Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

«Живой свет»: Преподобный Сергий Радонежский и его значение для русской культуры

Трудно найти более яркий по накалу страстей, по напряженности духовной жизни период русской истории, чем XIV столетие. Но удивительное дело: в нашей памяти этот век почти не оставил имен. Иван Калита да Дмитрий Донской - вот и все, кого мы помним. А между тем этот век имел десятки своих выдающихся деятелей, имена которых сохранили источники. Известный историк Н.С. Борисов в книге «Сергий Радонежский» (М, 2009), вышедшей в серии ЖЗЛ, на основании многолетнего и скрупулезного исследования констатирует, что средневековая Русь имела длинную череду своих мыслителей и проповедников. Их имена должны стоять в одном ряду с именами полководцев и государственных деятелей, архитекторов, художников. Один из них - игумен подмосковного Троицкого монастыря Сергий Радонежский (1314-1392).

Величайший подвижник земли Русской, преподобный игумен, святой Сергий Радонежский родился 700 лет назад. Его спо­койная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России. Как свято Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен. Тонкий и чуткий художник слова - писатель Б. Зайцев в жизнеописании «Преподобный Сергий Радонежский» (М.,1989) подмечает, что для русского человека в образе Сергия есть глубокое созвучие народу, великая типичность. Отсюда та особая любовь и поклонение ему В России, безмолвная канонизация в народного святого, что навряд ли выпала бы другому.

Жизненный путь «великого старца», как называли его современники, выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей - и в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча - но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей. Удивительна и сама тайна, окружавшая имя Сергия. Почти во всех великих событиях эпохи мы чувствуем его незримое присутствие. А между тем до нас не дошло ни его собственных писаний, ни точной записи его бесед и поучений.

Большую часть своей жизни Сергий провел в основанной им Троице-Сергиевой лавре, которая стала на протяжении многих веков одной из самых почитаемых обителей на Руси. Известный русский историк В.О. Ключевский в небольшом, но ярком по форме и глубоком по содержанию очерке «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства» (М., 1991) попытался показать историческое значение деятельности Сергия, понять основы его нравственного учения. «Когда вместе с разнообразной, набожно крестящейся народной волной вступаешь в ворота Сергиевой Лавры, - пишет автор, - иногда думаешь: почему в этой обители не было особого наблюдателя, подобного древнерусскому летописцу, который бы наблюдал и бесстрастной рукой записывал, все содеянное в Русской земле? Такой наблюдатель рассказал бы, какие люди приходили в течение 500 лет поклониться гробу препо­добного Сергия и с какими помыслами и чувствами возвращались отсюда во все концы Русской земли». Еще при жизни Сергия, как рассказывает его ученик Епифаний Премудрый в жизнеописании «Житие Сергия Радонежского» (Памятники литературы Древней Руси. XIV - середина XV века. М., 1981), «многое множество приходило к нему из разных стран и городов, и в числе приходивших были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди». И в наши дни люди всех слоев общества приходят к гробу преподобного со своими думами, мольбами и упованиями, государственные деятели в трудные переломы жизни страны, простые люди в печальные или радостные минуты своей частной жизни. И это приток не изменился в течение веков, несмотря на неоднократные и глубокие перемены в строе и настроениях русского общества. Если бы возможно было воспроизвести все, что соединилось с памятью преподобного, что в эти 600 лет было молчаливо передумано и перечувствовано перед его гробом миллионами умов и сердец, это было бы полным описанием нашей всенародной политической и нравственной жизни.

Однако Сергий Радонежский не был исключительно церковным деятелем. Его горизонт не ограничивался чертой монастырских стен. В наиболее драматические моменты истории Руси он помогал князьям услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы. Слово Сергия призывно прозвучало и в грозном 1380 году, когда полчища Мамая двинулись на Русскую землю. Своим «высоким житием» он внушал людям веру в их нравственные силы. В эпоху, когда Русь поднимала голову, расправляла плечи, готовясь к решающей схватке с Ордой, твердость духа, вера в себя были ей нужны не меньше, чем добрые мечи и прочные кольчуги.

Для современников Сергий Радонежский стал подлинным «светильни­ком» - человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским запо­ведям любви и единомыслия. Всегда избегая судить и назидать, он учил главным образом собою, своим образом жизни и отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственности, - говорил историк В.О. Ключевский. - Это возрождение и это правило - самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем затраты».

Будем рады, если Вас заинтересовала наша информация. Приглашаем посетить библиотеку и познакомиться с выставкой.

Информацию подготовила гл. библиотекарь отдела городского абонемента Баскакова Л. В.



Отдел работает с 11 до 19 часов. Выходной - пятница.

Телефон 268-52-49.



Дополнительные услуги отдела

- Продление по телефону сроков пользования литературой.

- Прием заявок на литературу, временно отсутствующую в фонде отдела по причине «выдана другому читателю».