Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
«СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»
В 1936 году на основе нескольких мультипликационных цехов разных кинофабрик в Москве была создана студия «Союзмультфильм» – крупнейший в Европе центр производства рисованных и кукольных фильмов. Объединив силы мастеров этого своеобразного вида кино, студия стала своего рода аккумулятором художественного опыта. Традиции высокопрофессиональной отечественной мультипликации берут своё начало именно в первых фильмах и первых учебных курсах студии. Вместе со всем советским кино она прошла большой путь творческих исканий. С годами расширялось производство, совершенствовалось мастерство. Появлялись новые имена. На «Союзмультфильме» развиваются и крепнут новые стили, направления, манеры. Ширится тематическое и жанровое разнообразие. Советская мультипликация научилась глубокому философскому взгляду на жизнь, она наравне с игровым кинематографом художественно осмысливала реальность, сохраняя при этом чувство юмора. О недавнем прошлом и об изменчивом состоянии студии начала 90-х годов прошлого века рассказывает книга «Сотворение фильма» (М., 1990). Она написана так, что её будет интересно прочесть всем, кто любит мудрое, красивое, весёлое искусство мультипликационного кино. О чуде рождения фильма рассказывают его творцы: драматурги, режиссёры, художники, операторы, композиторы. В книге С.В. Асенина «Мир мультфильма» (М., 1986), сочетающей исторический анализ и теоретические проблемы, показана самобытность мультипликации нескольких стран, особенности развития национальных школ этого искусства. Первая глава издания посвящена путям развития советской мультипликации, рассмотрению её эстетических проблем. В анимационном кино трудятся люди, преданные своему искусству, влюблённые в него, уверенные в его неограниченных возможностях. Исключительно важна роль режиссёра мультфильма. Книга «Мастера советской мультипликации» (М., 1972) содержит несколько портретов крупнейших мастеров советской рисованной мультипликации, стоявших у её истоков, пионеров и первопроходцев. На пересечении путей графики и кинематографа, в результате слияния их выразительных возможностей возникла новая форма киноискусства – графический фильм. Рисунок зашевелился и ожил на экране, получил сюжетно-драматическое развитие, способность существовать во времени. Роль художника мультипликационного кино раскрывается в альбоме «Художники советского мультфильма» (М., 1978). Творческие задачи художника-постановщика ответственны и разнообразны. Он формирует зрительный образ фильма, его изобразительный стиль, разрабатывает декорационную среду, графическую характеристику персонажа. В альбоме представлены раскадровки, эскизы декораций и типажей. И.П. Иванов-Вано «Кадр за кадром» (М., 1980) – именно принцип покадровой съёмки, лежащий в основе мультипликации, стал названием и центральным образом книги размышлений патриарха отечественной анимации об искусстве рисованного и кукольного кино, которому Иванов-Вано посвятил более полувека творческой жизни. Режиссёрские мемуары содержат богатый конкретный материал, и читатели вслед за автором попадают в мир мультфильма, где кадр за кадром раскрывает свои необозримые просторы, язвительные парадоксы и хитроумные лабиринты человеческая фантазия. Более полувека проработал на знаменитой студии «Союзмультфильм» режиссёр самого длинного и самого известного отечественного мультсериала «Ну, погоди!» В.М. Котёночкин. Интересно и увлекательно рассказывает он о своих фильмах, о товарищах по студии, об истории отечественного мультипликационного кино в книге «Ну, Котёночкин, погоди!» (М., 1999). Ко времени написания книги «Союзмультфильм» распался на несколько небольших самостоятельных студий, но завершает повествование В.М. Котёночкин оптимистично: «Проработав полвека в мультипликационном кино, я могу, положив руку на сердце, сказать, что у нас есть своя отечественная школа мультипликации. Во всём мире о наших фильмах писали как о фильмах добрых, исполненных любви ко всему живому на земле. В будущем у нашего российского мультипликационного кино очень большие возможности…».
Материал подготовлен В.П. Гугниной, главным библиотекарем отдела литературы по искусству Ждём Вас! государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края "Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина" г.Краснодар, ул. Красная, дом 8
в отделе периодических изданий ежедневно, кроме пятницы с 9.30 до 19.00 часов. Тел. (861) 268-09-33
Дополнительные услуги отдела: - Копирование информации на компакт-диск читателя. - Распечатка текста на принтере. - Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам. - Электронный набор текстов сотрудником библиотеки (30 строк на листе, 60 знаков в строке), внесение поправок в набранные тексты |