name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.JPG

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


В эпоху войн и революций.

К 100-летию пребывания М.А. Волошина в Екатеринодаре (1919)

 

01 Волошин М.А. Автопортрет. 1919..jpgМаксимилиан Александрович Волошин (1877–1932) – известный поэт и переводчик, литературный и театральный критик, автор статей по эстетике модернизма и символизма, живописец. Имя Максимилиана Волошина в русской культуре конца XIX – начала XX века занимает особое место. Его первый сборник стихов, опубликованный в 1910 году, сразу поставил его в один ряд с такими крупнейшими поэтами-символистами, как Валерий Брюсов и Александр Блок. По оригинальности своего дарования, пожалуй, он более других ассоциируется с Серебряным веком с его многогранной эстетикой.

М.А. Волошин родился в Киеве, долгие годы провел в Крыму. С 1917 года, с началом эпохи великих потрясений, постоянно жил в своем доме в Коктебеле, где, как он позже напишет в стихотворении «Дом поэта» (1926), скрываются от преследований «и красный вождь, и белый офицер».

 

02 Дом в Коктебеле.jpgВ те дни мой дом – слепой и запустелый –

Хранил права убежища, как храм,

И растворялся только беглецам,

Скрывавшимся от петли и расстрела.

И красный вождь, и белый офицер –

Фанатики непримиримых вер –

Искали здесь под кровлею поэта

Убежища, защиты и совета.

Я ж делал всё, чтоб братьям помешать

Себя – губить, друг друга – истреблять,

И сам читал – в одном столбце с другими

В кровавых списках собственное имя…

 

Живший в Крыму поэт был тесно связан с литераторами нашего края. Близкие дружественные отношения в течение многих лет поддерживал он с поэтессой Черубиной де Габриак (Е.И. Дмитриевой), которая в 1920 году вместе с С.Я. Маршаком создаст в Екатеринодаре-Краснодаре детский театр, напишет для него множество пьес. Находясь в Краснодаре, Е.И. Дмитриева переписывалась с Волошиным, считала его своим близким другом и учителем. Впоследствии в своей «Автобиографии Черубины де Габриак» Е.И. Дмитриева писала о Волошине: «Считаю его очень большим художником. У него большая эрудиция и особое умение брать слово. Его акварели похожи на жемчужины и на самые нежные работы японских мастеров. Если в его теперешних стихах – весь целиком его дух, то в его акварелях осталась его душа, которую мало кто угадывал до конца».

Многолетняя дружба связывала Волошина и с другой кубанской поэтессой – Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, будущей матерью Марией, которая была знакома с Максимилианом Волошиным еще с детства. Юную Елизавету Юрьевну привлекали в нем поэтический дар и мастерство художника, ведь она сама в ту пору начинала писать стихи и увлекалась живописью. Когда в 1919 году до Волошина дошли сведения о суде над Кузьминой-Караваевой за кратковременное сотрудничество с большевиками, он вместе с А. Толстым, Тэффи и другими писателями направил генералу А. Деникину письменный протест.

03 Волошин в Екатеринодаре.jpg

В том же 1919 году Максимилиан Волошин вступился на суде в Екатеринодаре за литератора, крупного ученого, историка, археолога и палеографа Н.А. Маркса. Он тоже обвинялся в сотрудничестве с большевиками, но заступничество Волошина, предпринявшего поездку в Екатеринодар, помогло добиться освобождения. В 1920 году Н.А. Маркс стал первым ректором только что открытого Кубанского государственного университета.

Шла гражд анская война, и власть на юге России менялась с пугающей частотой. В 1919-1920 гг. Максимилиан Волошин приезжал из Крыма в Екатеринодар и выступал с чтением своих стихов. Летом 1919 года в екатеринодарском театре «Мон Плезир» он читал стихи о революции…

В связи с военными событиями в Екатеринодаре тогда оказалась большая часть творческой русской интеллигенции. Позже об этом рассказала известная писательница Н.А. Тэффи в своей книге «Ностальгия»: «Екатеринодар был тогда нашим центром, нашей столицей…»

Волошин ощущал себя «над схваткой» и писал в письме к другу: «Мои стихи одинаково нравятся и большевикам, и добровольцам. Я, относясь ко всем партиям с глубоким снисхождением, как к отдельным видам коллективного безумия, ни к одной из них не питаю враждебности: человек мне важнее его убеждений. Поэтому единственная форма активной деятельности, которую я себе позволил, – это мешать людям расстреливать друг друга».

Действительно, Максимилиану Волошину, деятелю культуры, известному в то время и белым, и красным, удалось в послереволюционные годы спасти жизнь таким поэтам, как Осип Мандельштам и Марина Цветаева.

Возвращаясь из Екатеринодара домой, М. Волошин навестил в Ростове-на-Дону М. Шагинян. В Коктебеле он написал стихотворение «На вокзале» (1919), отразившее его впечатления от поездки по югу России.

04 Коктебельские пейзажи.jpgС началом военных и революционных событий Волошин почти не писал. Блестящий эссеист, литературовед и исследователь искусств уступает место художнику и поэту. Когда-то во Франции он взялся за кисти и краски для того, чтобы полнее разобраться в современной живописи, досконально понять творческий процесс. Теперь он не расстается с ними и часто начинает день с этюдов.

М. Волошин и его близкий друг, крымский художник К. Богаевский, создали в своем творчестве художественный образ Крыма легендарной древнейшей эпохи – Киммерию, не уставая изображать ее в своих поэтических и живописных произведениях.

В Крыму Волошин оказался в самой смертоносной гуще событий эпохи. Его убеждение о необходимости разделить участь всех жертв в братоубийственной войне была глубоко выстраданной позицией христианина. Бесконечные вариации крымских пейзажей – своеобразная молитва, настраивающая душу на миролюбивый лад, дающая свет и покой.

Сказочной, фантастической Киммерия Максимилиана Волошина предстает в его акварелях. Художник построил для себя большую мастерскую, получившую название «Дом поэта», и сам стал своеобразным символом маленького поселка Коктебель, расположенного в юго-восточной части Крыма.

05 Пейзажи Волошина в музее Коваленко.jpg

Пять акварелей Максимилиана Волошина, хранящиеся в Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко, были подарены автором в марте 1926 года. На этих небольших работах – виды из окна дома художника на море и горную гряду Карадаг. Одна из акварелей подписана поэтической строкой: «Вечерний профиль Карадага над успокоенной водой». Другая подпись не менее поэтична: «Под серебристой паутиной зубчатый очерк Кок-Кая» – той самой горы, на которой четко отобразился знаменитый профиль поэта.

06 Музей Коваленко.jpg

В Краснодарский художественный музей акварели Максимилиана Волошина попали не случайно. Активную роль в формировании коллекции музея сыграл Ромуальд Казимирович Войцик, который с 1924 года стал его научным сотрудником, а затем и директором. Р. Войцик лично написал М. Волошину письмо с просьбой украсить экспозицию краснодарского музея его работами. И вскоре ими уже любовалась краснодарская публика. В следующем письме к Волошину Войцик с благодарностью отмечал: «Это «лучшие страницы» нашего скромного музея, однако наполненные немузейной действенности и глубокого очарования».

В истории живописи акварельным пейзажам Волошина принадлежит особое место. Оно обусловлено глубоким своеобразием их содержания и неповторимостью художественной формы. В бумагах М.А. Волошина найдена незавершенная статья «О самом себе», в которой автор рассказывает о своем пути к искусству акварелиста и о собственном творческом методе в создании пейзажей. Но на восприятие творчества Максимилиана Волошина в огромной степени оказывает влияние его личность.

Волошин как человек и гражданин не смог остаться вне политических событий. Войны и революции, обрушившиеся на Россию в начале XX века и настолько изменившие ее, стали одними из важнейших рубежей и в жизни художника. Он воспринял грозные события как философ, как человек, абсолютно не приемлющий насилия, но главное – как истинный сын России. Об этом говорят его стихи, поступки, его жизнь. В первые годы смуты на предложение эмигрировать Максимилиан Александрович ответил: «Когда мать больна, дети ее остаются с нею». Испытав ужас белого и красного террора и голод, художник-поэт твердо стоял на своем – он должен жить в России.

Страдания Отечества Максимилиан Волошин воспринимал как собственную боль, крушение многовековой державы – как личную трагедию. Он сознательно отказывался воевать, не хотел принимать сторону ни белых, ни красных, не вступал ни в одну политическую партию, но при этом являлся истинным патриотом. Умея сохранять силу духа во времена смуты, он находил общий язык со всеми, белые и красные для него всегда были прежде всего людьми.

 

И не смолкает грохот битв

По всем просторам южной степи

Средь золотых великолепий

Конями вытоптанных жнитв.

 

И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас — тот против нас.

Нет безразличных: правда с нами».

 

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

«Гражданская война». 1919.

 

07 Г. Верейский. Портрет М. Волошина.jpgСвою тревогу, протест, надежду М.А. Волошин выражал в творчестве: в острых статьях, в пронзительных стихах, в светлых пейзажах. В них, несмотря ни на что, по-прежнему величественной и светлой представала древняя Киммерия, образ которой у Волошина ассоциировался с вечностью мира. В противовес царящему хаосу он создавал живописные образы – светлые, лирические, таинственные, выражающие мудрость мира, спокойствие вековых просторов. Таковы его многочисленные пейзажи: «Сюрю-Кая» (1924), «Вечернее облако» (1925), «Склоны горы Святой» (1926) и другие. Неприятие жестокости, абсурда войны он выражал не только в творчестве: в живописи, поэзии, публицистике, но и в конкретных действиях. Он становился на защиту всех, кому грозила опасность в годы великой смуты. Люди для него оставались людьми, без учета их политических убеждений, их принадлежности к каким-либо партиям и обществам. М.И. Цветаева, объясняя его позицию, писала: «Макс неизменно стоял вне: за каждого и ни против кого».

В великом пламени революционных лет хозяин дома в Коктебеле сумел сохранить очаг добра, мудрости и терпимости.

Разносторонне одаренный человек, поэт, художник, яркая индивидуальность, самобытная личность, Максимилиан Волошин все же сумел остаться не оторванным от реальности эстетом, но реалистом в широком смысле этого слова: в своих суждениях об истории, современности и, прежде всего, о художественном творчестве. Показательны его слова: «Пейзажист должен изображать землю, по которой можно ходить... и должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть...»

 

Источники:

 

Бащенко, Р. Д. К. Ф. Богаевский : монография. – Москва, 1984. – 296 с. : ил. – Из содерж. : Репродукции. 72. В Коктебеле. Дом М.А. Волошина. 1905.

Константин Богаевский / авт. текста В. Манин. – Москва, 2000. – С. 7.

Веленгурин, Н. Ф. Максимилиан Волошин и Кубань: из творческого наследия Н.Ф. Веленгурина // Литературная Кубань. – 2000. – 16-30 нояб. – С. 2.

Волошин, М. А. Избранное : Стихотворения. Воспоминания. Переписка / вступ. ст. и коммент. З. Давыдова, В. Купченко. – Минск, 1993. – 479 с. : ил.

Волошин, М. А. Коктебельские берега: поэзия, рисунки, акварели, статьи. – Симферополь, 1990. – 244 с. : ил.

Волошин, М. А. О самом себе // Волошин, М. Пейзажи. – Ленинград, 1970. –       С. 17-20.

Волошин, М. Пейзажи. – Ленинград, 1970. – 20 с. : ил.

Максимилиан Волошин – художник : сборник материалов / сост. Р. И. Попова. – Москва, 1976. – 238 с. : ил.

Екатеринодар – Краснодар : два века города в датах, событиях, воспоминаниях [1793 - 1993] : материалы к летописи / сост. А. М. Авраменко, Гос. архив Краснодар. края, Центр документации новейшей истории Краснодар. края. – Краснодар, 1993. – С. 436, 455.

Жарких, В. Максимилиан Волошин о природе подсознательного // Искусство. – 1989. – № 2. – С. 51-53.

Искусство автографа: инскрипты писателей и художников в частных собраниях российских библиофилов / сост. М. Сеславинский. – Т. 1 : А – И. – 2015. – 375 с. : ил. – Из содерж. : М. Волошин. – С. 206-213.

Елизавета Кузьмина-Караваева // Веленгурин, Н. Ф. Пути и судьбы : литературные очерки. – Краснодар, 1988. – 252 с.

Е.Ю. Кузьмина-Караваева // Земляки : сборник. – Т. 2. – 2015. – 243 с.

Купченко, В. П. Жизнь Максимилиана Волошина : док. повествование – Санкт-Петербург, 2000. – 399 с. : ил.

Купченко, В. П. Труды и дни Максимилиана Волошина: летопись жизни и творчества, 1877-1916. – Санкт-Петербург, 2002. – 512 с.

Левичев, С. Первый ректор Кубанского университета // Вольная Кубань. – 2016. – 24 марта. – Прил. : Над Кубанью. – Из содерж. : О Н.А. Марксе, известном российском ученом – археологе, этнографе, историке, первом ректоре Кубанского университета.

Мирошниченко, Н. Ясновидец вещей // Русское искусство. – 2007. – № IV. – С. 38-45.

Русское искусство первой трети XX века : каталог / Департамент культуры Краснодар. края, Краснодар. краев. худож. музей им. Ф. А. Коваленко. – Самара, 2011. – С. 31-34.

Скоробогачева, Е. А. Максимилиан Волошин, 1877-1932. – Москва, 2012. – 96 с. : ил.

Солодовников, Ю. А. Акварели Максимилиана Волошина в фондах Краснодарского художественного музея им. Ф.А. Коваленко. (К истории формирования коллекции и творческих взаимосвязей) // Голос минувшего. – 2003. – № 3-4. – С.95-96.

Солодовников, Ю. А. «Дело» профессора Войцика: исследования и документы / Ю. А. Солодовников, Департамент культуры Краснодар. края, Краснодар. краев. худож. музей им. Ф. А. Коваленко. – Краснодар, 2009. – С. 81-85.

Черубина де Габриак. Исповедь. – Москва, 1999. – 384 с.

 

Подготовлено заведующей отделом

литературы по искусству Поляковой О.Н.


График работы библиотеки: ежедневно с 9.30 до 19.00 часов, кроме пятницы и последнего дня месяца.

Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, дом 8


Дополнительные услуги

- Доступ к диссертациям в электронной форме, хранящимся в Российской государственной библиотеке (г. Москва).

- Доступ к полнотекстовой базе данных Литрес, Библиороссика – художественная и научная литература (в том числе удаленный доступ).

- Поиск информации в базах данных по различным тематикам (патенты (ФИПС), право, юриспруденция, социология, психология, маркетинг, реклама и др.).

- Копирование информации на USB-носитель, компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере, ксерокопирование (также в цвете).

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов, внесение поправок в набранные тексты (редактирование).

 



yandex tounb-logo.gif libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки polpred_banner.png yandex yandex