Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
О методах лечения способами народной медицины
Обратимся к статье С.Н. Рыбко «К вопросу о методах лечения в народной медицине (православный аспект)» (Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2004 год. Дикаревские чтения (11). Краснодар, 2005. С. 198-209). В ней предпринята попытка осветить некоторые методы лечения, используемые в народной медицине и не противоречащие православному вероучению. В работе использованы документальные источники и материалы, записанные в ходе фольклорно-этнографических исследований на Кубани.
В основе статьи лежат современные свидетельства о методах лечения, которые применяются в народной среде на Кубани. Автор указывает, что «православная церковь всегда благословляла обращаться за лечебной помощью к ней или к врачам. Если больной уклонялся от лечения у врача, уповая на самоисцеление, то это вменялось ему церковью во грех - «грех риска здоровьем и жизнью, являющимися Божиим достоянием». Однако церковь всегда отрицательно относилась и относится к лечению людей у «бабушек», знахарей, колдунов, а также служителей различного рода оккультных наук: магов, экстрасенсов, гипнотизёров и т. д. Потому что, обращаясь к ним за помощью, человек совершает грех против Бога. Путём приобретения здоровья душа такого человека продаётся дьяволу» (Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2004 год. Дикаревские чтения (11). Краснодар, 2005. С. 199).
С.Н. Рыбко выделяет три основные группы методов лечения, не противоречащих православному вероучению:
- лечение через Святые Таинства: исповедь, причастие, соборование (елеосвящение);
- лечение через церковные святыни: святая вода, елей, антидор, артос, просфора;
- лечение через святые источники, чудотворные иконы, святые мощи, святое миро, личные вещи святых угодников Божиих, и другие святыни (Там же, с. 200).
При лечении всякой болезни обращаются к Святым Таинствам церкви: исповеди, причастию, соборованию. Согласно православному вероучению, святая вода, елей, просфора исполнены благодати Святого Духа через призывание на них имени Божия. Как раньше, так и теперь в домах людей хранится святая крещенская вода, обладающая огромной целительной силой.
Святое Предание сохранило множество случаев чудесной помощи и исцелений, проистекающих от святых икон. «Чудотворных икон немало и на Кубани: икона Богоматери «Всецарица» (г. Краснодар, храм Богоматери «Всецарица» и храм Рождества Христова) исцеляет от раковых заболеваний, Казанская икона Богоматери (Свято-Екатерининский кафедральный собор) также помогает при различных болезнях. Этот образ, наряду с образом иконы Богоматери «Всецарица», люди продолжают украшать драгоценностями и крестиками в знак благодарности за исцеление и полученную милость по молитвам, возносимым перед ними» (Там же, с. 204).
Автор статьи показывает связь старинных народных православных традиций с современными: «По-прежнему в народной среде целебной силой наделяются травы и плоды, освященные в церкви в дни праздников: Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Троица, Пасха, Преображение Господне (яблочный Спас). Плоды употребляли в пищу, травы хранили в доме в святом углу и использовали при лечении различных болезней.
За исцеление от болезни, по обету, служат благодарственные молебны, жертвуют деньги на строительство храмов и монастырей. Редко, но продолжает существовать традиция ходить пешком с целью поклонения святым мощам, возводить храмы и часовни, заказывать иконы, вышивать рушники, которые затем жертвуют на храм» (Там же, с. 206-207).
Таким образом, приведенные выше средства лечения, применяемые в народной медицине кубанцев, позволяют говорить о том, что они устойчиво сохранились в современном быту и свидетельствуют о приверженности кубанцев православным духовным традициям.
Подготовила Полякова О.Н. |