name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.JPG

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Православие и образование в российском обществе

фот.jpgОдна из проблем, к которой приковано сегодня внимание общества, – реформа  образования, новые образовательные стандарты. Как «вписаться» в новую реальность православной школе? Какие перемены ждут ее? Что может дать  православное образование? А.С. Панарин в книге «Православная цивилизация в глобальном мире» (М., 2002) пишет, что «православие - это живая история и живая истина русского народа, это культура и современный быт, философия и мировоззрение, этика и эстетика, воспитание и образование. Поэтому отторгнуть русского человека от православия — значит отторгнуть его от собственной истории, его корней и почвы».

Сегодня все настойчивее звучат призывы к поиску общей идеи, глубинного ориентира, общезначимого идеала. Все теперь понимают, что организовать заново  образование и воспитание молодежи без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно. Вот почему необходимо четко определить цель образования, выявляя фундаментальную причину, порождающую все пагубные для нашей жизни  последствия, воспитывать человека в наших собственных, православных стандартах, отмечают участники научно-практической конференции «Церковь и общество: 160 лет совместного служения на Юге России» (Ставрополь, 2004). На формирование этих стандартов, включающих в себя мировоззренческие установки личности, и должно быть ориентировано религиозное образование.

Закон об образовании гласит, что образование в нашей стране должно иметь «светский характер» (Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2005). «Светский» - не значит атеистический, все конфессиональные общеобразовательные школы до революции в России и теперь за рубежом, как и современные православные гимназии, давали и дают вполне светское образование. Толкование «светского характера» образования в качестве атеистического основано не на букве и не на сути закона, а на полном непонимании того, что возможен другой вполне законный   подход   к этой проблеме. Надо использовать представляемый на усмотрение местного начальства региональный 20% компонент для преподавания религиозно-ориентированных предметов, преподавать основные гуманитарные предметы таким образом, чтобы они давали объективно-научное, а не тенденциозно-атеистическое описание места и значения религии в истории и культуре.

И.И. Логвинов в монографии «Прошлое и будущее отечественной общеобразовательной школы (полемические заметки)» (М., 2009) дает объяснение феномену постоянно повторяющихся провалов тех деяний, которые по мнению реформаторов, должны были улучшить состояние дел в системе народного образования. В дополнение к этому автор знакомит читателей с некоторыми собственными соображениями по поводу общего образования молодежи. В стране, где больше половины населения заявляет себя верующими, нет разумных оснований для того, чтобы атеизм занимал господствующее положение в образовании и воспитании. Сегодня православие - главная духовная и нравственная опора очень большой части русского населения нашей страны. Поэтому, религиозно ориентированные дисциплины справедливо было бы включить в сетку обязательных предметов по принципу равноправной альтернативы.

Что касается высшего образования, то здесь большим шагом вперед является включение теологии в число образовательных направлений, допускаемых Министерством образования и науки РФ в государственных вузах. В государственный классификатор внесены образовательное направление (бакалавриат и магистратура) и специальность теология. Разработан и утвержден Министерством образования Российской Федерации государственный поликонфессиональный, в частности православный, стандарт по образовательному направлению теология. Разработан и подготовлен к утверждению аналогичный стандарт по специальности теология. Разработаны необходимые программы, создано значительное количество учебных пособий. Наконец, богословская наука получила права гражданства в системе высшего государственного образования, и впервые после 1917 года в государственных вузах стало возможным начать подготовку дипломированных бакалавров и магистров, сочетающих глубокое гуманитарное и богословское образование.

В книге В.А. Попкова и А.В. Коржуева «Теория и практика высшего профессионального образования» (М., 2009) излагаются глобальные и частные научные и практические проблемы высшего образования, анализируются принципы вузовского обучения, исследуются особенности ситемы педагогического образования. Авторы отмечают, что, открывая факультеты теологии, которые призваны готовить педагогические кадры, нужно заранее думать о дальнейшем развитии дошкольного, общего (школьного), послевузовского (аспирантура, докторантура, второе высшее, отделения повышения квалификации) религиозного образования. Необходимо добиваться изменения Закона об образовании в лучшую сторону, участия представителей церкви в комиссиях Министерства образования по разработке программ и учебных пособий гуманитарных дисциплин, разрабатывать свои школьные пособия и т. д.

Уважаемые читатели, приглашаем Вас, посетить отдел городского абонемента и ознакомиться с выставкой, а также взять на дом заинтересовавшие  издания. Выставка будет работать с 5 по 15 декабря 2011 года.

Информацию подготовила Л.В. Баскакова, гл. библиотекарь отдела городского абонемента.



tounb-logo.gif arbicon.jpg vladimir.jpg libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Avrora.jpg kkx.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки