Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Великий виртуоз

111.jpgКомета, пронесшаяся над венгерскими селениями 22 октября 1811 года, как бы отметила жизнь только что родившегося Ференца Листа. Уже в детстве он проявлял удивительный талант, и эта счастливая звезда словно сопровождала его всю жизнь. Ференц Лист стал величайшим пианистом и композитором XIX века, гордостью венгерской и мировой культуры. Он прожил 75 лет. Много это или мало? Мог бы и больше, но, видимо, сжег себя, стремясь успеть слишком много. И успел. Он неистово учился, преподавал, открывал консерватории, дирижировал, занимался музыкальным просвещением, близко к сердцу принимал революции, которые должны были изменить жизнь его народа. В списке его сочинений около 700 произведений.

С именем Листа связана целая эпоха развития музыкального искусства. В его творческой деятельности отразилось влияние нескольких художественных культур, особенно венгерской, французской, немецкой и итальянской. И хотя Лист сравнительно мало жил в Венгрии, он горячо любил родную страну и многое делал для развития ее музыкальной культуры. Он горячо верил в могущество искусства и был убежден, что оно должно служить высоким идеалам духовного совершенствования человека. Его мечтой было распостранение музыкального воспитания на народные массы. Борьбе за эти высокие идеалы и была посвящена творческая деятельность Листа. Он поддерживал все, что считал в искусстве ценным, передовым, «настоящим». Скольким музыкантам он помог в начале их творческого пути! Какие огромные суммы, вырученные за концерты, он потратил на благотворительные цели, на нужды искусства!

22.jpgЛист внес неоценимый вклад в фортепианную педагогику. Его методические воззрения отличались передовой направленностью и значительной новизной. Подобно Шуману, он преследовал при обучении воспитательные цели, считая своей.главной задачей введение учащихся в мир искусства, пробуждение в них мыслящих художников, сознающих высокие задачи артиста и способных ценить прекрасное. Только на этой основе он считал возможным учить игре на инструменте. Листу принадлежат замечательные слова, которые могли бы стать девизом и для современного педагога: «Для художника больше недостаточно одного лишь специального образования, одностороннего умения и знания - вместе с художником должен возвышаться и образовываться человек. Музыкант должен, прежде всего,образовывать свой дух, научиться мыслить и судить, словом, должен иметь идеи, чтобы привести в соответствие струны своей лиры со звучанием времени».
Много ценных сведений о занятиях молодого Листа-педагога содержит книга Буасье А. «Уроки листа» (Санкт-Петербург, 2006). В ней рассказывается, какими увлекательными и значительными по содержанию были уроки двадцатилетнего музыканта. Он затрагивал самые разнообразные вопросы искусства, науки, философии. Требуя правды, естественности выражения чувств, Лист, по словам Буасье, отбрасывал как «устаревшую, ограниченную, застывшую» «условную выразительность» - «ответы forte-piano, обязательные crescendo в известных, предусмотренных случаях и всю эту систематическую чувствительность, к которой он питает отвращение и которой никогда не пользуется». Эти методы были подлинным откровением и новым словом в фортепианной педагогике.

В книге известного отечественного музыковеда Будяковского А.Е.«Пианистическая деятельность Листа» (Ленинград, 1986) рассказывается о различных этапах творческой деятельности Ф.Листа, содержится анализ его исполнительских принципов, прослеживаются листовские традиции в фортепианном искусстве.

Предлагаемая читателямкнига венгерского писателя Дердя Шандора Гаала «Лист» из серии «ЖЗЛ» (Москва, 1977) посвящена жизни великого пианиста и композитора Ференца Листа - гордости венгерской культуры и музыкального деятеля мирового масштаба, с именем которого связана целая эпоха в развитии музыкального искусства прошлого столетия.

Книга Левашовой О. «Ференц Лист. Молодые годы»(Москва, 1998) посвящена крупнейшему композитору эпохи романтизма и охватывает первый период его деятельности, отмеченный важными реформаторскими достижениями в области творчества и исполнительства. Подробно освещены факты биографии Листа, его окружение, творческие и личные связи.

Издание из серии «Композиторы в квадрате» - «Лист в квадрате»:высказывания известных деятелей о личности и музыке композитора»под редакцией Ю. Агишева (Москва, 2008) представляет собой не законченный портрет композитора, а палитру красок к нему, набросанных его современниками и потомками, поклонниками и критиками, маститыми музыковедами и продвинутыми пользователями интернета. Все это уложено в удобный «карманный» формат. Одним словом, перед вами - «Классика в квадрате».

В научно-популярном очерке Крауклиса Г. «Симфонические поэмы Ф.Листа» (Москва, 1974) рассказывается о двенадцати симфонических поэмах Ференца Листа. В предисловии рассмотрены общие принципы программного симфонизма Листа.

Двухтомная монография Мильштейна Я.И. «Ференц Лист»(Москва, 1971)из серии (Классики мировой музыкальной культуры) появилась в конце 60-х годов прошлого века и с тех пор не переиздавалась. До сих пор это книга считается лучшим из исследований жизни и творчества композитора, пианиста-виртуоза, дирижера педагога.

В монографии Цуккермана В.А. «Соната си минор Ф. Листа» (Москва, 1984)  раскрывается замысел одного из наиболее значительных сочинений великого венгерского композитора на основе его идейно-художественных установок в основной связи с выразительными средствами музыки.

В фонотеке отдела нотных изданий представлены лицензионные аудиозаписи  произведений гениального композитора в исполнении лучших музыкантов мира. Записи доступны для прослушивания всем пользователям библиотеки.


33.jpg

Лист Ф. Большие этюды по Паганини / исполн. В. Мержанов, фортепиано. – Москва, 1956. – (Инв. № 5859 – НОТ);                       

Лист Ф. Венгерские рапсодии : R. 441 / исполн. Сегедскийсимф. оркестр ; дирижер Т. Пал. – Венгрия, 1979. – (Инв. № 6162 – НОТ);

Лист Ф. Годы странствий. Италия / исполн. Х. Боле, фортепиано. – Германия, 1985. – ( Инв. № 66 – НОТ);

Лист Ф. Легенда о Святой Елизавете: оратория на текст Отто Рокетта. / авт. текста О. Рокетт; исполн.К. Ковач, Э. Комлошши, Ш. Надь, Е. Андор, Й. Грегор, Л. Миллер, Д. Бордаш, Д. Туринич, Э. Крайчирова, детский хор Чехословацкого радио, хор и оркестр Словацкой филармонии; дирижер Я. Ференчик. – Венгрия, 1977. – (Инв. 1681 – НОТ);

Лист Ф. Орфей :симф. поэма N 4. Мефисто-вальс. Мазепа: симф. поэма N 6 / исполн. венгерский гос. симф. оркестр; дирижер Я. Ференчик, Д. Немет. – Венгрия, 1977. – (Инв. № 1460 – НОТ);

Лист Ф. Парафразы. Этюды / исполн.фортепиано Г. Гинзбург. – Москва, 1981.  – (Инв. № 80 – НОТ);

Лист Ф.Песни / исполн. Э. Лайснер, Г. Питцингер, Р. Бокельман, Х. -Х. Ниссен, Х. Хоттер; партия ф-но М. Раухайзен. – Москва, 1985. – (Инв. № 4948 – НОТ);

Лист Ф. Пляска смерти / исполн. Р. Де Ваал, фортепиано, АнимаЭтерна; дирижер И. Ван Иммерсеел. – Франция, 2004. – (Инв. № 10212 – НОТ);

Лист Ф. Прелюды. Испанская рапсодия / обраб. Г. Дарваш. – Венгрия, 1970. – (Инв. № 7898 -  НОТ);

Лист Ф. Произведения для фортепиано / исполн. Л. Власенко. – Москва, 1983. -  (Инв. № 4281 – НОТ);

Лист Ф. Рапсодии: N 1: ми-мажор; N 4: ми-бемоль мажор; N 3: си-бемоль мажор; N 5: ми-минор; N 12: до-диез минор / исполн.Л. Власенко. – Москва, 1976. – (Инв. № 5468 – НОТ);

Лист Ф. Реквием / исполн. солисты и хор венгерской народной армии; дирижер Я. Ференчик. - Венгрия, 1980. – (Инв. № 2914 – НОТ);

Лист Ф. Симфонические поэмы / исполн. лондонский фестивальный оркестр; дирижер А. Шольц. - Австрия, 1990. – (Инв. № 5833 – НОТ);

Лист Ф. Симфонические поэмы / исполн. Гос. симф. оркестр м-ва культуры СССР; дирижер М. Эрмлер. – Москва, 1990. – (Инв. № 8230 – НОТ);

Лист Ф. Симфония «Данте» / исполн. оркестр Большого театра СССР; дирижер Б. Хайкин. – Москва, 1956. – (Инв. № 143 – НОТ);

Лист Ф. Симфония «Фауст» (по Гете) / исполн. симф. орк. Всесоюзного радио; дирижер А. Гаук. – Москва, 1961. – (Инв. № 7694 – НОТ);

Лист Ф. Фортепианное и симфоническое творчество / исполн.фортепиано: А. Чикколини; А. Рубинштейн, К. Аррау, Л. Берман, Д. Циффра, лондонский филармонический оркестр, парижский оркестр; дирижер Б. Хайтинк. – Москва, 2005. – (Инв. № 5237 – НОТ);

Лист Ф. Фортепианные концерты. Избранные фортепианные пьесы. – Голландия, 1994. – (Инв. № 6623 – НОТ);

Материал подготовлен сотрудниками отдела нотных изданий библиотеки