Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Роль Стравинского в эволюции современного

музыкального творчества

                                                                    «Я не живу ни в прошлом, ни в будущем. Я – в настоящем. Я не знаю, что будет завтра. Для меня существует только истина сегодняшнего дня. Этой истине я призван служить, и служу ей с полным сознанием».

                                 И. Стравинский

 

Игорь Стравинский занимает особое место среди композиторов 20 века. Существуют самые противоречивые мнения о его творчестве. Однако среди них нет разногласий в том, что Стравинский оказал глубокое влияние на развитие музыки 20-го века.

   К юбилею.jpg Игорь Федорович Стравинский родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме под Петербургом. Его отец известный певец, солист Мариинского театра, Федор Игнатьевич Стравинский. Игорь Федорович рано стал играть на рояле, импровизировать, читать клавиры и даже партитуры. С детства  Игорь посещал спектакли с участием отца. Оперы «Жизнь за царя» Глинки и «Юдифь» Серова навсегда остались для него сильнейшими впечатлениями детства. В 1892 году на юбилейной постановке «Руслана и Людмилы» ему суждено было увидеть П.И. Чайковского, музыка которого уже тогда восхищала будущего композитора.

   Летом 1902 года, будучи студентом, Игорь Стравинский знакомится с отцом сокурсника по университету Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым. Это знакомство много дало Стравинскому. Он получил бесценные уроки композиции, настойчивости и дисциплинированности в работе.

 На мероприятии.jpgПри участии и покровительстве Дягилева утвердилась блистательная композиторская карьера молодого Стравинского. На «Русских сезонах» в Париже состоялись премьеры балетов «Жар–птица» в 1910 году, «Петрушка» в 1911 году и «Весна священная» в 1913 году. Эти произведения навсегда утвердили мировую славу русского композитора.

    Годы первой мировой войны Стравинский провел в Швейцарии, затем жил во Франции, а перед самым началом Второй мировой войны в 1939 г. он переехал в США навсегда. В 1941 году Стравинский получил американское подданство. Среди выдающихся произведений, созданных им в США, оркестровая «Ода», написанная в память супруги музыканта Сергея Куссевицкого, «Симфония в трех ритмах», балет «Орфей», «Кантата, основанная на анонимных песнях времен Елизаветы», опера «Карьера мота», а также высшее достижение Стравинского – «Реквием», обладающее истинными художественными прозрениями, произведение, которое обобщило многое из его предшествующего опыта.

    Сектор нотных изданий и звукозаписей предлагает читателям обзор книжных, нотных и аудиоизданий, хранящихся в фонде библиотеки:

     Блестящий ученый и музыкант - Асафьев Б.В. написал цикл из тринадцати статей, как назвал их сам автор «этюдов-вариаций»  под общим названием «Книга о Стравинском» (Ленинград, 1977). Статьи основаны на анализе крупных произведений Стравинского «Весна священная», «Пульчинелла», «Соловей». Некоторые статьи объединены  временными периодами («Ранний Стравинский», «На грани»). В заключение дана общая эстетическая оценка творчества композитора. Асафьев представил Стравинского как  «крупное и необычное» явление в музыке первой половины XX века. В настоящее время «Книга о Стравинском» является библиографической редкостью.

   Ранним балетам композитора  посвящен сборник статей трех известных авторов Б. Асафьева, Г. Добровольской, Г. Замуля «Жар-птица» и  «Петрушка» И.Ф. Стравинского» (Ленинград, 1963).

     «Ранние балеты И. Стравинского» И.Я. Вершининой (Москва, 1967)- одна из первых книг о Стравинском, изданных в нашей стране. В ней анализируются написано сразу о трех сочинениях композитора, ставших классикой: балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

    Книга известного советского музыковеда  профессора М. Друскина «Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. Исследование»  (Ленинград,  1974) написана в форме  литературного эссе и затрагивает кардинальные проблемы музыки. Автор освещает жизнь и творчество, эстетику и стиль крупнейшего композитора современности Игоря Стравинского, углубленно исследует сложную эволюцию художника, рассматривает преемственные связи искусства Стравинского с русской культурой, театральными и музыкальными направлениями.

    Содержание книги «Игорь Стравинский. Диалоги» под общ. ред. М.С. Друскина (Ленинград, 1971) составляют беседы композитора со своим секретарем – дирижером Робертом Крафтом. По существу, это монолог. Крафт лишь задает краткие вопросы, высказывается же один Стравинский. Он касается множества тем: вспоминает подробности своего детства, юности, первых музыкальных учителей и русских композиторов начала века, сотрудничество с Дягилевым и участниками его балетной антрепризы, музыкантов и литераторов, с  которыми встречался и общался в эмиграции.

   Книга известного крупного советского музыковеда В. Задерацкого «Полифоническое мышление И. Стравинского» (Москва, 1980) представляет собой исследование эстетических, историко-теоретических и технологических проблем современной полифонии на примере творчества  Стравинского как одного из крупнейших композиторов XX века. 

  Предлагаемаяа читателю монография Светланы Савенко «Мир Стравинского» (Москва, 2001). освещает творческий и жизненный путь  композитора в виде хроники основных событий.

    Анализу первых шагов в композиторском творчестве, как малоизученному вопросу в музыкознании посвящен очерк В. Смирновой «Творческое формирование И.Ф. Стравинского» (Ленинград, 1970). Книга является библиографической редкостью.

     Небольшая по формату, но емкая по содержанию книга «Стравинский в квадрате» (Москва, 2008) – не законченный портрет композитора, а палитра красок к нему, набросанных современниками и потомками, поклонниками и критиками, мастистыми музыковедами и продвинутыми пользователями Интернета. Все это уложено в удобный «карманный» формат. Одним словом, перед вами  «Классика в квадрате».

   Особый интерес представляет трехтомное издание И.Ф. Стравинский «Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии» (Москва, 1998-2003). Предлагаемое издание является полным собранием документов, связанных с И.Ф. Стравинским.

     Монография известного советского музыковеда Б. Ярустовского «Игорь Стравинский» (Ленинград, 1982) явилась крупным вкладом в изучение музыки XX в. Творчество И. Стравинского явилось для исследовательской деятельности  Ярустовского одной из центральных тем.

      Над ней автор углубленно работал, стремясь охватить новые явления и отразить изменения, внесенные временем в восприятие музыки композитора. Ученый придерживается периодизации творческого пути Стравинского, которая основывается на  «географических» переменах в судьбе композитора. Соответственно первые четыре главы  последовательно описывают русский, швейцарский, парижский и американские периоды жизни Стравинского. Последняя глава монографии Б. Ярустовского посвящена целостному рассмотрению наследия Стравинского и содержит наблюдения над музыкальным языком композитора, замечания о его эстетической системе и эволюции творчества в целом. Одним из первых в отечественном музыкознании  Ярустовский отстаивает тезис об оправданности «многоликости» Стравинского, отмечая, что композитор «активно воздействовал на развитие западного искусства и нередко силой своего художественного чутья первым угадывал намечающиеся перемены художественных направлений».

    Наряду с книжными изданиями в фонотеке нашего отдела имеется свыше 40 виниловых грампластинок и компакт-дисков с записями произведений Стравинского в исполнении выдающихся музыкантов мирового уровня:

Стравинский И. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор: соч. 1931 г. / исполн. Д. Ойстрах. – Москва, 1984. – (Инв. № 5491 – НОТ);

Стравинский И. Весна священная : балет: картины языческой Руси. Игра в карты: балет в трех сдачах / исполн. гос. академ. симф. оркестр СССР ; дирижер Е. Светланов. - Россия : Грамзапись, 1994. – (Инв. № 6635 – НОТ);

Стравинский  И. Весна священная / исполн. орк. Мариинского театра ; дирижер В. Гергиев. Поэма экстаза / исполн. орк. Мариинского театра ; дирижер В. Гергиев. - Германия : PhilipsClassics, 2001. – (Инв. № 7222- НОТ);

Стравинский И. Весна священная. Жар-птица. Игра в карты. Петрушка. Пульчинелла / исполн. Т. Берганса, Р. Дэвис, Д. Ширли-Квик, Л. Ховард,  Лондонский, симф. оркестр ; дирижер К. Аббадо. - Германия : Polidor                        InternationalGmbH, 1981. – (Инв. № 10376 – НОТ);

Стравинский И. История солдата : сюита: соч. 1918 г. Септет: соч. 1953 г. Прибаутки: соч. 1914 г. Рэгтайм: соч. 1918 г. / исполн Г. Калинина ;исполн. анс. солистов Большого театра СССР ; дирижер А. Лазарев. – Москва, 1981. – (Инв. №  3227 – НОТ);

Стравинский И. Итальянская сюита : для виолончели и фортепиано / исполн. В. Тонха, виолончель ; партия ф-но И. Анастасьева, Н. Виноградова. – Москва, 1986. – (Инв. 5150 – НОТ);

Стравинский И. Ода : элегическая песнь: соч. 1943 г. / исполн. симф. оркестр ; дирижер И. Стравинский, Р. Крафт. – Ленинград, 1956. – (Инв. № 7715 – НОТ);

Стравинский И. Петрушка : потешные сцены в 4-х картинах : балет / исполн. гос. симф. оркестр СССР ; дирижер К. Иванов. – Москва, 1961. – (Инв. № 6386 – НОТ):

Стравинский И. Поцелуй феи : балет в 4-х сценах / исполн. Кливлендский симф. оркестр ; дирижер И. Стравинский. – Ленинград, [1956]. – (Инв. № 6423 – НОТ);

Стравинский И. Симфония : до мажор. Симфония псалмов. Концерт: ре мажор: для струнного оркестра / исполн. хор немецкой оперы, Берлинер     Филармоникер ; дирижер Г. Караян. - Германия : Deutsche Grammophon, 1979. – (Инв. № 10247 – НОТ);

Стравинский И. Скерцо в русском стиле. Четыре этюда. Движения. Танго. Цирковая полька / исполн. А. Ведерников, симф. оркестр ; дирижер И. Блажков. Па-де-де «Голубая птица» : из 3 д. балета. -  Москва, 1983. – (Инв. № 3083 – НОТ);

 

Информацию подготовила вед. библиотекарь сектора нотных изданий и звукозаписей Иллич А.И.