, И. Журина, Хор им. Юрлова, Оркестр Большого театра; хорм. С. Гусев; дир. А. Чистяков. - Германия, 1992. – (Инв. № 5775 – НОТ);

Римский-Корсаков Н. Моцарт и Сальери: опера / исполн. П. Шрайер, Т. Адам, хор и оркестр Лейпцигского радио; дир. М. Яновский. - Германия, 1982. –

(Инв. № 4236 – НОТ);

Римский-Корсаков Н. Ночь перед Рождеством: опера в 4-х д. / исполн. Н. Шпиллер, Д. Тархов, С. Красовский, Н. Кулагина, В. Тютюнник, хор и оркестр Всесоюзн. радио; дир. Н. Голованов. – Москва, 1978. –

(Инв. № 1984 – 1989 – НОТ);

Римский-Корсаков Н. Пан воевода: сюита из оперы / исполн. Оркестр Большого театра СССР, ГАСО СССР; дир. Е. Светланов. – Москва, 1991. –

(Инв. № 8247 – НОТ);

Римский-Корсаков, Н. Псковитянка: опера в 3-х д. / исполн. солисты, хор и оркестр Большого театра СССР; дир. С. Сахаров. – Москва, 1961. –

(Инв. № 3455 – НОТ);

Римский-Корсаков Н. Романсы / исполн. А. Ковалева, М. Тарасова, Т. Коршикова, К. Плужников, А. Славный, Н. Охотников, Ю. Серов, фортепиано. – Санкт-Петербург, 1998. – (Инв. № 8245 НОТ);

Римский-Корсаков Н. Садко: опера-былина в 7-ми картинах / исполн. В. Галюзин, М. Тарасова, С. Алексашкин, В. Цидипова, Л. Дядкова, В. Огновенко, хор и оркестр Мариинского театра; дир. В. Гергиев. - Германия, 1994. –

(Инв. № 9306 – НОТ);

Римский-Корсаков Н. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии: опера / Н. Римский-Корсаков, исполн. Н. Охотников, Ю. Марусин, Г. Горчакова, В. Галюзин, Н. Путилин, О. Корженская, хор и оркестр Мариинского театра; дир. В. Гергиев. - Германия, 1999. – (Инв. № 9329 – НОТ);

Римский-Корсаков Н. Снегурочка: опера в 4-х д. с прологом / исполн. И. Козловский, В. Борисенко, В. Фирсова, Г. Вишневская, хор и оркестр большого театра СССР; дир. Е. Светланов. - Россия, 2002. – (Инв. № 9493 – 9495 – НОТ);

Римский-Корсаков Н. Царская невеста: опера в 4-х д. / исполн. Г. Беззубенков, М. Шагух, Д. Хворостовский, Е. Акимов, О. Бородина.- Германия, 1999. –

(Инв. № 10736 – НОТ);

Римский-Корсаков Н. Шехеразада: оp. 35 / исполн. орк. Мариинского театра; дир. В. Гергиев. – Германия, 2002. – (Инв. № 10710 – НОТ).

Информацию подготовила гл. библиотекарь Иллич А.И.



За книгами из списка вы можете обратиться в библиотеку по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, д. 8, ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца.

Телефон для справок 8(861) 268-03-06 (доб. 110)

Отдел записи 8(861) 268-03-06