Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
«Мне кажется, что истину я знаю…». К 150-летию со дня рождения Зинаиды Николаевны Гиппиус
20 ноября исполняется 150 лет со дня рождения Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869-1945), замечательного русского писателя – прозаика, поэта, литературного критика, мемуариста, организатора и вдохновителя нескольких литературных обществ и журналов. «Как сильный, самостоятельный поэт, сумевший рассказать нам свою душу, как выдающийся мастер стиха, Гиппиус должна навсегда остаться в истории нашей литературы», – писал еще в 1913 году в статье о ее творчестве Валерий Брюсов. В течение долгих лет имя Гиппиус в нашей стране было одиозным и полузапретным, что объясняется в первую очередь политическими взглядами писательницы, занявшей после Октября непримиримую позицию по отношению к большевизму. В 1990-е годы начали выходить издания главных произведений Зинаиды Николаевны. Во вступительных статьях и комментариях к этим изданиям, как правило, содержатся серьезные наблюдения и выводы о сущности творческого метода и своеобразии дарования писателя, незаслуженного исключенного в течение многих десятилетий из контекста русской культуры. Вместе с тем неопубликованная часть творческого наследия Зинаиды Гиппиус чрезвычайно велика. Публикация в сборнике «Зинаида Гиппиус. Новые материалы. Исследования» (М., 2002) не известных ранее материалов творческого архива писателя позволяет по-новому понять некоторые важные моменты сложного творческого пути Зинаиды Гиппиус, замечательного, но во многом не разгаданного до сих пор писателя и человека. Рассматриваемый сборник – первая коллективная монография, издающаяся на родине писателя. В ней анализируются биография и творческий путь З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского, предлагается новый, не известный ранее вариант коллективного произведения – киносценарий «Борис Годунов», а также обширная переписка З.Н. Гиппиус с П.Н. Милюковым, А.С. Элиасбергом, М.С. Шагинян. Ряд статей освещают малоизвестные факты взаимоотношений З. Гиппиус и А.М. Горького, Г.И. Чулкова, А.А. Ахматовой. Две статьи сборника по-разному освещают непростую тему «мужского» и «женского» начал в жизни и творчестве писателя. Почувствовать линии и музыку собственноручных начертаний З.Н. Гиппиус, различимый «шепот» ее почерка мы имеем возможность, открыв альбом «Искусство автографа: Инскрипты писателей и художников в частных собраниях российских библиофилов» (М., 2015). Составители альбома представляют автографы писательницы и как визуальный объект, и как живое свидетельство истории нашей страны, позволяя эмоционально окунуться в исторический контекст создания дарственных надписей, писем и иных инскриптов. В этом уникальном издании автографы сопровождены лаконичными комментариями, а также краткой биографией Гиппиус и ее фотографиями. В русской литературе Зинаиде Гиппиус прежде всего принадлежит место поэта, сильного и строгого мастера стиха. Среди пестрого цветения поэзии начала века ее стихи с их тонкой, неуловимой, прозрачной красотой очень выделяются. И не только отличающим ее звуком, характерным лишь для нее эпитетом, манерой соединять образы. Она сосредоточена на самом важном, на единственно серьезном. Издание «Стихотворения. Живые лица» (М., 1991) составили четыре прижизненных поэтических сборника: «Собрание стихов. 1889 – 1903», «Собрание стихов. 1903-1909», «Стихи. Дневник 1911-1921», «Сияния» и книга «Живые лица». На фоне достаточно гладких стихов XIX века, когда почти никто из поэтов не решался выходить за пределы классической метрики, Гиппиус дала образцы новизны не только в содержательной стороне стиха, но и в его форме. Да и для начала XX века, когда эксперимент стал для поэтики понятием вполне законным, она демонстрирует в русском стихе те возможности, которые нередко даже не подозревались. Многообразие литературного наследия З.Н. Гиппиус поражает. Поэзия, художественная проза, публицистика, критика, драматургия – в каждом из этих жанров ею были созданы значительные произведения. Шесть романов писателя изданы в двухтомном издании «Сочинения. Романы в 2 томах» (М., 2001). В первый том романов виднейшей представительницы Серебряного века вошли ранние малоизвестные произведения: «Без талисмана», «Победители», «Сумерки духа» – романы, не лишенные любовной интриги, но посвященные, прежде всего, духовным исканиям русской интеллигенции на рубеже веков. Второй том включает самый известный роман З.Н. Гиппиус «Чертова кукла» – о мертвенности души современного человека; его продолжение – «Роман-царевич», отразивший раздумья писательницы о проблемах революционно-религиозного движения. И, наконец, вовсе не известный роман – «Чужая любовь», затерянный на страницах эмигрантской периодики и с тех пор не переиздававшийся, – о душевном одиночестве русских людей в эмиграции. Но все же лучшей для литературного высказывания стала для Гиппиус форма дневника. На протяжении 1899-1907 годов ее литературно-критические статьи появлялись в журнале «Новый путь». Собранные вместе, они составили единое целое – «Литературный дневник». Здесь она не была скована никакими ограничениями, здесь она могла говорить с читателем напрямую, здесь она могла не сдерживать свой клокочущий темперамент. И дать волю своим симпатиям и антипатиям, любви и нелюбви. Книга «Антон Крайний (З. Гиппиус). Литературный дневник (1899-1907)» (М., 2000) предстает перед читателями как своеобразная летопись духовной жизни Гиппиус, где личное тесно сплетается с «общественным». Свои статьи Зинаида Гиппиус подписывала мужским псевдонимом – Антон Крайний. «Крайний» не считался ни с авторитетами, ни с громкими именами. Для него было важно не кто пишет, а что пишет, поэтому ко всем взявшимся за перо он подходил с одной-единственной меркой – меркой таланта. «Литературный дневник» не переиздавался ни за рубежом, ни в России с 1908 года. Читателю представляемого издания дается возможность ознакомиться с литературно-критическим наследием З. Гиппиус, чьи оценки не утратили своей эстетической значимости и сегодня. Мемуары «Живые лица» – одна из самых интересных книг в ее богатом прозаическом наследии. Герои этих воспоминаний – люди, чьи имена говорят сами за себя. Это А.А. Блок, Андрей Белый, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, В.В. Розанов, с которыми Гиппиус связывали многолетние и подчас сложные отношения. Кроме того, Я.П. Полонский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, А.П. Чехов, А.С. Суворин, Л.Н. Толстой, с которыми ей доводилось встречаться. «Живые лица» были изданы впервые в 1922 году в Праге. Эта книга и явилась оригиналом для представляемого издания – «Живые лица» (Л., 1991). Как и во всяких мемуарах, личности показаны нам не в объективности их существования, а в том восприятии, которое было обусловлено личностью мемуаристки. Но и в этом случае воспоминания ее останутся ценнейшим историческим источником не только потому, что рассказывают об очень значительных событиях, о которых не мог рассказать никто другой, но и потому, что через текст мы видим саму Гиппиус и ее роль в литературном и общественном движении эпохи.
Информацию подготовила библиотекарь читального зала И.В. Пономарева.
График работы библиотеки: ежедневно с 9.30 до 19.00 часов, кроме пятницы и последнего дня месяца. Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, дом 8
Дополнительные услуги - Доступ к диссертациям в электронной форме (база данных НЭБ, г. Москва). - Доступ к полнотекстовой базе данных Литрес, Библиороссика – художественная и научная литература (в том числе удаленный доступ). - Поиск информации в базах данных по различным тематикам (патенты (ФИПС), право, юриспруденция, социология, психология, маркетинг, реклама и др.). - Копирование информации на USB-носитель, компакт-диск читателя. - Распечатка текста на принтере, ксерокопирование (также в цвете). - Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам. - Электронный набор текстов, внесение поправок в набранные тексты (редактирование).
|