name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.JPG

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


СВЕТЛЫЙ ГЕНИЙ

Мендельсон.jpgФеликс Мендельсон является одним из самых талантливых и плодовитых композиторов классической музыки. Даже те, кто не может назвать ни одного его произведения, знают «Свадебный марш» из музыки к комедии «Сон в летнюю ночь».

Сын богатого просвещенного банкира, щедро одаренный от природы разнообразными талантами, Мендельсон с детства был окружен атмосферой высокой интеллектуальности. Условия для формирования его личности были идеальными. Его дед был выдающимся философом. В родном доме будущий композитор общался с самыми блестящими представителями научной и художественной элиты того времени - Гегелем, Гете, Гейне, Вебером, Паганини. Стойкому интересу к классической музыке, не угасавшему в течение всей жизни Мендельсона, способствовал характер полученного им образования. Его учителем был Цельтер - руководитель Берлинской певческой капеллы, где часто исполнялась музыка И.С. Баха.

mendelssohn_wedding_march.gifМузыка Мендельсона переполнена энергией, кипением, драмой и новизной, о чем свидетельствуют наиболее известные его работы: увертюры «Сон в летнюю ночь» (1826-1842), «Гебриды» (1830), а так же «Песни без слов» (1830-1845), «Шотландская» (1842) и «Итальянская» (1833) симфонии. Большинство его шедевров имеют светлый, солнечный, лёгкий характер. Духовная основа его личности особенно сильно проявляется в литургических произведениях, это великие оратории «Павел» (1835) и «Илия» (1846).

Личность Мендельсона можно считать воплощением античного идеала - гармонично развитого, совершенного человека. Он свободно владел несколькими языками, включая латынь и древнегреческий. Прекрасно рисовал, занимался верховой ездой и плаванием. Увлекался литературой, театром, бытом и историей стран, где ему довелось побывать. Интересно, что в литературных пристрастиях композитора также наблюдалось своеобразное соединение классического и романтического: его любимыми авторами были одновременно Гете, Шекспир и романтик Жан Поль.

Вся многогранная деятельность Мендельсона как композитора, дирижера, пианиста и педагога была проникнута просветительскими идеями. Он стал первым немецким музыкантом-просветителем государственного масштаба. В 1843 году по его инициативе была создана Лейпцигская консерватория, которая способствовала росту музыкального профессионализма в Германии. На основе консерватории возникло новое направление в немецком музыкальном искусстве – Лейпцигская школа во главе с Мендельсоном.

Кумиром Мендельсона, как и всех немецких романтиков, всегда оставался Бетховен. Однако увлекали его и композиторы эпохи барокко (что отличает Мендельсона от большинства современников). Он разыскивал повсюду давно забытые сочинения Шютца, Баха, Генделя, старых итальянских мастеров, и их музыка воскресала благодаря его усилиям. В 20 лет ему посчастливилось найти партитуру и исполнить «Страсти по Матфею» Баха и с тех пор имя Мендельсона всегда с благодарностью упоминается, когда речь заходит о «втором рождении» Баха. Позднее он исполнил баховскую мессу си-минор и осуществил грандиозную постановку оратории Генделя «Израиль в Египте».

На его концертах многие современные слушатели впервые открывали для себя классические шедевры. Характерно, что самого Мендельсона современники воспринимали как «ученика Баха».

Отношение к творчеству Мендельсона менялось с течением времени. При жизни он очень рано вошел в число лучших композиторов Германии. Созданная в 17 лет гениальная увертюра «Сон в летнюю ночь» на Шекспировский сюжет привлекла к нему всеобщее внимание. Будучи великолепным дирижером и пианистом, Мендельсон объездил всю Европу и завоевал громкую славу. В отличие от многих других художников-романтиков/ он не знал непризнания и одиночества. Выдающиеся люди считали его своим единомышленником. Так, Шуман называл Мендельсона «вторым Моцартом», мечтая сочинять симфонии, столь же ясные и уравновешенные, а Гейне говорил о нем как о «музыкальном чуде».

Однако спустя некоторое время имя Мендельсона перестало вызывать былой энтузиазм. То, что он был стойким приверженцем классических традиций, дало повод причислить его к принципиальным консерваторам и вызвало обвинения в академизме. Ясность и уравновешенность в бурную эпоху позднего романтизма казались равнодушием и рассудочностью. Широкую популярность «Песен без слов» объясняли расчетом на невзыскательные вкусы. Музыку Мендельсона стали критиковать за отсутствие философской глубины, бетховенской героики и яркой новизны, противопоставляя новаторству Берлиоза и Листа.

Творческое наследие Мендельсона охватывает абсолютно все музыкальные жанры своего времени. Наиболее обширная и значительная часть – это инструментальная музыка. Она представлена симфониями, увертюрами, концертами, камерными ансамблями и сонатами для разных инструментов, в том числе органа, а так же фортепианными сочинениями.

В фондах нашей библиотеки творчество Ф. Мендельсона представлено книгой Аллы Констаниновны Кенигберг «Увертюры Мендельсона» (Москва, 1961). Настоящий труд рассказывает о жанре увертюры, о ее многовековой истории, о истоках связанных с оперой. Мендельсон среди композиторов, писавших увертюры, не является исключением. Ему принадлежат десять увертюр. Они создавались в разное время, первая – когда композитору было всего 15 лет, последняя – за три года до смерти. Лучшие увертюры композитора – ярко новаторские произведениям, это подлинные симфонические поэмы эпохи романтизма.

Творчество Мендельсона представлено в виде аудиозаписей на виниловых и лазерных носителях. Читатели нашей библиотеки могут бесплатно воспользоваться фонотекой.

Предлагаем список произведений наиболее интересных для прослушивания:

Мендельсон-Бартольди Ф. Симфония N 4: ля мажор: соч. 90 «Итальянская». Симфония N 5: ре мажор: соч. 107 «Реформационная» / исполн. Гевандхаусоркестр; дир. К. Мазур. - Германия, 1972. - (Инв. № 3850 – НОТ);

Мендельсон Ф. Гебриды («Фингалова пещера»): увертюра: соч. 26. Морская тишь и счастливое плаванье: увертюра: соч. 27 / исполн. Берлинский филармонич. орк.; дир. Л. Блех. - Москва, 1982. - (Инв. № 3389 – НОТ);

Мендельсон Ф. Концерт N 1: для фортепиано с оркестром: соль минор: соч. 25 / исполн. А. Слободяник, фортепиано; исполн. Гос. академ. симф. оркестр СССР; дир. В. Вербицкий. - Москва, 1981. – (Инв. № 2841 – НОТ);

Мендельсон Ф. Концерт для скрипки с оркестром / исполн., скрипка Д. Ойстрах; исполн. Гос. симф. орк. СССР; дир. К. Кондрашин. - Москва, 1956. – (Инв. № 8365 – НОТ);

Мендельсон Ф. Песни без слов: для фортепиано / исполн., фортепиано В. Постникова. – Москва, 1978. - (Инв. № 2241 – НОТ);

Мендельсон Ф. Симфония N 3: ля минор: соч. 56 / исполн. Гос. симф. оркестр СССР; дир. Н. Рахлин. – Москва,1956. - (Инв. № 74 – НОТ);

Мендельсон Ф. Соната N 1: для скрипки и фортепиано: фа минор: соч. 4 / исполн. О. Каган, скрипка; партия ф-но В. Сканави. – Москва, 1983. –

(Инв. № 40565 – НОТ);

Мендельсон Ф. Сонаты: для виолончели и фортепиано / исполн. П. Коин, виолончель, П. Коэн, фортепиано. - Англия, 1992. – (Инв. № 6939 – НОТ);

Мендельсон Ф. Сон в летнюю ночь: сюта из музыки к комедии В. Шекспира / исполн. Венский филарм. орк.; дир. П. Монтэ. – Москва,1968. – (Инв. № 7922 – НОТ);

Мендельсон Ф. Фантазия фа-диез минор: соч. 28 / исполн. А. Слободяник, фортепиано. – Москва, 1990. – (Инв. № 6800 – НОТ);

Мендельсон Ф. Шесть сонат для органа: соч. 65 / исполн. Р. Уусвяли, орган. - 1985. – (Инв. № 4721 – НОТ);

Мендельсон-Бартольди Ф. Концерт: для скрипки с оркестром: e-moll: Op. 64. / Ф. Мендельсон-Бартольди, исполн. Х. Спиткова, скрипка, Филармония Славоника; дир. А. Лиццио. - Австрия, 1990. – (Инв. № 5837 – НОТ);

Мендельсон-Бартольди Ф. Симфонии №№ 4, 5 / исполн. Лондонский Симф. оркестр; дир. А. Шольц. - Австрия, 1990. – (Инв. № 5837 – НОТ);

Информацию подготовила вед. библиотекарь отдела нотных изданий А.И. Иллич.










tounb-logo.gif arbicon.jpg vladimir.jpg libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Avrora.jpg kkx.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки