Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Антон Андреевич Головатый:

«Мы воздвигнем грады, населим села, сохраним безопасность пределов»

к 221-летию освоения Кубани

По большому счету, войсковой судья, полковник русской армии Антон Андреевич Головатый фактически даже никогда не был первым лицом в Черноморском казачьем войске: о своем назначении кошевым атаманом он не успел узнать, так как 28 января 1797 года в Персидском походе скоропостижно скончался от лихорадки. Но роль его личности в организации и переселении войска, строительстве Екатеринодара, обустройстве нашего Кубанского края столь велика и исключительна, что и через сотни лет биография этого колоритного и щедро одаренного человека вызывает неподдельный интерес и у авторитетных ученых, и у простых обывателей, и у «юношей, обдумывающих житье». И не только потому, что это биография человека, который задал верный ход казачьей колонизации и во многом предопределил будущее нашего края. Но и потому, что это жизненная история очень амбициозного человека, который всего добился сам: принес немалую пользу Родине, сделал блестящую карьеру, занял выдающееся положение в обществе – и все благодаря только своим талантам, способностям и личному мужеству.

К сожалению, белых пятен в жизнеописании Головатого немало.

Например, не осталось его достоверного изображения, и о внешности Антона Андреевича мы можем судить только по сохранившимся документам, рассказам очевидцев и допущениям ученых.

Считается, что известен только один подлинный портрет войскового судьи. Хранится он в Государственном музее украинского изобразительного искусства в Киеве. Время написания датируется 1792 годом. Портрет долгое время приписывался кисти русского художника М.М. Иванова.

15.jpgНа этом портрете Антон Головатый изображен стоящим в полный рост. Все казачьи атрибуции при нем: бархатная куртка, украшенная серебряным позументом, широкие шаровары с серебряными лампасами, красные сафьяновые остроносые сапоги, шапка, обшитая галуном. В правой руке он держит трость – знак достоинства войскового судьи. На боку слева – дорогая сабля.

Но и у этого портрета есть противоречие: наличие у Головатого креста за взятие Очакова. Никто из биографов о такой награде не упоминает. Поэтому, вопрос о достоверности и этого портрета остается у ученых открытым. Например, по мнению историков прошлого века, Головатый был «высокого роста, тучен, имел большую голову, постоянно бритую, с толстым оселедцем, и красное, рябоватое лицо с огромными усами». На счет усов можно даже не сомневаться, ведь казаки считали усы своим лучшим украшением!

Надо сказать, что наружность войскового судьи не вполне соответствовала его внутреннему содержанию, однако сыграла определенную роль в его дипломатических успехах. У Е.Д. Фелицына читаем: «Разыгрывая.... простоватого необразованного казака в кругу екатерининских вельмож, приглашавших запорожца на свои вечера в качестве диковинки, Головатый одних дивил своим чудачеством, другим рассказывал казачьи анекдоты, третьих пытался растрогать и вызвать сочувствие к положению казачества пением и игрою на бандуре, у четвертых просто просил содействия. И вот когда благодаря всему этому Головатому удалось, наконец, получить жалованные грамоты.... к удивлению гордых вельмож неотесанный казак-запорожец вдруг произнес пред государыней блестящую по тому времени речь!».

Не установлена и настоящая фамилия этого выдающегося человека. Известно только, что родился Антон Андреевич на Полтавщине в богатой семье казацкого старшины, предположительно в 1732 году. Получил хорошее домашнее образование, затем учился в Киевской духовной академии, которую, по причинам о которых можно только догадываться, бросил и бежал в Запорожскую Сечь.

В Запорожском войске Антон Головатый стремительно занял одно из самых важных положений. Там оценили и недюжинный ум, и предприимчивость молодого казака, и не только «наградили» сохранившимся на всю жизнь и вошедшим в историю прозвищем «Головатый» (разумный, сообразительный, башковитый), но и очень быстро, уже в июне 1762 года, избрали на должность куренного атамана, а через несколько лет и на должность войскового писаря.

Проявив и личную храбрость, и полководческие таланты, он стал героем многих боевых схваток русско-турецкой войны, в т.ч. сражения под Очаковым, взятия острова Березань, штурма крепости Измаил…

Но опустим здесь описание военных заслуг Головатого, хорошо известных из исторической литературы. Для нас гораздо интереснее его деятельность, связанная с тем, чтобы на карте России появился и наш город, и наш край.

Именно Антона Андреевича Головатого как потомственного дворянина, понимающего все тонкости придворного этикета, имеющего ум дальновидный, гибкий, государственный; как человека огромного обаяния, умеющего в разговоре с сановниками и сочную украинскую шутку ввернуть, и цитату из древнегреческого трактата; как казака, способного постоять и за себя, и за общее дело, выбрали запорожцы депутатом в Санкт-Петербург и в 1774, и в 1792 годах для отстаивания интересов казачества. Но если первая депутация окончилась полным провалом (в 1775 году его родная Запорожская Сечь была разрушена царскими войсками), то второй его деловой приезд увенчался блестящим успехом.

Существует немало преданий об уловках и хитростях, предпринимаемых Антоном Головатым для того, чтобы добиться желаемого результата, многие из них представляются слишком красочными и даже легендарными.… Но факт остается фактом: 30 июня и 1 июля 1792 года были получены знаменитые грамоты, даровавшие земли «… в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всей землею, лежащего на правой стороне р. Кубань, от устья её к Усть-Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны р. Кубань, с другой Азовское море…».

После удачно выполненной миссии, личность Антона Головатого стала необычайно популярной в войске. Казаки справедливо величали его своим «батьком», которому они были обязаны буквально всем – и службой, и честью, и получением земель на новом месте.

Конечно, войсковой судья не забывал своих личных интересов, историки отмечают, что был он человеком откровенно стяжательным, обремененным большим семейством. Но очевидно и то, что все его хлопоты и усилия были связаны с обустройством всего Черноморского войска, служили общей выгоде, благу и славе всего войскового товарищества.

От его мнения зависело решение почти всех жизненно-важных проблем, связанных с обустройством вновь обретенных земель. Авторитет его был чрезвычайно высок. Это подтверждается и письмом к нему войскового писаря Котляревского: «Дорогой батьку! Прыизжай до нас даваты порядку. Мы без тебе дуже скучаем; тым что иншого соби порадника не маем. Та вже жъ час бы и хаты становыты, та не смием без тебе ничого робыты».

Здесь на Кубани он проявил себя опытным администратором, рачительным хозяйственником и мудрым законодателем. Он был одним из авторов своеобразного гражданского кодекса для жителей Черномории – уникального документа с замечательным названием «Порядок общей пользы».

Круг забот Головатого даже трудно очертить. Он вел дружбу и переписку с царскими сановниками, обустраивал гавань для казачьей гребной флотилии, ходатайствовал о постройке православных храмов, налаживал добрососедские отношения с горскими народами, заботился о разведении в реках и ставах рыбы и раков, хлопотал о развитии хлебопашества и скотоводства, заботился о межевании земель, способствовал развитию образования и культуры и т.д., и т.д.

Не удивительно, что память о войсковом судье Антоне Андреевиче Головатом до сих пор живет среди кубанцев, как и живет его песня «Ой, годи ж нам журытыся…», которую многие считают народной.

Клятву «Мы воздвигнем грады, населим села, сохраним безопасность пределов». Антон Головатый, Захар Чепега и все кубанское казачество – выполнили.

Информация подготовлена на основе ниже представленных материалов:

Акулова, О. Поющая Кубань / О. Акулова // Народное творчество. - 2007. - № 6. - С. 6-7 : фот.

Историческая справка к 215-летию прибытия запорожцев в Тамань. Даны сведения о памятнике казакам в Тамани, на обратной стороне которого - слова песни А. Головатого, написанной в 1792 г.

Бардадым, В. П. "Порядок общей пользы" / В. П. Бардадым // Кубанские новости. - 1992. - 1 янв. - С. 2.

О документе "Порядок общей пользы", составленном войсковым судьей А. Головатым. Принят 1 января 1794 г.

Бардадым, В. П. "Три воза раков..." / В. П. Бардадым // Кубанские новости. - 1991. - 3 авг. - С. 3.

Войсковой судья Антон Головатый в 1796 году завез в Карасуны раков.

Бардадым, В. П. Антон Андреевич Головатый / В. П. Бардадым // Радетели Земли Кубанской. - Краснодар , 1998. - С. 81-85.

Войсковой судья А.А. Головатый утвержден кошевым атаманом через 2 месяца после смерти.

Бардадым, В. П. Антон Головатый - дипломат / В. П. Бардадым // Кубанские портреты. - Краснодар , 1999. - С. 15-20.

История Кубани конца XVIII в. неразрывно связана с именем Войскового судьи А. А. Головатого.

Бардадым, В. П. Последний Головатый / В. П. Бардадым // Священные камни. - Краснодар , 2007. - С. 102-108.

О роде войскового судьи Черноморского казачьего войска А. А. Головатого (1744-1797), который имел 6 сыновей и дочь.

Бондарь, В. В. К локализации места захоронения А. А. Головатого: новые подходы / В. В. Бондарь // Федор Андреевич Щербина и народы юга России: история и современность. - Краснодар , 2006. - С. 215-220.

А. А. Головатый (1732, по др. данным 1744 - 1797) - войсковой судья Черноморского казачьего войска.

Бондарь, В. В. Остров Сары или полуостров Камышеван : проблема локализации места погребения Антона Головатого / В. В. Бондарь // Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия. - Краснодар , 2009. - С. 71-75.

Антон Андреевич Головатый умер в январе 1797 года в Персидском походе на юге Азербайджана.

Для - ради порядка общей пользы // Казачьи вести. - 1997. - 24 янв. - С. 5.

265 лет Антону Андреевичу Головатому (1732-1797) - Войсковому судье общины Черноморских казаков их третьему атаману на Кубани.

Ждан-Пушкин, И. М. Их костер в тумане светит… / И. М. Ждан-Пушкин // Вольная Кубань. - 1994. - 28 дек.

О "Порядке общей пользы", созданном А.А. Головатым и введенном 1 янв. 1794 г.

Ключи от острова-крепости Березань: бригадир Антон Андреевич Головатый // Кавалеры ордена Святого Георгия / А. В. Шишов. - М. , 2004. - С. 132-135.

А. А. Головатый награжден орденом Святого Георгия 4-й степени за участие в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Его войсковой атаман З. А. Чепега награжден орденом Святого Георгия 3-й степени.

Котричева, В. Г. Портреты войскового судьи А. Головатого / В. Г. Котричева // Третьи кухаренковские чтения. - Краснодар , 1999. - С. 34-38.

Сведения о внешнем виде А.А. Головатого (1732-1797) - видного административного, военного и политического деятеля Черноморского казачьего войска, принявшего активное участие в переселении казаков на Кубань.

Матвеев, О. В. Атаманы-основатели в исторической картине мира кубанского казачества / О. В. Матвеев // Культурная жизнь Юга России. - 2008. - № 2. - С. 61-62.

В народной картине мира предводитель нередко предстает организатором определенного единения, санкционирует право на занимаемую данной общностью территорию. Такими качествами в исторической памяти кубанских казаков наделены З. А. Чепега и А. А. Головатый. Именно они в народной истории организовали и возглавили переселение на Кубань.

Никишова, М. Г. Тамань и "окрестности" / М. Г. Никишова // Краснодар. - 1999. - № 26. - С. 17.

Историческая справка о том, как войсковой судья А.А. Головатый 30 июня 1792 г. получил от императрицы Екатерины II грамоту, согласно которой Черноморскому казачьему войску жаловались Тамань и прилегающие к ней кубанские земли. В т.ч. о памятнике императрице в Екатеринодаре, торжественно открытом в мае 1907 г.

По долгу и верности к Отчизне : к 210-летию начала Персидского похода черноморских казаков во главе с Антоном Головатым (1796) / Администрация Краснодар. края. – Краснодар : Диапазон-В, 2006. – 128 с.

Войсковой судья Антон Головатый.

Фролов, Б. Е. К вопросу о месте захоронения А. А. Головатого / Б. Е. Фролов // Историческая мысль Кубани на пороге третьего тысячелетия. - Краснодар , 2000. - С. 71-73.

А.А. Головатый - войсковой судья черноморских казаков.

Фролов, Б. Е. Сухопутные партии переселенцев (Чепега, Кордовский, Головатый, Юзбаши, Тиховский, Шульга, Сутыка) / Б. Е. Фролов // Historia Caucasica. - 2005. - Вып. 4 : Переселение Черноморского казачьего войска на Кубань. - С. 25-34.

О прибытии переселенцев на Кубань в 1792-1793 гг.

Подготовил библиограф-краевед

Волкова Н.Н.