Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
ШЕДЕВРЫ НЕМЕЦКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Немецкий Ренессанс не являлся подражанием итальянскому. Он обладал ярко выраженным своеобразием и имел свою предысторию. В Германии гораздо дольше, чем на родине гуманизма, сохранялся дух Средневековья. Религиозная составляющая была очень значительна в немецком Ренессансе. Художники-северяне передавали каждую деталь земной реальности с предельной точностью и религиозным благоговением. Немецкие художники свободно обращались с приёмами готики в тех случаях, когда хотели добиться максимальной экспрессии рисунка и цвета, необходимой для воплощения образа. Возник своеобразный симбиоз ренессансного жизнеподобия и готической иррациональности.
Последовательному изложению истории искусства Ренессанса в Северной Европе посвящено энциклопедическое издание «Шедевры Северного Возрождения» (М., 2007). Культура Северного Возрождения рождалась в тесной взаимосвязи трёх национальных традиций: Нидерландов, Германии, Франции, тончайшие личные и творческие связи между мастерами отдельных школ и направлений создавали единство эстетики, художественных приёмов, живописного языка. Помещённый в конце издания указатель произведений, принадлежащих художникам, чьи фамилии приведены в алфавитном порядке, позволяет вычленить из общего потока повествования работы мастеров немецкого Возрождения.
Принадлежностью книги Северное Возрождение» (М., 2009) к серии «Художественные направления и стили» предопределён стержневой мотив издания – выявление особенностей Ренессанса на Севере. Северное Возрождение, в отличие от итальянского, было Возрождением без античности. Мастера Севера опирались на достижения романского и готического искусства. И в главе «Германия» автор книги прослеживает мощное влияние средневекового искусства на немецких живописцев; экспрессивный, порывистый, эмоциональный язык художественных творений воспринимался здесь гораздо яснее, чем гармоничный покой классических форм.
В книге «Мировое искусство. Мастера Северного Возрождения» (СПб., 2006) рассматривается искусство самобытных национальных школ нескольких европейских стран, в том числе Германии, в которой искусство Возрождения формировалось под влиянием жесточайшей религиозной борьбы, привнесшей драматизм и эмоциональное напряжение. Приёмы реалистического изображения формы немецкие художники подчиняли эмоциональным переживаниям. Более 1000 цветных репродукций и расположенные в алфавитном порядке биографии мастеров живописи позволяют максимально быстро обнаружить шедевры немецкого Возрождения.
Альбом «Немецкая живопись» (СПб., 2004) вышел в серии «Национальные школы живописи», и автор текста Ходаковский Е.В. выявляет особенности немецкой культуры, свойства германского художественного почерка. Основным средством познания мира у германцев было не рационалистическое осмысление, а эмоциональная рефлексия, правдивость изображения игнорировалась ради эмоциональной насыщенности. Соответственно и в главе «Ренессанс в немецкой живописи» шедевры германской живописи рассматриваются автором сквозь призму её эмоциональной и духовной направленности.
Новую серию словарей, в которой представлены творческие биографии европейских художников от Средневековья до Нового времени, предлагает издательство «Азбука». В подготовке проекта задействованы сотрудники Эрмитажа и искусствоведы Санкт-Петербурга. Адресованы словари самому широкому кругу читателей. Один из предполагаемых семи томов посвящён живописи двух крупнейших европейских стран: Камчатова А., Котломанов А., Кроллау Н. «Германия. Англия: Биографический словарь» (СПб., 2008). Жизнеописания прославленных мастеров и менее известных художников, обзорные статьи и богатый иллюстративный ряд дают достаточно полное представление об истории изобразительного искусства Германии в эпоху Возрождения. Алфавитный принцип расположения материала, список иллюстраций и именной указатель облегчают поиск информации. В словаре приводятся сведения о месте хранения живописных произведений, списки литературы о творчестве каждого художника.
Эстетическая насыщенность, стремление к экспрессивности, умение примирить рисунок и цвет, плоскость и пространство – черты национальной самобытности немецкой живописи. Этими достоинствами обладают и произведения немецких художников, репродуцированные в альбоме «Немецкая живопись в музеях Советского Союза» (Л., 1972). Автор-составитель альбома Михаил Яковлевич Либман является разносторонним специалистом и знатоком искусства Германии от Возрождения до ХХ века, что и нашло отражение в рассматриваемом альбоме. Альбом сопровождается аннотациями, содержащими основную литературу о каждой картине.
В альбоме «Немецкая и австрийская живопись XV – XVIII веков в Эрмитаже» (Л., 1989) репродуцированы 192 лучшие картины немецкой коллекции музея, но в Эрмитаже имеются лишь единичные произведения самой замечательной поры немецкого искусства – эпохи Возрождения. Вступительная статья к альбому (автор Николай Николаевич Никулин) даёт характеристику немецкой коллекции Эрмитажа и отдельных составляющих её памятников, анализирует работы Кранаха, являющиеся гордостью собрания. В научном каталоге каждая картина снабжена подробной аннотацией, отражающей состояние научных исследований на момент выхода альбома.
Полностью коллекция немецкой живописи Эрмитажа опубликована в 14 и 15 томах многотомного каталога – совместного издательского проекта России и Италии. Отдел располагает одним из томов – «Немецкая и австрийская живопись XV – XVIII века» (Л., 1987), автором-составителем которого является Н.Н. Никулин.
Эрмитажное собрание немецкой живописи содержит много произведений выдающихся мастеров, ещё больше – второстепенных и малоизвестных. Обилие немецких картин в музее обусловлено многовековыми русско-немецкими связями. «Христос на Страшном суде» – одно из первых произведений старого немецкого искусства, попавших в Россию (оно было преподнесено в дар Петру I магистратом города Эльбинга) и поступивших затем в Эрмитаж. Раздел «Немецкая живопись XV – XVII веков» каталога содержит описание шедевров эпохи Возрождения.
В эпоху Возрождения рисунок становится важным средством познания действительности, исходным этапом творчества в любом виде изобразительного искусства. А. Дюрер поднял рисунок на необычайную высоту, уравнял его с другими видами искусства.
Публикация серии альбомов «Рисунки старых мастеров», состоящей из 14 выпусков, осуществлена издательством «Изобразительное искусство» по контракту с итальянским издательством «Фрателли Фаббри». Вступительные статьи и аннотации к рисункам серии написаны крупнейшими специалистами в области графического искусства. Автором альбома «Шедевры немецкого Возрождения» (М., 1984) является француженка Тереза Герси.
Каталог «Немецкий, австрийский и швейцарский рисунок XV – XVIII веков» (М., 2009), изданный Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, является первой полностью иллюстрированной публикацией рисунков художников немецкоязычных стран. Московское собрание немецкого рисунка не может претендовать на историческую полноту, в нём прекрасные образцы рисунка соседствуют с копиями и дилетантскими работами. Шедеврами коллекции считаются два уникальных произведения А. Дюрера: лист «Танцующие и музицирующие путти» и «Автопортрет» на зелёной грунтованной бумаге. Каталог, составленный Галиной Кислых, содержит более 500 рисунков немецких художников. Он дополнен справочным аппаратом, включающим алфавитные указатели художников на немецком и русском языках, список выставок и литературы.
Шедеврами немецкого Возрождения располагает и Краснодарский художественный музей, о чём свидетельствуеткаталог «Искусство Германии XVI – XIX веков» (М. – Краснодар, 2007) и выставка из фондов музея с таким названием, прошедшая в Москве. Выставка явилась частью долгосрочного проекта, разработанного посольством Германии, который представляет немецкое искусство из собраний региональных музеев России, чтобы познакомить широкую публику с образцами немецкого культурного наследия.
Немецкая коллекция художественного музея им. Ф.А. Коваленко невелика: около двадцати живописных произведений, несколько десятков графических листов, богаче представлен фарфор. Основу музейного собрания немецкого искусства составили поступления из Эрмитажа, чем обусловлено появление двух графических листов великого Альбрехта Дюрера: «Святое семейство с тремя зайцами» и «Христос-страстотерпец у колонны» – гордости краснодарского музея. Каталог состоит из трёх разделов, в нём принята сквозная нумерация, в цветном изображении воспроизводятся живописные произведения и часть фарфоровых изделий.
Ренессанс близок нам эмоциональной открытостью образов, вышедших из-под кисти и резца и поистине из глубины души его мастеров. Художники Севера и Юга за внешне различной оболочкой форм передали нам главное – богатство мыслей и чувств, извечную устремлённость человека к неведомым высотам духа.
Понять глубже, систематично и более детально эпоху Возрождения помогут издания: «Возрождение: 1401 – 1610: шедевры европейского искусства» (М., 2003), «Возрождение. XV век: Кватроченто (М., 2008), «Ренессанс: история, эстетика, мастера, шедевры» (М., 2009), подготовленные миланским историком искусства Стефано Дзуффи. Увлекательный, лаконичный, информативный текст, тонко продуманный подбор персоналий и иллюстраций, биографические статьи, словари – весь этот арсенал делает издания С. Дзуффи и незаменимым справочным источником, и занимательным чтением для любителей прекрасного.
|